Блок. Двойник. Прочтение
Вот моя песня — тебе, Коломбина
Это — угрюмых созвездий печать —
Только в наряде шута-Арлекина
Песни такие умею слагать.
Двое — мы тащимся вдоль по базару,
Оба — в звенящем наряде шутов.
Эй, полюбуйтесь на глупую пару,
Слушайте звон удалых бубенцов!
Мимо идут, говоря: «Ты, прохожий,
Точно такой же, как я, как другой;
Следом идет на тебя непохожий
Сгорбленный нищий с сумой и клюкой».
Кто, проходя, удостоит нас взора?
Кто угадает, что мы с ним — вдвоем?
Дряхлый старик повторяет мне: «Скоро»
Я повторяю- «Пойдем же, пойдем».
Если прохожий глядит равнодушно,
Он улыбается; я трепещу;
Злобно кричу я: «Мне скучно! Мне душно!»
Он повторяет: «Иди. Не пущу».
Там, где на улицу, в звонкую давку
Взглянет и спрячется розовый лик, —
Там мы войдем в многолюдную лавку, —
Я — Арлекин, и за мною — старик.
О, если только заметят, заметят,
Взглянут в глаза мне за пестрый наряд! —
Может быть, рядом со мной они встретят
Мой же — лукавый, смеющийся взгляд!
Там — голубое окно Коломбины,
Розовый вечер, уснувший карниз…
В смертном весельи — мы два Арлекина
Юный и старый — сплелись, обнялись!
О, разделите! Вы видите сами:
Те же глаза, хоть различен наряд!..
Старый — он тупо глумится над вами,
Юный — он нежно вам преданный брат!
Та, что в окне, — розовей навечерий,
Та, что вверху, — ослепительней дня!
Там Коломбина! О, люди! О, звери!
Будьте как дети. Поймите меня.
30 июля 1903. С. Шахматово
Два года назад он закрывал окна, он прятался «от людей и зверей»:
«Я недаром боялся открыть
В непогодную полночь окно.
Как и встарь, привелось отравить,
Что надеждою было полно.
…В непрестанной молитве моей,
Под враждующей силой твоей,
Я хранилище мысли моей
Утаю от людей и зверей.
1 апреля 1901»
Теперь он – внизу.
Тогда от всего мира он хотел закрыться, чтоб как-то справится со «всегдашней суровостью Л. Д. Менделеевой», теперь Менделеева стала совсем другой: «…неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность», а сам он всё повторял «Любочка всё поймет».
«…Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись…» –
Вот как было. Стало:
Та, что в окне, — розовей навечерий,
Та, что вверху, — ослепительней дня!
Но была «Царевна сама!», а теперь – Коломбина… А значит, и он, не пророк, а Арлекин. Арлекин со своим престарелым мудрым злобным двойником… Который обо всём подскажет, всё объяснит, всё обсмеёт…
- «розовый лик», «Розовый вечер», «розовей навечерий» - Ср. из наброска к продолжению 2-ой главы поэмы "Возмездие":
«…Пропадая на целые дни – до заката, он очерчивает все большие и большие круги вокруг родной усадьбы…
…Долго он объезжал окрестные холмы и поля, и уже давно его внимание было привлечено зубчатой полосой леса на гребне холма на горизонте. Под этой полосой, на крутом спуске с холма, лежала деревня. Он поехал туда в е с н о й, и уже солнце было на закате, когда он въехал в старую березовую рощу под холмом.
Косые лучи заката – облака окрасились в пурпур, видение средневековой твердыни.
Он минует деревню и подъезжает к лесу, едет шагом мимо него; вдруг – дорожка в лесу, он сворачивает, заставляя лошадь перепрыгнуть через канаву, за сыростью и мраком виден новый просвет, он выезжает на поляну, перед ним открывается новая необъятная незнакомая даль, а сбоку – фруктовый сад.
Розовая девушка, лепестки яблони, – он перестает быть мальчиком (7*)
(7*) – мальчиком. отроком. (Вар. Не зачеркнут. Слово мальчиком вписано над строкой.)
»
(Источник: https://blok.lit-info.ru/blok/dnevniki/dnevnik-1918.htm )
«Видение средневековой твердыни" - его биографический факт. Ср запись из дневников 1918 г. о юности:
«...Начинается чтение книг; история философии. Мистика начинается. Средневековый город Дубровской березовой рощи...»
"Розовой девушке" Редакция в биографичности отказывает, ссылаясь на отсутствие упоминаний о чем-то подобном в воспоминаниях Л.Д. Менделеевой-Блок. Но, может, юный Блок своё присутствие тогда ничем не проявил?
Свидетельство о публикации №219100700358