Что такое интеллигентность?

                Что такое интеллигентность?

       Нет, интуитивно, навскидку и на глазок, любой из нас отличить интеллигента от того, кто им не является, разумеется, может. "Вот истинно интеллигентный человек!" - говорит кто-то, указывая на представителя этого "класса", и, как правило, остальные с ним соглашаются. Споры на этой почве возникают редко - и то в тех только случаях, когда одному из присутствующих известны какие-либо факты об этом "интеллигенте", которые не известны остальным. Которые не вяжутся с приписанной этому индивиду "интеллигентностью".
     Но вот попробовать объяснить, что же это за штука такая - интеллигентность - никто не берётся.
    Вежливость?.. Выдержанность, контроль над своими эмоциями?.. Или - внутреннее благородство, достоинство?.. Или, может быть, неспособность совершать низкие, подлые поступки?.. - тут только начни попытаться определить - и дискуссия затянется на годы.
   Так что, может быть, это и к лучшему, что никто не пытается это человеческое качество обозначить, ввести употребление этого термина в какие-то строгие рамки?
   Наверное, многие так думают... Хотя есть и немало людей, которые с ножом к горлу готовы пристать: "А ты объясни! А ты докажи!.." - уж очень бы им хотелось заслужить звание интеллигента, но с какой стороны подступиться - они даже не знают. Я таких видел немало. Вроде и рады бы стать, а - не даётся оно им... ускользает...
    Лично я на эту тему никогда не заморачивался, "целей" стать интеллигентом себе не ставил... жил так, как считал нужным, уважения людей мне хватало, и нужды обдумывать эти "больные вопросы" не возникало.
    И вот поэтому был крайне поражён, когда одна известная личность, вовсе не философ и не публицист, с которой я лично не знаком, но которую почему-то, неосознанно, очень уважаю, сказала в одном из интервью, что интеллигентность - "это умение встать на точку зрения другого человека".
   "И всё?!" - удивился я. - И больше ничего?!
   Так хотелось добавить ещё что-то, как-то "полнее" и шире описать это человеческое свойство!.. - но ничего не получалось. Эти слова стояли незыблемо, как какая-то точка отсчёта, "нулевой километр", и сколько я ни пытался двинуться от него в любое из направлений - мои попытки оказывались "уходом в сторону", потерей самого важного ориентира.
   Сколько бы я ни думал с тех пор, - а времени с тех услышанных слов прошло уже немало, лучше ничего придумать я так и не смог.
   Но всё же... За прошедшие годы, размышляя над этой дефиницией и примеривая её к людям, которых я знал, я сумел оспорить это суждение.
   "Встать на точку зрения другого человека" - оказалось требованием избыточным, почти что максималистским!
   Чтобы считаться интеллигентом, - обнаружил я, - достаточно того же самого, но в гораздо меньшем количестве. Достаточно просто в и д е т ь других людей, осознавать, что они отдельные личности со своей индивидуальностью и своей, особой от твоей, жизнью.
   Не обязательно перевоплощаться в каждого, которого встречаешь на своём пути. Влезать в его шкуру, полностью переходить на его точку зрения и разделять его взгляд на вещи, на эту жизнь.
  Малой толики того, что заявлено этой великой актрисой - хватает людям для того, чтобы снискать всеобщую любовь и уважение. Просто потому, что даже малая толика эта встречается в людях крайне редко.
   И я видел в жизни "суперзвёзд", людей, окружённых всеобщей любовью и обожанием, которые ничем не обладали кроме этой "мелочи": видели и слышали других.
   Так что Вы очень верно высказались когда-то, Алиса Бруновна!
   Но, как видите, я много думал над этими словами, старался - и всё-таки сумел дополнить и даже в чём-то лучше объяснить Ваше утверждение.
   


Рецензии