Минский мотоцикл подлежал сожжению

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (84)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
 https://blukach.by/post/1516

 
 Я – мотоциклист по жизни. Впервые сел в 1975 году на мотороллер «Электрон». Сейчас езжу на китайском мотоцикле «Хорс Z-150». Между ними мои транспортные потребности удовлетворяли мотоцикл «Минск», мотороллер «Тулица», второй мотоцикл «Минск», третий мотоцикл «Минск», китайский мопед «Альфа», китайский мотоцикл «Райсер».

 Не буду характеризовать технические плюсы и минусы каждого транспортного средства, поскольку привёл их в мемуаре «Собственный транспорт строителя коммунизма». Сейчас лишь затрону те мотики, которые стали моими кровопивцами. Долго не рассусоливая, назову их сразу. Это все три «Минска». Когда я покупал каждого из них, питерский муж моей сестры Витька поучал:

 - Володя, зачем ты покупаешь «Минск»? Это же велосипед! Возьми «Восход».

 Я его, конечно, не слушал, за что доселе называю себя дураком. Резонен вопрос: почему тогда покупал? Отвечу.

 Мопеды не в счёт – зачем же тогда было платно учиться на мотоциклиста? Моей мечтой была «Паннония». Но её как раз во время моего обучения в автошколе сняли с производства. Самым дешёвым транспортным средством класса «мотоциклы» был мотороллер «Электрон». Я его первого и купил. Ничего хорошего. Заколебало постоянное ослабление натяжки цепи. Показывал специалистам. Лишь руками разводили. Продал.

 Первый «Минск» был ещё шестивольтовым.
 
 На четвёртой передаче по гравийке совсем не тянул, сбрасывал обороты и требовал третью. Под ветер по асфальту так же требовалось включение третьей передачи. По минской трассе от нынешнего «Гостиного двора» на горку в сторону Минска никогда не подъезжал на четвёртой, даже если ветер в попу.

 Может мне неудачный мотик попался? Да нет же. У моих братьев Васьки и Толика были такие же, и они также с ними горевали.
 
 Продал.

 «Тулица» - мощная машина. Но в ней аккумулятор. А на него можно было нарваться лишь в Тульской базе «Посылторга». Заказ или ответ: «Нет в наличии» приходилось ждать не менее двух месяцев.

 А аккумулятор, как известно, имеет систему зарядки. Вот она-то и выматывала нервы. То щётки не работают, то по иной причине искра убегает.
 
 Занимались зарядкой крупные специалисты. Возвращали искру-беглянку. Даже самодельные щётки мастерили. Но всё ведь подвержено износу. А запчасти в магазинах советской Беларуси никакие не продавались – восьмидесятые годы ведь стояли.

 Продал «Тулицу». Почему же тогда снова купил плохой «Минск»? Ну, потому, что он стал 12-вольтовым, и его все хвалили. А ещё потому, что более мощный «Восход» критиковали за плохую заводку. И он был дороже.

 «Яву-250» не хотел из-за дороговизны и статуса скоростного мотоцикла, которому подавай асфальт. А как же по грибы да на рыбалку добираться по лесной и береговой целине? «Иж» и другие тяжёлые мотоциклы с коляской даже не рассматривал по трём причинам: были слишком тяжелы для езды по пересечённой местности, продавались по длинной очереди, стоили дорого.

 Ещё один плюс имел «Минск». Кой-какие запчасти можно было купить в минском фирменном магазине мотовелозавода и выписать с базы «Белкоопторга».

 Вот и купил «Минск» в лепельском универмаге. Завёл, а он как попёр на вокзальную гору по улице Будённого, что я даже испугался: не в разнос ли двигатель заработал? Но наслаждался мощностью второго «Минска» недолго. Как пошло-поехало всё в нём ломаться. Что ни выезд, то поломка. Если надо кого-то отвезти к автобусу, необходимо за час до отправления попробовать заводить – вдруг опять искры нет. Поехал в Новолукомль за мясом - на полдороги заглох и не завёлся. Пока разбирался, припёр к километровому столбу с цифрой «20» - столько от Лепеля отъехал. Привёл домой пешком. Оказалось, бобина сгорела. А они-то не продаются. Но мне подогнали от грузовика ГАЗ.

 Второй раз поехал в Новолукомль за мясом. Ровно на повороте с Оршанки на город энергетиков полетела поршневая. Закатил во двор ближайшей деревни и на попутке домой добрался. Уже шли бардачные 90-е, и запчасти продавались в мотомагазине по улице Данукалова. Купил поршень с цилиндром, хоть и стоили дорого. Назавтра автобусом добрался до мотоцикла. Поставил. Приехал.

 Поехал продавать сигареты в Пышно. Цепь намотала чехлы на звёздочку и порвалась. Загнал во двор. Поехал в Лепель на попутке. Купил. Назавтра приехал автобусом, поставил.

 Это назвал крупные поломки. А мелких было, может, тысячи, а может, и весь миллион. Почти при каждой заводке искра пропадала. На каждом выезде ломалось всё: электрооборудование, сцепление, тормоза, спицы, резина, зеркало, ходовая…

 В общем, не просто много моей крови выпил «Минск», а забрал несколько лет жизни, порвав кучу нервов. Я сдался. Опустил руки. Не хотел даже подходить к кровопивцу. И задумался: как отомстить производителю за выпуск такого г…? И придумал.

 Тогда можно было всё. Не требовалось никаких заявлений на акцию. Митингуй. Собирай подписи. Становись в пикет. Но это мне казалось мелкой местью.

 Тогда я состоял в Беларусском Народном Фронте, и у меня были большие возможности. И вот что придумал: по своим каналам собрать оппозиционных журналистов, созвать друзей-знакомых, выбрать безопасное место в кустах и устроить публичное сожжение мотоцикла «Минск». Пусть распишут писаки на всю страну, на весь мир, какова продукция Минского мотовелозавода.

 Начал готовить письменную характеристику «Минска». Поделился своим намерением с лучшим другом Витькой питерским. А тот работал в мэрии Санкт-Петербурга. В общем, отговорил меня от сумасбродной затеи. Сказал, что во мне кипит злоба, и месть мне никакой материальной компенсации не принесёт, а власти ещё больше настрою против себя, станут мне мстить, вылавливать по каждой мелочи, не отмажусь…

 В общем, я сдался. Продал «Минск». Купил «Опеля-кадета». Выучился на водителя. Стал ездить. Однако мотоциклисту с моим стажем необходим был мотоцикл. И я купил… третий «Минск». До сих пор не пойму: зачем его? Наверное, к тому времени ещё не появились китайские мопеды и мотоциклы.

 И снова горевал. То, что сейчас добавлю к характеристике третьего «Минска», относится и к прежним двум.

 Как начал он мозги выедать! На гарантии полетела поршневая система. Притащил восемь километров по Минскому шоссе от поворота на Веребки до Сельхозтехники. Без разбирательства универмаг по гарантии привёз новый цилиндр с поршнем. Заменил. Поехал. Но ждал-то новую поршневую группу месяц – это в самый разгар мотосезона!

 Масло прёт со всех прокладочных соединений. Нужна спецодежда, поскольку колошины всегда промаслены. В них въедается пыль. Стиральная машина её не отмывает. Резерва хватает на пять километров: куда на нём заедешь? А в моём нынешнем «Хорсе» резервный запас бензина рассчитан на 38 километров – всегда дотянешь до заправки.

 Одна за другой перегорали 12-вольтовые лампочки. Не успевал менять, пока не поставил 24-вольтовые. Но на техосмотре просекли, что слабый свет. Прогнали. Пришлось менять генератор.

 Под седлом в коммутаторе имелся проводок, отключив который, можно было запускать мотор без ключа зажигания. Воры это прекрасно знали. Во время моего богатырского сна на турбазе в Полоцком районе угнали мотик из-под двери. Хорошо, что упал, вытек бензин. Оставили поблизости в лежащем положении.

 К метизам, крепящим мотор, не подлезть. Кое-как подкручивал гайки. Но этого было мало. Оттого крепёжные уши разбились, и двигатель при езде ходил ходуном, создавая дополнительную нагрузку на цепь. Не успевал менять.
 
 После зимовки заводил два месяца. Даже брал редакционного УАЗика, и шофёр Коля Краскович таскал меня на буксире.

 Нет стабилизатора освещения. Даёшь газу – светит. Сбросил обороты, лишь мерцает.

 В 2012 году случился дефолт. Из магазинов расхватали всё. Мне достался китайский мопед «Альфа».
 
 Как поехал, так ещё больше возненавидел «Минск». Никаких проблем. Ни с заводкой, ни с эксплуатацией. Зиму простоит в гараже, весной заряжу аккумулятор, и с первого раза заводится. Сел и поехал.

 Продал к чёрту опостылевший «Минск». Но мопед – вроде как несерьёзно. Купил китайский мотоцикл «Райсер». Золото! Нахвалиться не мог бесперебойной работой. Однако весной 2017 года «Райсер» ввёз меня в серьёзную аварию. Сам вдребезги, а меня отремонтировали хирурги. Но я к «китайцу» претензий не имею – «Ауди» перегородила мне главную дорогу, а он не успел среагировать. Врезался в двёрку. Я совершил кульбит через машину. Приземлился головой в асфальт. Мотоцикл вдребезги. Шлём раскололся. «Скорая» забрала без сознания. Поскольку виноватым не был, за компенсацию купил ещё более серьёзного «китайца» по имени «Хорс Z-150» объёмом двигателя 162 кубических сантиметра. Ездит третий сезон. Проблем мне не создаёт.
 
 После выхода с зимовки заводится моментально. Хочу что-то поджать, подкрутить, а нечего – всё на месте. Смывать надо лишь дождевую грязь, масло нигде не проступает. Прёт как мерин. Ну почему китайцы умеют делать, а беларусы нет?

 Когда выбирал «Хорса», продавец советовал взять «Минск». Только не «Минск»! Уговаривал: да теперь в нём ничего беларусского нет, всё из Китая. И я отвечал:

 - А название? Если бы было «Пекин», взял бы. А «Минск» у меня в печёнках сидит.

 Кстати, мой любимый «Хорс» из китайских запчастей собран на Гомельском мотороремонтном заводе. Парадокс! В Гомеле беларусы могут, а в Минске – нет.

 И последнее. Не верьте тем, кто хвалит свой "Минск". Так поступают те, кто иных мотиков не имел. Я же в течение 44 лет беспрерывно эксплуатировал восемь мотоциклов, три из которых "Мински", потому имею право заключить: хуже мотоцикла, чем чудо минского мотовелозавода, не встречал.


 Автор горько вздыхал над личной мототехникой 27 сентября 2019 года.


Рецензии