Почти смешная история - 2

Галине Корецкой посвящается.

3. Проблема происхождения жизни.

Немецкий зоолог Эрнст Генрих Филипп Август Геккель жил в 19 веке и потому даже вообразить  себе не мог то, до чего додумались Миллер и Юри. Но воображения он лишен не был. О! У него было богатое воображение!

22 года Чарльз Дарвин писал свой главный труд жизни «Происхождение видов». Не столько, впрочем, писал, сколько лежал на диване. И если бы не явился ему конкурент некий Альфред Рассел Уоллес, выдвинувший точно такую же идею, возможно, труд Дарвина так бы и не был опубликован по сей день.

В 1860 году двадцатишестилетний Геккель прочел «Происхождение видов», и дальнейшая судьба его была решена. Он забросил радиолярий, которых до этого, довольно  основательно изучив, представил зоологическому миру, и бросился, как в омут с головой, защищать великое учение, которое в Германии научная общественность встретила с прохладцей.

Все было замечательно у Дарвина, кроме одного момента: откуда, все же, взялось самое первое живое существо, еще настолько примитивное, что состояло всего лишь из одной клетки. Но насколько бы ни было примитивно одноклеточное существо, сложность его была неимоверной. И каким образом неживая материя стала живой клеткой оставалось совершенно неясно. Ответ был очень прост: она самозародилась.

Факт того, что живые существа не могут самозародиться в неживой материи, не был столь очевиден во времена Дарвина и Геккеля, а для многих он не очевиден и сегодня.

Примерно в это же время Рудольф Вирхов, развивая клеточную теорию, сформулировал известный принцип: «живое от живого». И хотя он не опровергнут по сей день, не слишком многие убеждены в его справедливости.

Еще  в 1861 году французский химик Луи Пастер придумал изящный опыт, опровергающий возможность самозарождения даже примитивнейших живых существ. Однако не всех он в этом убедил.

Наш герой Геккель ничего и слышать не хотел об этом.

Ничтоже сумняшеся он объявил всему научному миру, что им было найдено примитивное существо, которое, можно сказать, одновременно было живое и неживое. Другими словами занимало промежуточное положение между живым и неживым. И естественно, это существо легко  и постоянно самозарождалось где ни попадя.

Он присваивает ему изящное название – монера, и делает десятки зарисовок «с натуры» этого существа.

Монеры, по Геккелю, это первые живые организмы на Земле, которые возникли (самозародились) у морского дна за счет случайного объединения различных химических соединений. В книге "Естественная история миротворения", он разместил подробные изображения жизненного цикла «открытых» им существ. Они, фантазировал он, "… не составлены из каких-либо органов, но целиком состоят из бесформенного, простого гомогенного вещества … всего  лишь бесформенные, подвижные комочки слизи, состоящие из белкового соединения углерода".

Естественно, очень скоро Геккеля разоблачили. Никаких живых или полуживых монер он так и не представил, кроме изящно выполненных рисунков, якобы найденных им существ.

Может быть Геккелль устыдился? Ничуть. Эти монеры окончательно свели его с ума.
 
Он забросил биологию и стал проповедником новой, созданной им религии, в противовес христианству. Примерно тем же в новое время занимается бывший  английский биолог, а ныне пройдоха Ричард Докинз.

Подводя итог нашей небольшой экскурсии в историю биологии мы должны понять, что на сегодняшний день нет ни одного сколько-нибудь последовательного и непротиворечивого объяснения происхождения жизни. Так откуда же она взялась? Но об этом мы поговорим в следующий раз.


Конец второй части. Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/20/1294


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.