Белая Русь Владимир Каризна перевод с белорусского

Люблю тебя, Белая, Белая Русь!

Владимир Каризна

Ржаные поля, леса и озёра,
Роднее лугов я найти не берусь.
Здесь бойкий  родник кроткой горлице вторит:
"Люблю тебя, Белая, Белая Русь!"

Ну как не любить эти хаты за рощей
У синих озёр и полей золотых?
Здесь хлебом и солью встречают - попроще...
И с песней проводят любимых своих.

Мир помнит сегодня, как ты воевала,
Что каждый четвёртый в земле - белорус,
От лютых врагов ты Москву заслоняла,
Взрастила солдат моя Белая Русь!

У этих озёр я был счастлив родиться
В лугах на заре окрылённым проснусь,
Чтоб речью напевной навек причаститься
К тебе, моя чистая Белая Русь!

06.10.2019   18-30

Подстрочник:

Ржаное поле, леса и озера,
Родничок на лугу и в небе жаворонок ...
Послушай только, все здесь говорит:
"Люблю тебя, Белая, Белая Русь!"

Ну, как не любит те дома за рощей,
У синих озер и полей золотых,
Где хлебом и солью друзей встречают,
И с песней проводят, как родных своих!

Мир помнит и сегодня, как ты воевала ...
Что каждый четвертый в земле - белорус
От Врагов свирепых Москву заслоняла
Сыновьями Родины мая Белая Русь!

Здесь надо для этих озер родиться
И слушать речь, и видеть зарю
Чтобы сердцем и долей навек причаститься
К тебе, моя чистая Белая Русь!
            

Люблю цябе, Белая, Белая Русь! (Оригинал)

Автор Уладзімір Карызна

Жытнёвае поле, лясы і азёры,               
Крынічка ў лузе і ў небе жаўрук...
Услухайся толькі, усё тут гаворыць:
“Люблю цябе, Белая, Белая Русь!”

Ну, як не любіць тыя хаты за гаем,
Ля сініх азёр і палёў залатых,
Дзе хлебам і соллю сяброў сустракаюць
І з песняй праводзяць, як родных сваіх!

Свет помніць і сёння, як ты ваявала...
Што кожны чацвёрты ў зямлі - беларус
Ад Ворагаў лютых Маскву засланяла
Сынамі Радзімы мая Белая Русь!

Тут трэба ля гэтых азёр нарадзіцца
І слухаць гаворку, і бачыць зару
Каб сэрцам і доляй навек прычасціцца
К табе, мая чыстая Белая Русь!


Рецензии
Наталья, я понимаю, что вы "... и швец, и жнец, и на дуде игрец"... И что, как вы мне сами писали:

"Я сама поэт, сама философ, наблюдатель и сама знаю как переводить иностранные тексты на мой родной язык, носителем которого я являюсь по крови, этнически принадлежа к русой нации, по месту рождения являясь стопроцентно русой."© Наталья Иванова 2
.
"Я в трёх ВУЗах училась и больше сама учила профессоров, даже дружила и дружу с ними." © Наталья Иванова 2
.
"...Да, я русая. Не РусьСКАЯ, а сама Русь"© Наталья Иванова 2
Наталья, мне трудно предположить, почему вы так мне ответили.
.
"Я человек третичного уровня мышления и владею инсайдерскими знаниями. Потому что имею способности не только к поэзии и переводам, но и к анализу происходящих процессов, анализирую, корректирую, влияю на многое. А что там вы вычитали мне не интересно. Слишком банально для меня. Уровень начальной школы. Я не читатель, я писатель."© Наталья Иванова 2

.
Но все-таки, даже при таком, наборе невежеств, публично демонстрируемых вами, не только при переводе, произведения "Люблю цябе, Белая Русь!" с беларуского языка на русский уважаемого и узнаваемого во всем Мире, а не только в Беларуси или России, не побоюсь написать с большой буквы, Поэта, надо бы было грамотно написать хотя бы его фамилию - КАРИЗНА, через "А" - полное имя Владимир Иванович Каризна.
.
К слову, в прошлом году, весной, Владимиру Ивановичу исполнилось 80 лет. Если вы, уважаемая Наталья Иванова2, так невежественна и, потому неуважительно относитесь к чужому творчеству - ваше личное дело, но, будьте добры, тогда хотя бы уважайте просто Человека и его возраст.

.
Мне очень жаль вас, Наталья.

.
С наилучшими,

Марина Влада-Верасень   06.10.2019 21:36     Заявить о нарушении
А кто вам, милейшая хамка, давал право раскрывать и выкладывать в публичное поле личную переписку?
Вы взяли мои высказывания из личной переписки с вами в закрытом доступе.
Вас не научили прописным истинам "что такое хорошо и что такое ПЛОХО?"
Насчёт КАризна - благодарю, исправлю. В русском языке есть созвучное слово уКОРИЗНА, наверно автоматически сработала ассоциация, скорректировала. Как в том случае, когда белорусы говорят МАЯ Белая Русь, а мы - русичи - МОЯ Русь.
Надеюсь, уважаемый автор Владимир Каризна будет долго жить и долго здравствовать и я с ним обязательно познакомлюсь через союз писателей Союзного государства, расскажу ему о том, как Вы рвали перья в клочья за него и его стихотворение. Может быть оценит ваше рвение.

Наталья Иванова 2   06.10.2019 22:14   Заявить о нарушении
О личной переписке - это социальная сеть и, простите, вы меня не просили о конфиденциальности, а поскольку вы начали писать мне очень странные вещи в "личку", я сочла возможным часть их обнародовать. Какие проблемы - вы стесняетесь своих заявлений?
.

А теперь к делу:

Ой, Наталья Иванова2, она же Наталья Харина, простите, но вы, когда-нибудь видели слона (животное) в балетной пачке, исполняющего партию маленького лебедя в "Лебедином озере"?

Нет? Не видели?

Странно…(
.
Тогда, почему вы, Наталья Харина (Иванова) решили, что вы писатель и переводчик?
Давайте сначала определимся, какой из вас переводчик и писатель (поэт) в одном флаконе, на сегодняшнем примере вашего перевода "Люблю тебя, Белая Русь", последних четырех строчек.
Нет, конечно, если вы пожелаете, я разберу весь ваш пЁрлотворческий перевод. Но пока только четыре строчки...
.
И так:
.
Для начала специально для вас, Наталья Харина (Иванова) делаю построчный перевод каждого слова с объяснениями.
.
Тут трэба ля гэтых азёр нарадзіцца_____Здесь нужно (необходимо) возле(рядом) этих озёр (имеется ввиду, расположенных в Беларуси) родиться (это слово, надеюсь объяснять не надо)
.

І слухаць гаворку, і бачыць зару_____И слушать речь(местный диалект, так же здесь имеется ввиду и мелодия речи) и видеть зарю (надеюсь не надо объяснять?)
.

Каб сэрцам і доляй навек прычасціцца_____Чтоб сердцем и долей(судьбой) навек причаститься (что такое "причастие", надеюсь, знаете, Наталья? Да и все остальные слова вам тоже знакомы, надеюсь, очень.)
.

К табе, мая чыстая Белая Русь!__________К тебе, моя чистая Белая Русь!
.
Здесь все ясно.
.

Теперь давайте посмотрим, что напереводили вы, Наталья Харина (Иванова), благодаря Его Величеству ГУГАЛю?
.

Здесь надо для этих озёр народиться __________почему ДЛЯ этих озер? Наталья Харина (Иванова), вы знаете чем отличается "ДЛЯ" от "ЛЯ"(бел.мова)дословный перевод "ВОЗЛЕ", "РЯДОМ"? И, да, слово "народиться" в русском языке разговорное (просторечивое), для поэтики не пригодное, грамотно – "родиться". И, потом, азерам, пардон за мой французский, глубоко фиолетово – родитесь вы или не родитесь, наоборот, меньше народа – больше кислорода! ;)))
Озёра, как были, так и останутся, даже, если все человечество вымрет в один миг – люди не нужны озёрам и, потому необходимость "нарождаться ДЛЯ озёр" пропадает сама по себе. Сами подумайте - зачем вы озеру? Простите, рыбку собой покормить?;))
.
В лугах на заре я счастливым проснусь,________Это что за ересь? Где у Автора есть такие слова в этой строчке? На беларускай мове гэта гучала б так: "У лугах на світанку я шчаслівым прачнуся” – дзе вы бачылі такі радок у Ул.Іванавіча ў гэтым творы?
.
Вы, Наталья Харина(Иванова), настолько плохо владеете, даже русским словом, молчу о других языках, что создается впечатление, что вы напрочь не понимаете какую смысловую нагрузку несет каждое слово и, особенно в сочетаниях, включая предлоги, союзы и т.д.т – это правда?
.
Что это за отсебятина?
.
Чтоб речью напевной навек причаститься__________А это, как говорил известный персонаж, следует непереводимая игра слов…
.

К тебе, моя чистая Белая Русь!________здесь, вроде как справились. Молодец!;)
.
Итого:
.
Из четырех строчек – только одна переведена. И, то, подозреваю, что только потому, что все слова совпадают.
.
О рифме, мелодии, рисунке… Я просто молчу – мешает смех.

Переводить литературные произведения с языка на язык, милочка, это вам не бабушку, через дорогу переводить – это намного сложнее;)
.
П.С.
.
Я не читатель, я писатель."© Наталья Иванова 2
Наталья Харина (Иванова), прежде, чем стать писателем, надо побыть и читателем, причем ВНИМАТЕЛЬНЫМ читателем.

Наталья Харина (Иванова), вы все же определитесь вы кто пИсатель, переВОДчик или кто - ладно?

П.С. П.С.
«Здесь бойкий родник кроткой горлице вторит:»© Наталья Иванова 2
Любопытно, Наталья, вы знаете, кто такая горлица?
Как вы себе это действо представляете?
И, да, «бойкий родник» - это какой родник?))))
СМЕШНА.
.
С наилучшими,

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 00:37   Заявить о нарушении
Вы настолько далеки от поэтики и от русской культуры, русьского языка, что разжёвывать вам прописные истины у меня нет ни времени, ни желания.
"О личной переписке - это социальная сеть и, простите, вы меня не просили о конфиденциальности, а поскольку вы начали писать мне очень странные вещи в "личку", я сочла возможным часть их обнародовать. Какие проблемы - вы стесняетесь своих заявлений?"
Марина, это не социальная сеть и не Двач в ВК с их быдловысерами, это литературный портал, где подразумевается присутствие взрослых, творческих, уравновешенных, интеллигентных людей. Потому по умолчанию без согласия собеседника личная переписка никогда нигде не публикуется в публичном пространстве. Но я человек медийный и конечно же не стесняюсь своих высказываний, всегда знаю что говорю и с какой целью
и знаю, что конфликтующие со мной подлецы обязательно выложат внутреннюю переписку на всеобщее обозрение, их плохо в детстве мама воспитала и плохие учителя в школе и ПТУ попались.
По технике стихосложения и стилистике считаю излишним далее вас информировать. Не дано, значит не дано, хоть семь ВУЗов окончите. Попробуйте переводить с идиш или иврита, может у вас больше будет сторонников или поклонников.

Наталья Иванова 2   07.10.2019 02:05   Заявить о нарушении
“это не социальная сеть и не Двач в ВК с их быдловысерами” © Наталья Иванова 2
.
Как сказал один известный философ – Заговори и я тебя увижу!

Я увидела вас Наталья Харина (Иванова), и не только я…

Печальное зрелище.

П.С.
.
Кто-то когда-то давно сказал, мол, если хотите узнать человека, расшифруйте его фамилию – характеристики личности совпадают от 50% до 100% , мол, на заре появления фамилий, просто так их не давали, только за те качества, которые проявил человек. Я с этим утверждением не соглашалась, мол, столько времени прошло и все так перемешалось… Ан, нет! Вы, Наталья, тому прекрасное доказательство. Печально.
Я очень пожалела о том, что, не прочитав ваши пёрлы как следует (сама нарушила свои же правила, обычно, читаю автора долго и вдумчиво),приняла вас за адекватного начинающего переводчика и, желая помочь, написала вам. В связи с чем, похоже я спровоцировала ситуацию, когда вы с гиком набросились на произведения уважаемого Поэта и... ну шашкой махать! В результате у меня создалось впечатление, что я нечаянно клопа раздавила, пардон.
Так исказить и обезобразить произведения В.И. Каризны и, особенно гимн Беларуси, не отваживался еще никто. Я в шоке от вашего невежества – более наглых, беспардонных и звяздатых людей я еще не встречала. Кажется вы, Наталья, первая. Надеюсь и последняя.

Мне жаль вас, Наталья Харина (Иванова).

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 03:29   Заявить о нарушении
"Попробуйте переводить с идиш или иврита, может у вас больше будет сторонников или поклонников."© Наталья Харина-Иванова 2

"Понятно, ответ прозвучал по-еврейски. Значит вы - не белоруска?
Оно и понятно. Евреи давно облюбовали Белую Русь."© Наталья Харина-Иванова 2

Странно, за что вы так ненавидите еврейский народ - что он вам лично сделал?
Вы русофоб?
Так вы, Наталья, говорите, что "русая", что вы сама Русь?

О вашей девичьей фамилии Харина:

Первый вариант в русско-язычном исполнении понятно - толкований не требует.

Второй вариант:
Фамилия Харин произошла от аббревиатуры "хатан раби Нахман" (или Нахум или Натан) — "зять раби Нахмана" (или Нахума или Натана). Очевидно, предок носителя этой фамилии был зятем раввина, имя которого начиналось на букву Н.

Eвреям Российской империи начали давать фамилии на рубеже 18-го и 19-го веков, после присоединения к Российской империи западных oбластей Белоруссии, Украины и Прибалтики — после раздела Польши, когда Екатерина II «приобрела» вместе с западными областями огромное количество евреев, у большинства которых исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например, Шлойме, сын Хаимке.

Чтобы узнать численность своих подданных, а также организовать их призыв в армию, Россия ввела переписи населения — примерно раз в десять лет. Это и были «ревизские сказки», во время которых всем евреям были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания (например, Кельмер), либо по имени одного из родителей (например, Натанзон, а также по другим признакам, например, по профессиональному (Гендлер, Купец).

Евреям Кавказа и Средней Азии фамилии давались в середине и конце 19-го века, после присоединения этих территорий к Империи.

.

А теперь?

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 03:46   Заявить о нарушении
Марина, моему мужу, прожившему в Минске много лет, выпускнику Минского суворовского училища нравятся мои переводы с белорусского языка и это главный критерий оценки для меня. Хотя я не переводила никогда с белорусского, так как считаю его, как и украинский архаичным русским, имеющим тот же языковой корень. Муж посмеялся и посоветовал мне не связываться со скучающей от одиночества неадекватной психически неуравновешенной дамой, так как оно того не стоит. А я считаю, что стоит. Как опытный политдиагностик и катализатор перемен - провокатор (в хорошем смысле слова), как разработчик проектов и массовых мероприятий, как блогер со стажем, считаю, что такие экземпляры как вы - ценная находка, так как чёрный пиар - лучший движ и реклама, нежели нудное подхваливаливание товарок или молчаливое кивание, равнодушие.
Евреи мне плохого ничего не сделали. И не сделают. У них своя ниша и они будут выполнять свою миссию. Не зря из бедняцкого египетского (арабского) племени семитов путём обрезания и длительного зомбирования получили исполнителей воли правящего класса.
Вашей зауженной эрудиции не хватает понять, что фамилия Харин - от уменьшительно-ласкательного Харитон и от ведического и даже древнеиндийского Хара - живот, то есть жизнь. Хара — это еще одно имя Богини Рады, олицетворяющее энергию любви, радости. У русичей много богов было и есть, как и у других коренных народов необъятной Руси - белой расы.
И потом, на Лубянке о моём отце - репрессированном офицере НКВД есть разархивированная информация, где чёрным по белому значится национальность - русский. А какой же он ещё, если мой отец был натуральным блондином, русым, как и я и моя сестра и мой младший сын... Не учите нас - русских нашему языку.
Лучше поупражняйтесь в точных рифмах или хотя бы освойте генератор рифм, если мало опыта и вы ложно принимаете технический перевод за поэтический - литературный.
С наилучшими пожеланиями и искренней благодарностью. Жду вас снова для препарирования вашего таланта скандального топ-менеджера.


Наталья Иванова 2   07.10.2019 04:53   Заявить о нарушении
О, как много вы о себе рассказали, Наталья.

Я не знала, что у вас так много проблем личного характера.

Мне жаль вас, искренне.

Взаимно,

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 09:38   Заявить о нарушении
П.С.

Справочка для вас.
Если бы ваша фамилия вела свое начало "Харитон", то вы были бы Харитон, Харитонова, Харитова и т.д., а вы Харина - разницу улавливаете?

А потом, в те далекие времена (при Екатерине и после), очень многие евреи отрекались от своей веры, т.н. "выкресты", принимали православие или католицизм и шифровались под русских, беларусов, украинцев и т.д. В этом нет ничего плохого - всем хотелось жить, все желали, чтобы Род их выжил. И, к слову, среди евреев, не поверите, огромное число голубоглазых блондинов и блондинок.
Наталья, но вы не беспокойтесь, у вас скорее всего в крови "коктейль" не только еврейского народа. Иначе, вы были бы женщиной образованной, утонченной и деликатной - нынешняя ситуация (вынос на всеобщее обозрение своей, простите, глупости) просто не возникла бы - не было бы предпосылок. Евреи, настоящие евреи, как правило, интеллектуалы.
.
Теперь отдельной строкой о "репрессированом отце"
.
"И потом, на Лубянке о моём отце - репрессированном офицере НКВД есть разархивированная информация, где чёрным по белому значится национальность - русский. "© Наталья Харина-Иванова 2
.
Наталья Харина (Иванова), судя по вашим фотографиям в интернете вам от 50 до 60 лет. При лучшем для вас раскладе, вам 60 лет и вы родились в 1959 году, хотя на Прозе.ру, вы выставили фото, возможно себя, но 20-25-летней давности, что вводит читателей в заблуждение, относительно вашего возраста 9речь не об этом). Следовательно, ваш отец мог родиться примерно с 1920г. по 1940г. ну, или чуть позже.
Помилуйте, какой офицер НКВД? Он, что, родился и сразу стал "офицером НКВД"? И его тут же репрессировали?

Такие сказки вы можете рассказывать кому-нибудь другому и в другом месте.
Я же вам сказала - заговори, и я тебя увижу.

Наталья, простите, в Индии просо назвали в вашу честь - дурра?
Взаимно, и вам не хворать,

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 10:42   Заявить о нарушении
П.С. П.С.

На одном из сайтов нашла,есть ваше фото, там указан вами ваш год и день рождения - Дневник Наталья_Иванова_-_Харина 52 (14 Июля 1967) г.)http://www.liveinternet.ru/users/6207566/profile/
Наталья, какой "офицер НКВД, репрессированый отец", если вам всего-то 52 годатолько-только исполнилось?
Простите, но ваш батюшка в годы репрессии, еще "под стол пешком ходил".

Ой, взрослая женщина!
Наталья, вам не стыдно врать?

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 11:00   Заявить о нарушении
Марина, у Вас скудоумие? Мой отец 1936 года рождения. Дед 1902 г.р.
Мне 52 года и я взрослая женщина, не юная девушка и не средних лет домохозяйка.
Писать о серьёзных вещах неопытным и юным не дано. Всему своё время и своя миссия, данная свыше богами.

Наталья Иванова 2   07.10.2019 14:29   Заявить о нарушении
Моя фамилия по отцу и деду - Харина. Мой предок Харитон, Харя. Моя фамилия по первому мужу - Иванова. А есть ещё на Руси фамилия Ванин. Учите матчасть, Марина, вы плохо ассимилируетесь в нашей языковой среде, нашей культуре и литературе.

Наталья Иванова 2   07.10.2019 14:32   Заявить о нарушении
"И потом, на Лубянке о моём отце - репрессированном офицере НКВД есть разархивированная информация, где чёрным по белому значится национальность - русский."© Наталья Иванова 2

Наталья Харина (Иванова) - это вы здесь писали?

Тогда почему вы, ведете себя неподобающим образом после того, как я опровергла ваше заявление?

"Марина, у Вас скудоумие? Мой отец 1936 года рождения. Дед 1902 г.р.
Мне 52 года и я взрослая женщина, не юная девушка и не средних лет домохозяйка.
Писать о серьёзных вещах неопытным и юным не дано. Всему своё время и своя миссия, данная свыше богами."© Наталья Иванова 2

Наталья Харина (Иванова), предполагаю, что вам срочно нужна медицинская помощь узких специалистов.

На этом наш диалог прекращается.

И вам того же, в избытке,

Марина Влада-Верасень   07.10.2019 23:47   Заявить о нарушении
Марина, наверно даже дошколёнок догадается, что речь идёт о дедушке, отец мой был слишком мал, когда отца его посадили в тюрьму, а потом он погиб на фронте, костьми отгребая немцев на Украинском фронте. Я иногда, рассказывая о деде, намеренно называю его отцом, потому что ощущаю себя на месте моего отца, так мало видевшего своего героического папу, не запомнившего даже его лица. Хорошо, что остались семейные фотографии. Такие как вы идиотки, как правило цепляются к этой мелочи и начинают раскручивать тему и дурковать, показывая всю свою желчь и недалёкость.
Вы цепляетесь к мелочам, выставляя себя полной идиоткой.
А тем, не менее писать стихи и переводить сложнее вам, чем языком чесать и впустую воздух сотрясать.
Обо мне и моем отце, деде, муже бабушки очень много всего в старинных книгах и в архивах.Сегодня, благодаря интернету пестрит сеть и обо мне. Если ты сделал что-то хорошее, об этом вероятно напишут, если ты сделал что-то выдающееся, об этом будут кричать день и ночь, перевернув весь мир верх дном.
Поговорим о вас? Откуда вы, сколько вам лет, как зовут на самом деле, какое образование, специальность, есть ли муж и дети, как и зачем начали писать и есть ли прок от этого, вышли ли книги, являетесь ли вы членом писательского союза?
Впрочем мне это не интересно. Читателям, думаю, тоже. Живите с миром и занимайтесь своим творчеством, не лезьте к другим авторам, таким образом талантливее и известнее не станете. Попишу вам комментарии пока мне это нужно и вытру всякое напоминание о вас, как и не было в природе. Заслужили забвения. От вас один негатив и неадекват.
Всего наилучшего, Марина Влады недожена Высецкого или типа того...

Наталья Иванова 2   08.10.2019 02:50   Заявить о нарушении