Мысли о религии и о жизни мемуарного характера

Начиная со школы, еще в 90-е гг, я очень много читал по эзотерике, различным современным учениям и философиям (Гурджиев, Ошо, Рерихи и т.д. и т.д. и т.д.)…Читал много по буддизму (он очень нравится своей поэтичностью, особенно чань-буддизм и дзен-буддизм), конфуцианству, даосизму, зороастризму, христианству, исламу, иудаизму, ведизму, и, в целом, индуизму. Интересовался астрологией и картами таро, масонством и розенкрейцерами, уфологией и прочими мистическими вещами. Если в школьные годы всё это я впитывал, как губка, то в студенчестве уже многое начинал критически осмысливать, пытаясь на практике проверять прочитанную информацию. Таким образом, я стал постепенно избавляться от многих иллюзий, ведь между тем, я еще читал много по истории, археологии, истории литературы и психологии (в силу получаемой профессии). Уже в 18 лет я критически относился к религиям, написав первую редакцию «Закона человечности». Пытаясь синтезировать свою философию, на основе моих знаний и опыта, я неизменно приходил к общим принципам гуманности и человечности. По духу мне были ближе Зороастризм и философия Спинозы с его обезличенным богом… Так я становился агностиком…
 
Читая историю литературы, анализируя многие религиозные мотивы и сюжеты, начинаешь понимать возможные корни происхождения тех или иных религиозных и литературных сюжетов (воскресающий Иисус – это аналог более старого древнеегипетского бога Осириса, умирающего и воскресающего). Чтобы понимать древние тексты, следует читать либо оригиналы, либо научные переводы с научными комментариями, а так же археологию и вообще историю эпохи, историю конкретного общества в целом. Например, научные переводы текстов книги Вед довольно сильно отличаются от литературных переводов. Почему Библия сегодня уже непонятна человеку? Потому что она писалась в других реалиях, в других культурно-языковых и религиозных традициях, так что, помимо чтения древних текстов, следует на своем уровне изучать эпоху, в которую (или в которые) писались тексты. Например, Иисус – фанатик и Мухаммед – фанатик, потому что все они впитывали в себя те элементы культуры, в которых воспитывались, в которых был силен элемент фанатизма, о чем можно прочитать в той же книге «Иудейские войны» Иосифа Флавия, современника зарождения христианства…Ветхий Завет писался в обществе с сильными родовыми и скотоводческими традициями, это общество еще не знало толком города, поэтому город как таковой в Ветхом Завете воспринимается в негативном свете, и Вавилон, древний мегаполис, служит средоточием этого зла, потому что скотоводам плохо понятна жизнь цивилизованного общества. В Евангелии, более современной части Библии, сказано: «в начале было слово». В оригинале, написанном на древнегреческом, стоит «логос», т.е. слово. Это прямая отсылка к древнегреческой философии – стоицизму, а затем и к Филону Александрийскому; в христианстве понятие о Логосе было доработано за счет античной философии.

 
Постигая историю, понимаешь всю обыденность и прозаичность мира, вселенной…Думаю, я сам себе смог ответить на многие вопросы, которыми задавался в детстве, благодаря самоотверженному и кропотливому труду многих исследователей. Теперь, наверное, я смогу сказать, что что-то понял в этом  мире. Изучая историю понимаешь: мир одновременно прост и сложен. Нет никаких чудес и богов, нет ничего кроме человека и вселенной. Человек наедине стоит перед бескрайним бушующим океаном космоса и земной вселенной, и ему некому помочь, некому дать подсказку о себе и об окружающем его мире, о том, что находится за гранью жизни и земной поверхности. Только пытливость человеческого ума открывает все новые и новые горизонты, ставит новые цели и задачи, формирует ценности и систему мировоззренческих координат. А дальше – пустота, дальше – бесконечность... Так я превращался в атеиста... Многие пытаются поучать других людей, указывая на то, как им следует жить, получая за это деньги. Развелось столько авторов по различным тренингам и прочим «фэншуям», что диву даешься, сколько у нас умных и успешных людей, правда, все это в конечном итоге оплачивается за счет труда простых рабочих и просто – производителей («Капитал» Карла Маркса еще никто не отменял, точнее, подмеченные Марксом закономерности нового, тогда еще индустриального мира). А взрослым людям по-прежнему хочется верить в чудеса и сказки, первобытное мышление, вера в магию и в сверхъестественное сидит в нас на каком-то подсознательном уровне…

Верьте во что угодно, только не начинайте войны, не сжигайте людей и книги на кострах той или иной «священной инквизиции».


Рецензии