Река странствий

    РЕКА СТРАНСТВИЙ


  Папа сажал в саду саженцы деревьев. Лисёнок и Кролик стояли рядом и смотрели.
 - Всё на свете должно иметь корни, - говорил Папа. – И тянуться к чистому синему небу.
 - Хорошо сказано, - одобрил Лисёнок.
 - Спасибо, Лисёнок, - улыбнулся Папа.
 - А долго им расти? – спросил Кролик.
 - А ты как думаешь? – сказал Папа.
 - Наверное, долго. Хочется поскорее увидеть их большими деревьями, в тени листвы которых можно в жару прятаться от солнца.
  Лисёнок вдруг категорично заявил:
 - Если мне дали бы выбор, кем быть на этом свете, то я никогда бы не захотел стать деревом.
 - Я – тоже, - согласился Папа. – Быть папой гораздо интересней. Но ты скажи, почему?
 - Как почему? Всю жизнь стоишь на одном месте и никуда не сдвинешься, толком ничего на свете не увидишь, да и не узнаешь. Скука смертная, я вам скажу.
 - Может быть, - задумчиво произнёс Папа. – Но если представить… Сколько вокруг этого дерева будет всего происходить, и сколько дерево всего этого увидит, пока будет неподвижно стоять на одном месте, пуская свои корни глубже в землю, а вершиной устремляться вверх. Так что, Лисёнок, может, этому дереву вовсе и не скучно будет жить.
 - Всё равно. Я деревом нипочём не стал бы.
 Тут послышался голос Мамы:
 - Обед готов! Всем к столу!

  Летом Мама всегда устраивала обеды на веранде под открытым небом. Обеденный стол был очень большой, овальной формы. Обедать под открытым небом было одно удовольствие. Не то что в комнате из четырёх стен и с крышей над головой, а посмотреть можно только в окно.
  За обедом Кролик спросил Маму:
 - Мама, а ты предпочла бы быть деревом?
  Мама очень удивилась:
 - Золотце, откуда у тебя такие мысли?
 - Папа сажал в саду деревья, и мы стали говорить о деревьях.
 - Я бы не за какие коврижки, - вставил Лесёнок.
  Мама подумала и ответила:
 - Деревом, говоришь? А кто бы вам готовил и убирал в доме, заготавливал варенье на зиму, латал вашу одёжку? Вряд ли дерево с этим справится.
 - Ни в коем случае! – возмутился Папа. – Мама останется мамой!
 - Не беспокойся, дорогой. Тебе подлить ещё супа? – сказала Мама Папе.
 - Конечно, дорогая. Как всегда, получилось очень вкусно.

   Он появился после обеда. Как раз в тот момент, когда Мама мыла посуду, Папа помогал Маме, а Кролик и Лисёнок мастерили в саду гамак. Незнакомец был облачен в плащ, на голове – помятая шляпа, а за спиной огромных размеров рюкзак. Все бросили свои дела, и подошли к нему. Незнакомец улыбался, был приветлив и очень дружелюбный.
 - Привет! – произнёс он. – Вы хозяева столь живописных мест?
 - Вообще-то… - смутился Папа. – Мы здесь просто живём.
 - Отлично – восхитился незнакомец. – Меня это вполне устраивает.
  Кролик и Лисёнок нахмурились. Им показалось, что незнакомец ведёт себя беспардонно. Не успел заявиться, и сразу – меня это устраивает. Папа и Мама здесь живут столько долго, что никто и не упомнит. Это их должен устраивать или не устраивать незнакомец, а не наоборот.
 - А вы кто? – подозрительно поинтересовался Лисёнок.
 - Моё имя – Странник, - представился незнакомец и протянул Лисёнку свою руку.
  Лисёнок осторожно пожал его руку своей лапкой. А Кролик переспросил:
 - Странник? То есть, вы нигде не живёте, у вас нет дома, и вы бродите себе туда-сюда, куда вздумается?
  Странник ничуть не обиделся.
 - Нет, малыш, - сказал он. – Мой дом – это весь мир, просторы, горизонты. Я странствую и скитаюсь, путешествую, срываюсь с места, когда в меня вселяется дух свободы и  долгого пути. А живу я там, где мне нравится. Ваши места мне подходят.
  Кролику не понравилось обращение "малыш", но он промолчал. А Мама радостно воскликнула:
 - Вот и хорошо! Простите, обед уже закончился, но может чаю?
 - Спасибо, хозяюшка, - поблагодарил Странник. – Но сейчас я не хочу.
 - У нас большой дом, - сказал Папа. – Пойдёмте, я покажу вам свободные комнаты. Выберите, какая вам понравится.
 - Спасибо ещё раз. Но я тут увидел, что неподалёку у вас тут протекает река. Я разобью свою палатку на берегу реки.
 - Палатку? – хором переспросили Кролик и Лисёнок.
 - Конечно, - ответил Странник. – Я живу только в палатке. Это очень полезно. Таким образом, ощущения, что я в дороге, не покидают меня. Ну, всё! Мне пора.
  И Странник зашагал в сторону реки.
 - Не нравится мне этот тип, - проговорил Лисёнок.
 - Ну-ну, - сказала Мама и погладила Лисёнка по шёрстке. – Не спеши так поспешно составить своё мнение о том, кого совсем не знаешь.
 - Всё равно, не нравится мне он, - стоял на своём Лисёнок.

  О новом соседе на некоторое время забыли. Ведь в доме Папы и Мамы часто останавливались совершенно разные гости. А по соседству устраивались ещё чаще. Они жили себе, сколько им вздумается, и уходили, когда того сами хотели. О Страннике не вспоминали и за ужином. Только вечером, когда солнце лениво опускалось за горизонт, когда Папа уселся на своё старое кресло и стал курить трубку, когда Мама надела очки и взялась за вязание, Лисёнок вспомнил о незнакомце, который ему не понравился.
 - Интересно, он в самом деле разбил палатку у реки…? – подумал Лисёнок.
  И Лисенок отправился к реке. Странник не соврал. Лисёнок притаился за деревом и увидел палатку на берегу реки. Странника он тоже увидел. Странник удил рыбу.
 - Он ещё и рыбу вылавливает из реки, - подумал Лисёнок. – Интересно, как он её готовит…?
  Но этого момента Лисёнок не дождался. Он захотел спать и пошёл к себе домой.


  Утром Лисёнок пришёл к Кролику.
 - Привет, - сказал он Кролику. – Он стал жить в палатке на берегу реки.
  Кролик ещё не совсем проснулся. Поэтому не понял, о ком речь.
 - Кто? – спросил Кролик сонным голосом.
 - Странник. Представляешь?
  Сон мигом слетел с Кролика.
 - В палатке? – воскликнул он.
 - Чего ты разорался? – попенял Лисёнок.
 - Извини. Просто я вспомнил, что мы тоже хотели пожить в палатке. Ты не забыл?
 - Нет, конечно. Только где мы возьмём палатку?
 - Но Странник же её где-то ведь раздобыл.
 - Откуда нам знать, где он её раздобыл.
  Кролик задумался. Ему показалось, что это так здорово – жить в палатке. Утром рано просыпаться под шум реки. Разводить костёрок и готовить завтрак на природе.
 - Слушай, - сказал он Лисёнку. – А давай спросим у Папы. Вдруг у него есть палатка. Может, она лежит себе на чердаке, пылится, и ждёт своего часа.
 - Я не знаю, Кролик, - вздохнул Лисёнок. – Ну, давай спросим, что ли.

  Но у Папы и Мамы их поджидала одна неприятность. В саду на гамаке безмятежно развалился Странник и как ни в чём не бывало читал утреннею газету. Настроение у приятелей стало портиться. По их мнению, новый сосед явно нарушал все существующие рамки приличия.
 - Здрасти, - голосом отнюдь далеко не дружелюбным поздоровался Лисёнок.
 - Доброе утро, мои друзья! – поприветствовал их Странник. – Рад вас видеть!
 - Это наш гамак, - сказал Кролик.
 - Правда? Отлично сделан. Постарались на славу, - похвалил Странник. И он опять стал читать газету. Всё ему было, как с гуся вода.
  Мама и Папа тоже были в саду. Они сидели за столом и пили кофе. Лисёнок и Кролик подошли к ним.
 - Садитесь завтракать, - сказала Мама.
 - Он занял наш гамак, - пожаловался Кролик.
 - Ну, золотце, большой беды в том нет. Гамаки и существуют для того, чтобы лежать в них и раскачиваться в своё удовольствие.
 - Но это наш гамак, - настаивал Лисёнок.
 - Не будь эгоистом, - погладила его по шёрстке Мама. – Никто и не пытается это оспорить. Наш гость ведь не забрал его себе. К тому же, ведь гамак пустовал со вчерашнего дня.
 - Не делайте из мухи слона, малыши, - вмешался Папа. – Ничего страшного не произошло. Если хотите, сделаем ещё один гамак.
 - Ты лучше скажи, - поменял тему разговора Лисёнок. – У тебя есть палатка?
 - Палатка? При чём тут палатка? – удивился Папа.
 - Ну, палатка. Обыкновенная такая. Может, завалялась у тебя где-нибудь?
  И Папа тут всё понял. Он сначала посмотрел на Странника, а потом на Лисёнка. И улыбнулся.
 - Ясно. Палатка, значит. Понятно, чьему примеру вы хотите последовать.
 - Ничего подобного! – запротестовал Лисёнок. – Мы сами уже давно хотели пожить в палатке. Очень надо нам кому-то подражать!
 - Вот именно! – поддержал друга Кролик.
 - Малыши, успокойтесь, - сказала Мама. – Палатки у нас нет. Но я вам её смастерю. Есть у меня пара кусков подходящей парусины в чулане. Правда, вам придётся немного подождать.
  Странник слез с гамака и тоже сел за стол. Мама налила ему кофе.
 - Благодарю, хозяюшка, - сказал Странник и сделал глоток. – Какое приятное утро!
 - Просто чудесное, - ответила Мама. – Как вам спалось на новом месте?
 - Превосходно. Я спал крепко, проснулся в бодром настроении. И мне надо что-то сделать такое, чтобы настроение стало ещё лучше.
 - А вот наши Лисёнок и Кролик тоже решили пожить в палатке.
  Лисёнок и Кролик покраснели. А Странник подмигнул им:
 - Правильное решение! Когда начнёте?
 - Не скоро. У нас пока нет палатки. Но Мама пообещала нам её смастерить, - сказал Кролик.
  Лисёнок легонько лягнул Кролика под столом. Это был своего рода знак. Он означал: "Слишком много болтаешь".
 - Не беда, - произнёс Странник. – Появится у вас ещё своя палатка. А пока я могу позвать вас поучаствовать в одном небольшом приключении. Если не боитесь, конечно.
   Нашим друзьям стало обидно.
 - Вы нас с кем-то путаете. Мы ничего не боимся. Почти – заносчиво проговорил Лисёнок.
 - Да! – вставил Кролик. – Мы даже однажды в небо поднялись на воздушном шаре.
  Лисёнок опять легонько лягнул Кролика под столом.
 - Вот и отлично! – обрадовался Странник. – Вперёд, мои друзья! Навстречу маленькому приключению! Спасибо за кофе, хозяюшка.
 - Пожалуйста. Будем рады вас снова увидеть, - ответила Мама.


  Лисёнок и Кролик немного отстали от Странника. Он не оглядывался, шёл вперёд и насвистывал какую-то мелодию.
 - Зачем мы идём за ним? – сказал Лисёнок.
 - Но он же нас позвал навстречу приключению, - ответил Кролик.
 - Какому приключению?
 - Ну… он пока не сказал.
 - Да. И мы толком ничего о нём не знаем.
 - Да брось ты Хоть на палатку посмотрим.

  На берегу реки Лисёнок и Кролик наконец-таки так близко увидели палатку, как того хотели. Около палатки небольшой кучкой лежали головешки. Видно, Странник готовил еду на костре. А почти у самой воды лежали брёвна.
 - Вот, - указал на брёвна Странник. – Вот с чего начнётся наше маленькое приключение.
 - Не очень понятно, с чего именно, - сказал Кролик.
 - Сначала мы сделаем плот, - объяснил Странник.
 - Мы никогда не делали плот. Мы не умеем.
 - Ерунда. Я вас научу.
  Под руководством Странника плот соорудили быстро. Потом спустили его на воду. Странник выдал всем по шесту и первым влез на плот.
 - А теперь, мои храбрые друзья, ваш черёд, - произнёс Странник.
  Лисёнку и Кролику стало не по себе.
 - Мы никогда не плавали на плоту, - сказал Лисёнок.
 - Зато вы поднимались в небо на Воздушном Шаре, - сказал Странник. – Ну же, смелей, мои друзья!
  Лисёнок шепнул Кролику:
 - Давай. Нам нельзя упасть лицом в грязь перед ним.
  Два приятеля набрались храбрости и взобрались на плот. Ничего страшного не произошло. Странник шестом оттолкнулся от берега, и плот медленно двинулся по течению. Править плотом оказалось не так уж сложно, Кролик и Лисёнок быстро этому научились. Скоро они забыли о страхе и наслаждались этим маленьким приключением.
  Странник присел, достал из кармана губную гармошку и заиграл. Кролик спросил его:
 - Ты умеешь играть на губной гармошке?
 - Ну, иногда. Бывает так, что во время пути, какие-то звуки начинают появляться в голове. И хочется эти звуки воспроизвести. Я раздобыл эту гармошку и, вот, иногда наигрываю эти звуки, которые возникают порой в моей голове. Специально я этому не учился.
  Кролику очень понравилась эта мелодия и сама губная гармошка.
 - А если специально учиться? – предположил он.
 - Не знаю, - пожал плечами Странник. Он закончил играть и спросил Кролика:
 - Понравилось?
 - Ещё бы! – ответил Кролик. – Было здорово!
 - Если хочешь, то я тебя научу играть на ней.
  Какое-то время они молчали. Плот плыл по течению реки, вдоль которой росли деревья и кустарники. Никого не было. Звуки издавала только река. Правда, иногда слышалось щебетание птиц.
  Странник заговорил:
 - Вот, река, такая одна единственная на всём свете. Течёт себе и течёт, мимо всего и всех. Как она не похожа и совсем не вписывается в суетливый мир, где все голосят и толком никто не знает, что ему надо от жизни. А река вот никуда не лезет и не взбирается куда попало, чтобы потом сверзиться и свернуть себе шею. Она просто существует и всё. И ничего добавлять и выдумывать не надо. Река существует себе на здоровье и любит жизнь. Плыть по ней – одно загляденье. Плыть и чувствовать её движение.
  Потом Странник лёг на спину и стал смотреть на небо.
 - Если смотреть так, то небо тоже движется, - сказал он. – И можно тоже плыть по небу. Завидую я вам, друзья, вы были там, наверху, среди облаков и небесной синевы. Я тоже полетал бы. А каково это – быть в небе?
  Лисёнок прочистил горло и ответил:
 - Сначала страшно. А потом… Необыкновенно как-то. Трудно описать. Это надо самому прочувствовать.
 - Понимаю, - согласился Странник.
  Часа через два они пристали к берегу. Вылезли.
 - Всё? – спросил Кролик.
 - Всё, - ответил Странник. – Пора идти обратно.
 - А как же плот?
 - Пусть себе плывёт дальше. Если надо будет – новый сделаем.
  Они оттолкнули плот от берега, и он устремился дальше по течению. Потом разожгли костёр, подкрепились жареными сосисками и бутербродами, и зашагали в сторону Зелёной Долины.

  Уже была почти ночь, уже потемнело. Папа ходил в своей комнате по кругу, заложив руки за спину. Он не находил себе места. Спать ему не хотелось, курить и пить кофе – тоже. "Что же это со мной происходит?" – думалось ему. В глубине души он догадывался, почему так неладно было. Появление Странника заставило растормошить в папиной голове воспоминания. Воспоминания, как считал Папа, о бурной молодости. Воспоминания о приключениях, о свободе, о безмятежности, о друзьях и странствиях. "Я столько всего видел, и столько всего со мной происходило, был ещё тот сорвиголова", – сказал он самому себе. После этой мысли Папа остановился. Застыл на месте.
 - А что? Я и сейчас ещё ничего! – произнёс он вслух. – Да. Я ещё покажу всем, каков я на деле.
 Папа ещё малость походил по комнате, и принял твёрдое решение. Он снова пустится в путешествия, станет странствовать и искать приключения.
 - И начну прямо сейчас, - опять сказал вслух Папа.
  Для пущей бесшабашности Папа решил бежать через окно. Он открыл окно и спустил веревочную лестницу. Спускаясь по ней, Папа почувствовал, что спуск даётся ему с трудом. Лет эдак тридцать назад он спустился бы за пару секунд. Второй этаж, всего-навсего. Папа подумал, что выглядит он смешно, спускаясь по этой лестнице. Хорошо, что никто не видит, а то позору не оберёшься.
 - Ничего, - утешал себя Папа. – Это я просто засиделся так долго на одном месте, что весь разнежился.
  Наконец, Папа спустился и быстро пересёк сад. Он старался не шуметь. Потом он остановился и осмотрелся. Около реки виднелся огонёк.
 - Костёр, - догадался Папа. – Это Странник, наверное, разжёг костёр.
  Стало зябко. Папа поёжился. И тут он увидел, что не переоделся. Папа был в пижаме.
 - Бог ты мой! Вот я старый дурак! – раздосадовался Папа. – Куда я пойду в пижаме?
  Он постоял на одном месте, подумал немного. И решил, что возвращаться уже поздно. Но ему было холодно и ему хотелось согреться. Поэтому Папа пошёл к огоньку.
  Это в самом деле был костёр. А рядом палатка. Странник готовил чай. Он увидел Папу.
 - Привет! – сказал Странник.
 - Доброго вечера. То есть, ночи… наверное… - замялся Папа.
 - Это куда вы собрались на ночь глядя? Ещё и в пижаме, - спросил Странник, добродушно улыбаясь.
 Папа смутился.
 - Да так… Решил перед сном прогуляться, воздухом свежим подышать, - проговорил Папа. Он себя чувствовал ужасно глупо в этой пижаме, ночью, около костра, на пороге новых странствий и приключений. – Я, знаете ли, частенько вот ночью прогуливаюсь.
 - Садитесь, - сказал Странник. – Будем пить чай.
  Папа сел около костра. Странник протянул ему дымящуюся кружку. Папа отпил глоток. Стало тепло и приятно. Костер горел и трещал, где-то в темноте стрекотали сверчки. Странник тоже присел около костра и тоже стал пить чай.
  Папа посмотрел наверх, посмотрел на звёзды. Потом отпил ещё чаю и сказал Страннику:
 - Вы не поверите, но, глядя на вас, я самого себя вспоминаю. Я ведь не всегда был папой. Когда-то я был молодым и много путешествовал, бродил себе по свету. Во мне и сейчас не угас дух приключений! Иногда, знаете ли, хочется порой вот взять – бросить всё, это осёдлую жизнь, обыденность и рутину. Бросить всё, и пуститься в путь. Так сказать, тряхнуть стариной!
 - Вы что, прямо сейчас и начнёте бросать всё? – улыбнулся Папе Странник.
  Папа опять смутился. Он прокашлялся.
 - Что вы… что вы… - покраснел Папа. – Куда мне… Тем более, у меня в жизни есть Мама и наш уютный дом… Я Маму тоже нашёл в молодости, когда странствовал и путешествовал. И она тоже тогда мамой не была. Я как увидел её и… В общем, я остепенился, мы поселились здесь, в Зелёной Долине. У нас чудесный дом, к нам приходят гости, мы рады всем… Да… - Папа вздохнул.
  Совсем стало тепло. Папе захотелось домой. Он допил чай и встал.
 - Ну, ладно. Совсем поздно стало, - сказал Папа. – Я пойду. Спокойной ночи!
 - Спасибо, что заглянули на огонёк, - сказал Странник.
  Папа добрался до дома, по веревочной лестнице залез в свою комнату, закрыл окно и лёг в постель.
 - Удивительно, - подумал он. – Что это со мной было…?
  И после этих мыслей он сразу уснул.

  2015 г.


Рецензии