Блок. Вербная суббота. Прочтение
*
Вечерние люди уходят в дома.
Над городом синяя ночь зажжена.
Боярышни тихо идут в терема
По улице веет, гуляет весна.
На улице праздник, на улице свет,
И свечки и вербы встречают зарю.
Дремотная сонь, неуловленный бред —
Заморские гости приснились царю.
Приснились боярам… — Проснитесь, мы тут…
Боярышня сонно склонилась во мгле
Там тени идут и виденья плывут..
Что было на небе — теперь на земле…
Весеннее утро. Задумчивый сон.
Влюбленные гости заморских племен
И, может быть, поздних, веселых времен.
Прозрачная тучка. Жемчужный узор.
Там было свиданье. Там был разговор.
И к утру лишь бледной рукой отперлась,
И розовой зорькой душа занялась.
1 сентября 1903. С.-Петербург
Из биографии: «25 мая Блок и Любовь Дмитриевна обручились, а 17 августа в Боблове состоялась свадьба».
Напомню стихотворение, ставшее “Вступлением” к “Стихам о Прекрасной Даме”:
«Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
28 декабря 1903»
В одном стихотворении:
Над городом синяя ночь зажжена.
И в другом:
«Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись».
В первом:
На улице праздник, на улице свет,
И свечки и вербы встречают зарю.
И во втором:
« …и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.»
В теперешнем, написанном осенью:
Боярышни тихо идут в терема
По улице веет, гуляет весна
И в прошлом, которое писалось в разгар зимы:
«Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла».
В этом:
Вечерние люди уходят в дома.
И в том:
«Вечер прекрасен. Стучу в ворота».
Что ж, он достучался в высокий “терем”, но в нём не «Царевна Сама», в нём… Царю да боярам снится что-то мистическое в их перинах пуховых, а “боярышня”... (Из черновиков:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Боярышня сонно склонилась в окно .. ..
Там кто-то тихонько ей шепчет: - я здесь, ...
»
)
…Там было свиданье. Там был разговор.
И к утру лишь бледной рукой отперлась.
«Привычно суровая» Л.Д. четыре года ждала признания. Двадцатилетняя девушка, которую «…неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность», почти год (с 7-ого ноября) ждала свадьбы – дождалась:
«Он сейчас же принялся теоретизировать о том, что нам и не надо физической близости, что это "астартизм", "темное" и Бог знает еще что. Когда я ему говорила о том, что я-то люблю весь этот еще неведомый мне мир, что я хочу его - опять теории: такие отношения не могут быть длительны, все равно он неизбежно уйдет от меня к другим. А я? "И ты так же". Это приводило меня в отчаяние!»
А Вербная суббота – это праздник, когда вспоминают, как восторженно встречали жители Иерусалима Христа… Которого через неделю распнут.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Там тени идут и виденья плывут».- О символике "теней" см. коммент. к стих. "Какому богу служишь ты? ... ".
["символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
- «... На пламенеющие тени ...» и след.- Образ земного мира как теней - отражение восходящих к Платону образов из стихотворения Вл. Соловьева "Милый друг, иль ты не видишь ... " (1892).
[
«Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892»
]
»
]
- «Что было на небе - теперь на земле». - Поэтическое развертывание утопии Вл. Соловьева о "синтезе" земного и небесного начал бытия. Ср.: "Словно небо вернулось к земле ... " ("Пробивалась певучим потоком ... "). Здесь объединено со "сказочностью" общего колорита (об образах "сказки" см. коммент. к стих. "Я был весь в пестрых лоскутьях ... ").
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «... И рассказывал шуточные сказки». -"Сказки" подспудно противопоставляются "были" - высокой мистической истине.
»
]
»
Свидетельство о публикации №219101500493