Блок. Я меч, заостренный с обеих... Прочтение
*
Я — меч, заостренный с обеих сторон.
Я правлю, Архангел, Ее Судьбой.
В щите моем камень зеленый зажжен.
Зажжен не мной, — Господней рукой.
Ему непомерность мою вручу,
Когда отыду на вечный сон.
Ей в мире оставлю мою свечу,
Оставлю мой камень, мой здешний звон.
Поставлю на страже звенящий стих.
Зеленый камень Ей в сердце зажгу.
И камень будет Ей друг и жених,
И Ей не солжет, как я не лгу.
Июль 1903
Напомню строки из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
«Дерзкое и неопытное сердце шепчет: "Ты свободен в волшебных мирах"; а лезвие таинственного меча уже приставлено к груди; символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою; он видит в ней клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь; и хочет сорвать в голубую полночь – "голубой цветок".
В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.
Лишь забудешься днем, иль проснешься в полночи,
Кто-то здесь. Мы вдвоем, -
Прямо в душу глядят лучезарные очи
Темной ночью и днем.
Тает лед, утихают сердечные вьюги,
Расцветают цветы.
Только Имя одно Лучезарной Подруги
Угадаешь ли ты?
(Вл. Соловьев)
Миры, предстающие взору в свете лучезарного меча, становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова. Вместе с тем, они начинают окрашиваться (здесь возникает первое глубокое знание о цветах); наконец, преобладающим является тот цвет, который мне всего легче назвать пурпурно-лиловым (хотя это название, может быть, не вполне точно).
Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно - и пронзает сердце теурга».
(Напомню значение слова «теург»: как демиурги создают, творят миры, так теурги работают с божественными сущностями.)
В этой статье явление лучезарного меча – теза символизма, антитезой станет появление "Незнакомки", которое станет и свидетельством краха теургии, опрощение «творения» до уровня «творчества».
Из дневников 1918 года:
«…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими “слезы, огонь и песню”, но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим — “потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу” (т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны)».
В стихотворении, пожалуй, едва ли не самом истовом во всем первом томе, он – именно провидец… Едва ли не в последний раз.
И о камне… Скорее всего здесь аллюзия на Евангелия от Матфея: «6:18. и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…»
То есть Архангел стихотворения на камне сем, вожженом Ей в сердце, надеется построить свою церковь...
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Я -меч, заострённый с обеих сторон».- Ср.: "Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч" (Откр. 1, 16 и II, 12).
- «И камень будет Ей друг и жених ...» - Отождествление образов мотивировано тем, что все они в евангельской символике связаны с Христом (см. коммент. к стих. "Я, отрок, зажигаю свечи ... " и "Пристань безмолвна, земля близка ... ").
[
Из Примечаний к стихотворению "Я, отрок, зажигаю свечи..." в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Жених сойдет из алтаря». - Ср. евангельский образ Христа-Жениха, приходящего в полночь (Мф., XXV, 6).
»
Из Примечаний к стихотворению "Пристань безмолвна, земля близка..." в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «... Поставьте в море на камне свечу!» - Камень, свеча - образы евангельского происхождения, связанные с идеей духовного спасения.
»
]
»
Свидетельство о публикации №219100300411