Об именах. Мальчиш-Плохиш

 
 
 

Ярчайший символ предательства – это Мальчиш-Плохиш.  Что удивительно, он  стал самым популярным не тогда, когда фильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише» вышел на экраны, не тогда, когда восприятие  борьбы СССР с империализмом было ещё свежо в памяти участников и их потомков. О нём вспомнили и превратили его в своеобразный символ, когда распался Советский Союз и власть в стране перешла к жадным и беспощадным буржуинам. А слова его «Я ваш, буржуинский» можно отнести почти к любому из нынешнего  состава либерального правительства.  Во всяком случае, несмотря на успехи и достижения, несмотря  на торжественные реляции правительственных чиновников о хороших результатах, о росте зарплат при общем падении доходов, об увеличении в течение одного года на несколько лет продолжительности жизни, большинство населения России не воспринимает эту власть своей и отражающей интересы всего народа. Власть для народа чужая, и все видят, как разрушается образование, как уничтожается медицина, как сокращается численность населения не только в сёлах, но и малых городах. Железная дорога перестала заниматься перевозками пассажиров и грузов и живёт за счёт повышения тарифов и демонтажа всего, что сделано многими поколениями советских людей. Но население готово к сборке, живёт надеждами, меньше пьёт, больше учится, занимается самообразованием. Откроются шлюзы, и творчество масс преобразит не только свою страну – всю планету.

Роль Мальчиша-Плохиша  ярко, неповторимо, можно сказать, талантливо сыграл юный актёр Серёжа Тихонов. К моменту съёмок он был уже очень популярным, его приняли и полюбили за роль Джонни Дорсета в новелле по О. Генри «Вождь краснокожих» в фильме-трилогии Леонида Гайдая «Деловые люди».  Съёмки новеллы «Вождь краснокожих» проходили  в посёлке Куйбышево в Крыму.

Помните? Два мошенника Сэм и Билл Дрисколл (актёры Георгий Вицин и Алексей Смирнов)  остро нуждаются в деньгах.  Они надеются получить 2000 долларов от богатого по местным меркам горожанина Эбенезера Дорсета за выкуп его  девятилетнего  сына. Они похищают мальчишку и прячут  его в пещере в лесу. Мальчишка, называющий себя Вождём Краснокожих, считает это увлекательной игрой,  он вовсе не стремится домой и навязывает похитителям свои правила игры в индейцев.  Он тут главный, он решает, а злодеи беспомощны перед детской непосредственностью и его способностью на выдумку. Более всего пострадал от Вождя  Билл,  в отсутствие Сэма он пытается избавиться от столь энергичного мальчишки и просто прогоняет его домой. Но тот не хочет.   В итоге происходит невозможное: отец мальчика мистер Дорсет отказывается платить выкуп, более того, он  предлагает похитителям самим заплатить ему 250 долларов, чтобы он принял Джонни назад. Передавать ребёнка необходимо только ночью, чтобы соседи не помешали, ведь им Джонни успел насолить под самую завязку. 

Говорят, что  режиссёр планировал снимать в роли похищенного мальчишки Надежду Румянцеву, но познакомившись с Сергеем, понял, что сорванец  Джонни найден.

Будущий актёр Сергей Тихонов родился 25 декабря 1950 года в Москве. Жил на Красной Пресне. В момент первой съёмки ему было 11 – 12 лет.

Режиссёр Евгений Шерстобитов, начиная работу над фильмом «Сказка о Мальчише-Кибальчише»,  наблюдал съёмки фильма «Деловые люди», видел, на что способен Сергей Тихонов,  и заявил: «Лучшего Плохиша нам не найти». Роль по сути писалась под него.  В Википедии отмечено, что  в одном из интервью режиссёр так отозвался об актёре: «Не надо быть режиссёром, чтобы увидеть, каким редким актёрским даром обладал этот ребёнок».

Артист Сергей Мартинсон сомневался, стоит ли ему играть в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише», но когда познакомился с Сергеем и разыграл с ним этюд: «Пряник медовый дашь?… А два дашь?… А теперь халву давай, да побольше, а то не скажу…» — согласился.

«Сказка о Мальчише-Кибальчише» — это детский полнометражный  художественный фильм по сказке Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Снят  он режиссёром Евгением Шерстобитовым в 1964 году  на  киностудии им. Александра Довженко.

Фильм начинается с авторского посвящения: «Киностудия им. Александра Довженко октябрятам и пионерам страны советской показывает».

С первых кадров звучит голос за кадром: «В те дальние-дальние годы, только что отгремела по всей стране война. Далеко прогнала в ту пору Красная Армия белые войска проклятых буржуинов. Совсем хорошая жизнь настала…».

Мальчиши-малыши  играют в палочку-выручалочку, они не видят, как на их земле появляется шпион-диверсант от буржуинов (актёр Сергей Мартинсон). Ему нужно узнать главную Тайну государства рабочих и крестьян. Он тут же находит себе среди мальчишей помощника — жадного, прожорливого, трусливого и завистливого Мальчиша-Плохиша. Такому помощнику в пору  «записаться в буржуинство». Но узнать от него Тайну против буржуинов шпиону-диверсанту не удалось.

А  в это время прискакавший на землю мальчишей Гонец известил о беде: «…Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже рвутся снаряды, опять уже свистят пули. Бьются с буржуинами наши передовые отряды. И мчатся гонцы звать на помощь далёкую Красную Армию…»

На призыв Гонца уходят на фронт отцы мальчишей.

В это время на земле мальчишей начинают «твориться нехорошие дела»: «кто-то камни под косы бросает, кто-то палки в колеса вставляет». «Шалить стала нечистая сила».

Победили буржуины отцов мальчишей. Но на защиту страны встали старшие братья.

Когда и их враг победил, за оружие взялись малые дети. Все они  знают Великую  тайну,  но никогда её никому не скажут. Буржуины с трудом победили отцов и братьев, мальчиши,  которых ведет Мальчиш-Кибальчиш, успешно сопротивляются, им бы только день простоять, да ночь продержаться, а там придёт Красная Армия, но их  предаёт Мальчиш-Плохиш, взорвавший склад с оружием.  Вот и получается, что внешний враг менее опасен, чем враг внутренний.

В глобальной сети встретилось мнение, что сын Аркадия Гайдара, контр-адмирал Тимур Гайдар, хорошо знавший режиссёра,  был против экранизации сказки, но после посещения премьеры фильма, его мнение поменялось. Повлияла на это  живая реакция зрителей.   Сегодня же фильм воспринимается совсем иначе, это документ эпохи, призыв быть бдительными. Расслабились – и получили.

Фильм режиссёра Шерстобитова оказался   в числе запрещённых:  его не показывают по телевидению, не вспоминают в  большой прессе. И это понятно. С виду невинная детская сказка оказалась мощным пропагандистским орудием, она ярко и эффективно обличает новоявленных российских буржуинов.

В Википедии приведено мнение писателя Ф. И. Раззакова: «Один Мальчиш-Плохиш чего стоит — в его образе можно лицезреть всех нынешних продажных деятелей, которые за „медовый пряник“ и орден предателя первой степени готовы отречься от кого угодно: от собственных родителей, товарищей и родного Отечества».

Удивительно, что режиссёром Евгением Шерстобитовым в 1964 году,  на переломе хрущёвской и брежневской эпох,  замечены процессы демонтажа советской власти с помощью предательства, за сорок лет увидел он характер реформ в России в 90-х годах XX века. В одном из своих интервью Шерстобитов отметил: «Разве мог представить писатель, поднимая бойцов в атаку в 1941-м, что его внук в 1992-м сделает всё, чтобы перечеркнуть подвиг деда, обессмыслить его? Время показало, что восторжествовали Буржуины, а главный Плохиш, на мой взгляд, — внук Аркадия Гайдара, Егор Гайдар».

В другом интервью режиссёр Евгений Шерстобитов  дополнил уже сказанное: «Когда Егора поставили у власти, наступило как раз то время, которого очень долго ждали „плохиши“ всей страны: люди освободили себя от ответственности за свои дела. Жаль, что Тимур не смог передать своему сыну то хорошее, чему он научился у отца».

Что касается Егора Тимуровича. Жарким летом 1992 года он в ранге  и.о. Председателя Правительства РФ несколько дней провёл в Челябинске. Встречи, беседы, лекции. Меня удивило, сколько информации он держит в голове. Губернатор Вадим Павлович Соловьёв позволил мне, обозревателю вечерней газеты, сопровождать Гайдара на любом мероприятии для того, чтобы понять и прочувствовать характер реформ, проводимых в России.

Первый тревожный сигнал я почувствовал во время рукопожатия. Надо сказать, что я тогда коллекционировал рукопожатия, то есть пытался почувствовать и запомнить, когда, при каких условиях с кем здоровался за руку, насколько крепкое рукопожатие, не влажная ли рука. К тому моменту я уже собрал не одну сотню рукопожатий, внёс памятки в компьютер. Самое большое разочарование – Григорий Явлинский. Он рассказывал, что был чемпионом Украины по боксу, а рука мягкая, безвольная. Поездки с ним по Челябинской области, несколько встреч в Москве убедили, что это не тот человек, которому можно беспредельно доверять. Он не ценит чужое время. Беседует в холле с двумя-тремя участниками встречи, разъясняет им что-либо, а в это время его ждут около тысячи человек, совещание начинается с часовым или с полуторачасовым опозданием. А ведь он только шёл к власти. Я не мог поверить в искренние намерения его программы «500 дней». Авторов несколько, но связывали её с именем Явлинского. Мне многое было непонятно в ней. Зато с позиций нынешнего дня я вижу отчётливо, что 500 дней необходимо, чтобы все крупнейшие предприятия страны передать в руки больших спортсменов, а они думать, как правило, сами не умеют, за них всё решают тренеры, а тренеры – это международные монополии, которым российские предприятия в качестве конкурентов не нужны.

Очень мягкая рука была у Александра Починка,  министра РФ по налогам и сборам (1999 - 2000), министра труда и социального развития РФ (2000 - 2004). Я знал его с 1973 года, когда он был ещё школьником и входил в состав городского комсомольского штаба Челябинска. Когда я здоровался с ним, мне казалось, что если я посильнее сожму ему руку, она сломается. А вот спорить с ним о политике, истории, экономике мне было не по силам. Он мог без подготовки рассказать о многих странах, их экономике, политической системе. У него были основательные знания. Во время школы комсомольского актива он, десятиклассник,  проводил часовые лекции о международном положении, охотно отвечал на самые сложные политические вопросы. Уже тогда было ясно, что его ждёт большая карьера.

У Егора Гайдара рука была не только мягкая, чрезвычайно безвольная, но и всегда влажная и холодная. Словно медузу в руки берёшь. Это не вязалось ни с его высокой должностью, ни  с манерой держаться, ведь на трибуне или за кафедрой он ас, то есть мастер своего дела, помнящий наизусть, наверное,  сотни страниц, казалось бы, очень скучных отчётов с множеством цифр. Некоторые руководители челябинских заводов, имеющие на руках отчёты и справки, пытались проверить его на достоверность – всё совпадало.

В общем, результатом моего общения с Егором Гайдаром стало чёткое представление о характере реформ. До осени 1992 года я молчал, а потом в коротенькой заметке под рубрикой «Пульс реформ» написал «Какой пульс у мёртвых реформ». А потом меня освободили от освещения политики и экономики. А ещё потом меня парализовало - защемление лицевого нерва, когда лицо стало неподвижной маской. А  когда я вышел из нервного отделения первой горбольницы,  мне разрешили выпускать страницу «Потребитель» в сотрудничестве с Госторгинспекцией и Антимонопольным комитетом Челябинской области. Но, как мне сказали, чтобы никакой отсебятины, никаких мнений об экономических  реформах. То есть Мальчиши-Плохиши оказались сперва во главе нашей редакции, а потом и во главе администрации Челябинской области.

Однако вернёмся к киношному Мальчишу-Плохишу. Фильм был снят в Крыму недалеко от Судака. Съёмочная группа жила в палатках на территории близлежащего пионерского лагеря. К съёмкам привлекались и судакские школьники.  Тут же были выстроены баррикады, где снимались бои. Эпизод атаки Буржуинского войска на Мальчишей —это  пародия на «психическую атаку» из фильма «Чапаев». Юных актёров, игравших мальчишей, к схваткам с буржуинами готовили тренеры по самбо.

В перерывах между съёмками заводилой в лагере оказался  Серёжа Тихонов: он нередко уводил ребят купаться, устраивал разные розыгрыши, организовывал поедание реквизита. В жизни Сергей Тихонов был заводилой и выдумщиком, как и в кино.  Его герою  были положены «целая бочка варенья, да целая корзина печенья», а  Тихонов по природе сладкоежка.  Разве мог он не поделиться с друзьями по съёмкам сладкими съестными припасами? А натура у него была широкой.

В 1967 году завершились съёмки ещё одного фильма - «Дубравка» - с участием Сергея Тихонова. Фильм поставлен  по рассказу Радия Погодина. У Сергея роль хулиганистого футболиста с кличкой Утюг. Кличку дала, похоже, Дубравка за то, что мальчишка вырос у моря, а плавает как утюг. Герой Сергея Тихонова прозревает, когда самодеятельный театр показывает спектакль «Снежная королева». Его  старший брат Николай играет Советника, а он видит, что это по сути пародия на приёмного отца, а для Утюга он родной отец, который давно работает на получение прибыли. На всё он смотрит,  как на возможность продать или купить. Другое его не интересует. Совсем как любое современное акционерное общество, где прибыль застилает собою  всё человеческое. И Утюг делает выбор всей жизни: он уезжает вместе с братом учиться в Ленинград.
 
Это была последняя роль Сергея Тихонова в кино. Окончив  школу, Сергей  подал документы в театральный ВУЗ — ВГИК, но его не взяли, несмотря на талант и харизму... Специалисты утверждают, что кинорежиссёр Сергей Герасимов набирал свой курс в основном по национальному признаку и чисто славянская внешность парня его не впечатлила. Тогда бы судьба Сергея Тихонова могла сложиться иначе.

Не поступившего в вуз выпускника призвали в армию. Отслужил,
вернулся, искал дело всей жизни, не учился,     его единственным заработком стали выигрыши на  ипподроме. Там и сложилась его компания, все делали ставки, при выигрышах не скупились на угощения.  Там, вблизи ипподрома,  молодой человек погиб, попав под трамвай. 21-летний парень умер до приезда "скорой". Некоторые связывают этот инцидент с долгами. Деньги, они ведь тени реальных ценностей, их величина переменна, она зависит от того, откуда смотреть и как освещается.
О гибели Сергея Тихонова написали в газете «Советская культура», таинственно обрисовав, что молодой человек погиб в автокатастрофе. Случилось это 21 апреля 1972 года.


Рецензии
А.С.! Как вы много кино знаете! Я читал Гайдара почти все, а недавно послушал его "Чук и Гек!. Слушал знакомое и удивлялся, как хорошо написано. Я ври, хотел сказать, что все живое различает противоположные ощущения. Ощущений разных очень много (тепло, холодно...), но все они сводятся к двум: приятно или неприятно. Именно или да, или нет, но не может быть и то и другое сразу. Но пока приятно, мы бездействуем. Но вот, где-то что-то ущемило нас, мы начинаем действовать. Неприятности двигают жизнь. И логика на этом основана. Сравниваются два взаимоисключающих тезиса и выбирается только один. Так как тезисов было только два, то никакого третьего нет и искать его не надо. После взаимоисключающих мыслей (идей) наступает время взаимоисключающих действий, их наука частично понимает, давая им разные названия: дихотомия, альтернатива... Еще в 1971 г. БСЭ называла альтернативой выбор одной из двух взаимоисключающих возможностей. Затем в том же издательстве вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернативой назывался заурядный многовариантный выбор (выбор одной из двух или нескольких возможностей). После моего протеста в очередном издании словаря, альтернативой назвали выбор одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Опять мимо. Взаимоисключающих возможностей всегда только две. Я не один раз ловил академиков на ошибках, писал им. Ни разу не ответили. Вот потому и развалился великий Советский Союз, что его элита пыталась иметь только приятные ощущения, не признавая критику, а без нее нет жизнир.

Павел Каравдин   20.10.2019 11:09     Заявить о нарушении
Павел Александрович. Вы знаете не меньше, но область ваших исследований мне не совсем понятна. С физикой со школы у меня не лады. В раннем детстве у нас в доме не было книг, только учебники старших, а ещё книги из библиотеки. А потом я всю жизнь собирал книги, а в последние годы словари и справочники на многих языках. Лучший справочник - интернет. Использование справочников и есть фундамент работы над словами. Чем я и занимаюсь. Спасибо Вам за внимание к моим трудам.

Александр Ерошкин   20.10.2019 12:28   Заявить о нарушении