На заметку молодым людям
Кратко о своём пути. Как молодого специалиста – совка, совки на производстве приняли как члена своей большой семьи – СССР. Точно так, как Молотова приняли в семье порядочного барина. Но я, по молодости и глупости решил начать вольную жизнь, - переменил место жительства и начал искать работу сам. Как Молотов. Натерпелся не хуже Молотова. Потом процесс пошел, так же, как и у него. И ничего: жил нормально. Грех обижаться на судьбу. Ладно, не обо мне речь, а о произведении той эпохи. Автор - молодой человек, а так глубоко разбирался в людях! – Аристотель, Платон и многие другие древние люди не глупее его были. - Мы ныне тоже не глупее их. Только притворяемся глупцами. Мне понравилась жизнь Марфы Матвеевны. Она стала родоначальницей богатого дома, клана или кагала. Она была дочерью бедняков. Старик шил плохие сапоги, а старуха пекла плохи пироги, тем и жили, - плохо. Дочь их – Марфа – была умна, хороша, выучилась грамоте, читала историю и псалтырь. Вышла замуж за мелкого – мелкого чиновника. Трудилась, сама нянчила детей, научилась торговать: дёшево покупать и дорого продавать. Жизнь её день ото дня становилась светлее. Мужа приучила делать поделки, сама ими торговала. Короче, сто лет, целый век должен был пройти, прежде чем создалась эта мирная семейная группа. Не без помощи Марфы, муж её достиг столоначальнического высокого положения, и его стали посещать столоначальники, их помощники, архивариусы, экспедиторы, контролёры. Потом некоторые из них, мало - по малу, стали прививаться к древу Марфы. Поколение её стало расти шире и шире, получая в наследство её деятельный и практический дух. Образовалась целая порода чиновников, особая корпорация, члены которой служили в бесчисленных присутственных местах столицы. По родственной связи, поддерживая друг друга, они всегда давали знать о вновь открывающихся вакансиях, за своих горой стояли, и, таким образом, поколение, созданное Марфой, добивалось себе карьеры во всех сферах чиновного царства. В этой сфере Марфа Матвеевна занимала высшее место, распоряжаясь силами многих душ чиновных. Так она приобрела в своём кругу значение и вес, их она успела упрочить и за детьми своими. Умерла. Но поколение её разрослось. Дальше рассказывать? – Не надо, я это дело сам вижу вокруг и выше. Такова жизнь. Надо учиться у Марфы, а не критиковать её. Опыт Молотова мне хочешь – не хочешь, не очень понравился. А вот мировоззрение художника Череванина мне совсем не понравилось, и жизнь его тоже. Ни к чему он не мог надолго привязаться. После неудачной любви он получил наклонность к цинизму и отрицанию жизни или это лежало в основе его натуры. Друзей таких же завёл. Мысль автора: недостаток эстетического чувства, грубость и одичалость характера заставляют человека не любить ровную, тихую, полную глубокого смысла семейную жизнь. Этот художник говорил, что он, мол, потерял вкус к жизни, что в нём нет ни положительного, ни отрицательного, а есть полное безразличие и пустота, что раньше он ломался и кричал: труд, отечество, любовь, свобода, счастье, слава и много иных прекрасных слов произносил, но и тогда чувствовал, что лгал, а теперь он ничего не хочет, кроме сна, забвения, обморока. Теперь он понял, что он даже не эгоист. Там, где эгоизм, бывает полное довольство, сознание собственного достоинства, а он живёт, не умирая, он сам себе гадок. Для кого и зачем работать, если никого не любишь, даже себя? Уж не для будущих ли поколений? Будущие поколения всегда осуждают прошлые поколения. Короче, как он сам сказал, у него «кладбищенское» мировоззрение. Потому как все люди умирают.
- Мне этот тип, хотя он и художник, тоже не понравился. Молотов, при всех его недостатках, лучше всех. Что важно заметить: эта проблема вечная. Я имею в виду три типа мещанского счастья. Не хочется мне говорить об этой повести. Давай закончим на этом наш литературный разговор. – Давай, - я не против этого предложения. Так скажу. В. Лоб.
Свидетельство о публикации №219101901210