Заклинатель духов

Андрей  Анисимов



Заклинатель духов



рассказ




Мальчишка был худой, как  щепка, и очень грязный. На его тощем теле болтались какие-то лохмотья, которые даже трудно было назвать одеждой; просто бесформенное тряпьё, едва прикрывающее наготу. При этом их покрывал такой толстый слой белесой уличной пыли, что казалось, будто его специально вываляли в ней. Он был бос, а поскольку одетое на нём рваньё закрывало ноги лишь до колен, то помимо всё той же пыли, можно было лицезреть на них и многочисленные порезы, оставшиеся после штурмов унизанных острыми железными шипами заборов, огораживающих огороды и сады зажиточных горожан. Такие же отметины покрывали и руки. Он был жутко космат, его волосы, видимо, ни разу не видели ни ножниц, ни гребешка, ни мыла.  В общем – самый обычный мальчишка-нищий, один из армии всевозможного отребья, что наполняло улицы и площади столицы, пределом мечтаний которого, было набить желудок, или стащить у кого-нибудь пригоршню мелочи. Однако сейчас, войдя в дом, лицо его засияло таким восторгом, что Салех невольно крякнул. По всему видно было, что уже находиться здесь для него – величайшее счастье.
- Значит, ты хочешь, чтобы я взял тебя в ученики?
Мальчишка оторвал взгляд от богатого убранства комнаты, перевёл его на Салеха и быстро-быстро закивал.
- А с чего ты решил, что ты мне подойдёшь?
Мальчишка облизнул сухие губы.
- Я много чего знаю и умею, кудесник, - отозвался он. – Я знаю всех демонов Большого и Малого Сонма, наперечет, какой какому принадлежит Знак, и как отвести от себя их гнев. Могу рассказать об Общинных Первоотцах любого племени Халганы, будь то лейты, форги, или даже узорчатые апноки.   И про уловки хакареев тоже, так что никогда не наступлю на «кривую» землю или плевок ведьмы. А если что, то сумею избавиться от наведённой порчи. Я умею так же гадать по пятнам на коже, кроме того, знаю, как нашёптывать воду, чтобы изгнать чернеца или душегрыза, и определить есть ли он по тени человека. А ещё старый Яса, что сидит у фонтана на Овощной площади, научил меня читать, и объяснил, и как можно складывать и вычитать разные числа…
Перечисления всех этих достоинств, однако, не вызвали у Салеха ожидаемого восторга. Терпеливо выслушав оборванца, он лишь покачал головой.
- За последний месяц ко мне приходило немало народу, знающего и умеющего не меньше твоего, а то и куда больше. И всем им я сказал «нет». И знаешь почему?
- Нет, кудесник.
- Мне не нужны их знания о демонах и святых, и их опыт ворожбы и колдовства. Мне нужен ум: гибкий, изворотливый, не забитый разной мудрёной чепухой, а способный принять и осмыслить то, что я буду в него вливать. К сожалению, таковой мне ещё не повстречался. Ни один из тех, кто приходил, не сумел выбраться из тенет вбитых в него «истин» и предрассудков, хотя среди них немало было и знатных и учёных, гордящихся своей образованностью. Что от неё проку? Став моим учеником, им пришлось бы в корне пересмотреть своё представление об этом мире, и решать наравне со мной ох какие сложные головоломки. Здесь нужно уметь  работать головой, а не заучивать наизусть и цитировать священные тексты, или выполнять глупые обряды.  – Салех умолк, ещё раз оглядел оборванца, потом заметил:
- Правда, с такими как ты, мне ещё беседовать на эту тему не приходилось.
Мальчишка опустил глаза, и Салех поспешил добавить:
 - Не подумай ничего плохого, я не провожу никакой разницы между богатым и бедным, простолюдином и знатным, для меня, как ты уже понял, важно совсем другое. И зачастую, в самом неприглядном вместилище может крыться настоящее сокровище. Кстати, как ты в таком виде вообще попал в этот квартал? Караулы не жалуют нищих, особенно если они забредают не туда…
Мальчишка с беспокойство поглядел на Салеха и снова облизал губы.
- Я нашёл укромное местечко и долго наблюдал. Потом понял, что караульные ходят по особому порядку. Если всё правильно рассчитать, от них можно ускользнуть.
- Эге! – удивился Салех. – Да ты парень не промах. Ты здорово рисковал, пробираясь сюда. Что если б тебя схватили?
Мальчишка пожал плечами.
- Высекли бы. А могли и искалечить, если б попал под горячую руку.
- Вот именно. И ты всё равно пошёл… Гм. Сколько же тебе потребовалось времени, чтобы уяснить порядок смены караулов?
- Две недели, кудесник.
- И ты две недели потратил лишь на то, чтобы пробраться сюда, да ещё подвергаясь такой опасности.  Однако! Не многие бы отважились на такое. – Салех умолк и задумчиво побарабанил пальцами по подлокотнику кресла.
- Сколько тебе лет?
- Не знаю, кудесник. Но Яса говорил, что с той поры, как умерла моя мать, прошло уже лет десять или двенадцать. Я её почти не помню…
- И где ты успел нахвататься всего этого?
- Кое-что мне рассказали другие нищие, кое-что я услышал сам, в разговорах. Кое что… вычитал. Из книг.
- Вот как? – удивился Салех. - Интересно. Откуда же ты взял книги, а? Книги стоят недёшево…
Мальчишка виновато заморгал
-  У Вурха. Он лавочник и… скупщик краденого.
- Вот как? И этот Вурх дал тебе книги?
- Нет. Я взял сам
- Взял? Ты хочешь сказать – своровал?
Мальчишка опустил глаза.
- Да, кудесник.
- Воровство – опасное ремесло, - заметил Салех. – Он убил бы тебя, застань в своей лавке. Стоило ли подвергать свою жизнь такой опасности ради каких-то исписанных пачек бумаги? Лишний грош для тебя куда ценнее…
- Это так, - согласился мальчишка, - только деньги не умеют рассказывать, как книги, кудесник.
- А ты, однако, любознательный. - Салех опять застучал ногтями по подлокотнику.
- Ну что ж, - проговорил он, наконец. – Такое рвение к знаниям не должно остаться без вознаграждения. Я согласен. Беру тебя в ученики.
Мальчишка замер, не веря в такую неслыханную удачу. Глаза его засверкали, как две новенькие монеты.
- Это… правда?
- А разве я похож на шутника?  Так что, идёшь ко мне?
- Да, кудес… то есть учитель!
- Вот и славно. Но учти, я не раз ещё и не два буду проверять тебя, прежде чем открою все свои секреты, и допущу в своё святая святых. И если я решу, что ты недостоин знания, то не взыщи, придётся тебе искать другое пристанище. Не ленись, стремись постичь то, что я тебе открою, и ты станешь верным мне помощником. Я, правда, не очень хороший педагог, так что придётся тебе потерпеть. Согласен?
- Да, учитель!
- Значит договорились. – Салех поднялся из кресла. – Как твоё имя, ученик?
- Бабеш.
- Что ж… Добро пожаловать в чертог одинокого чародея, Бабеш. Для начала тебя нужно привести в порядок: отмыть, приодеть и накормить. Потом ты немного отдохнёшь и уже после этого приступим к занятиям.
При последних словах Бабеш весь затрепетал.
- Вы будете учить меня заклинаниям?
Салех усмехнулся.
- Какой прыткий! Нет, Бабеш. Прежде всего мы начнём с азов, наук и дисциплин, без которых на моём поприще нечего делать: математики, физики… Тебе многому предстоит научиться, но один секрет я всё же открою тебе прямо сейчас. Все знают, что я заклинаю духов, и в этом мне нет равных, но лишь немногие, среди которых теперь будешь и ты, знают правду. Я не заклинаю духов, Бабеш. Я их создаю.
Мальчишка открыл рот, ошарашенный таким заявлением, с испугом воззрившись на своего учителя.
- А разве возможно самому создавать духов? – пролепетал он. Эта мысль показалась ему столь же абсурдной, как если б кто-нибудь начал утверждать, что сотворил небо. – Духи сильны и могущественны…
- А человек жалок и слаб, - закончил за него Салех. – Мастеровой делает водяное колесо, ставит его в поток и оно вращает огромные жернова. А управлять им легче лёгкого. Наши творения подчас сильнее нас, но мы всё равно их хозяева. Здесь так же. Скажу тебе больше – это даже не духи, а… Как бы тебе объяснить. Ты знаешь, кто такой Латон?
- Конечно! – воскликнул Бабеш. – Это столь же великий кудесник, как и ты, учитель, и он выводит разных диковинных чудищ, которых  находит, как говорят, во Внутренней Пустоте. Он приносит их совсем крошечными, и они растут у него в огромных чанах, наполненных водой и… и чем-то ещё.
- Кроме Внутренней Пустоты всё верно. На самом деле он творит их сам, от начала до конца. Ну, а Киллиос?
-О-о! В его мастерских изготавливают железных пауков, стрекоз и даже людей!
- Правильно Бабеш! Так вот, то, что делает Латон на самом деле называется биопластикой, а Киллиос – роботехникой. И тот и другой, по сути, создают особые устройства, имеющие вид диковинных существ, только первый из крови и плоти, а второй – из металла. Я же делаю то же самое, только не из грубой материи, а из того, что невозможно увидеть глазами или пощупать пальцами. Из особой субстанции, имя которой – энергия. И они послушны мне, как выдрессированный для верховой езды хом. Я лишь делаю вид, что заклинаю их.
Бабеш несколько секунд молчал, обдумывая услышанное.
- Значит, все заклинания, которые произносятся в таких случаях  недействительны?
Салех рассмеялся.
- Те, что произносят ваши ворожеи – пустой звук. А те, что произношу я, это не заклинания, Бабеш. Это команды. Вроде «стой», или «возьми это, и перенеси туда». Их можно произносить и мысленно, но вслух – вернее. Для меня все они обычные слова моего родного языка.
- Значит, правду говорят, что вы не халганец…
- Почему ты так решил?
- В Халгане нет народа, который говорит на таком языке.
- А ты и впрямь немало знаешь и быстро соображаешь, - прищурился Салех. – Да, это правда. Я не халганец, и не принадлежу ни к одному из составляющих Империю племён.
- Значит вы и впрямь из Внешнего Мира, - сделал вывод Бабеш.
- Да, - ответил Салех. – Только этот Внешний Мир не тот, что лежит за пределами Империи, а далеко-далеко от неё. Там – Салех указал в потолок. – Среди звёзд.
Бабеш совсем растерялся.
- Но там живут боги и демоны. Разве там есть место людям?
- Есть, Бабеш. Звёзды – такие же солнца вроде нашего, и вокруг них есть множество других миров, подобных этому. И там живёт много людей. Наш мир – мой, Латона, Киллиоса, и многих других – так далеко, что его нельзя увидеть даже в самую тёмную ночь. К сожалению, нам пришлось покинуть его.
- Почему?
Салех вздохнул.
- Видишь ли, многих пугало то, что мы делаем, и поэтому нам запрещали это делать. Тех, кто упорствовал, объявляли вне закона. Так что мы просто беглые преступники, изгои.
- Чудно, - промолвил Бабеш. – Что в этом плохого?
- Везде всё понимают по-разному… Впрочем, довольно об этом. – Салех подтолкнул Бабеша вглубь дома. – Пошли, ученик, пора привести тебя в порядок. Ванна и горячий обед тебе сейчас нужнее, чем мои рассказы.
Бабеш послушно шагнул из комнаты, но вдруг остановился.
- Учитель…
- Да, Бабеш?
- А как называется ваш родной мир?
Салех снова вздохнул, на сей раз тяжелее прежнего.
- Земля, Бабеш. Этот мир называется Землёй.


Рецензии
Написано неплохо, вот только сама идея... Если цивилизация достигла такого уровня, что даже у изгоев есть возможность межзвёздных полётов, запретов должно быть немного и только на что-то действительно очень опасное для людей. И сбегать из родного мира в примитивную цивилизацию и там этим заниматься... Как-то это несерьёзно. И что даст обучение одного мальчишки-дикаря, на которого нужно потратить лет 20?

Геннадий Ищенко   02.04.2020 08:58     Заявить о нарушении