Все о налиме и даже, чуть больше

   Налим недаром считают «царской рыбой», наравне с тайменем. Ох, и вкусна же рыбка! Прежде, чем начать рассказ о налиме, давайте познакомимся с ним поближе, обратившись к Википедии:

«Выделяют 2—3 подвида:
1 — обыкновенный налим, обитающий в Европе и Азии до реки Лены.
2 — тонкохвостый налим, чей ареал включает Сибирь от реки Кара до Берингова пролива, арктическое побережье Аляски к востоку до реки Маккензи.
3 — подвид, обитающий в Северной Америке.

Тело налима удлиненное, невысокое, округлое в передней части и сильно сжатое с боков — в задней. Голова уплощена, её длина превышает максимальную высоту тела. Глаз маленький. Рот большой, полунижний, нижняя челюсть короче верхней. Зубов нет. На подбородке имеется один непарный усик (составляющий 20—30 % длины головы) и пара усиков на верхней челюсти.

Окраска тела  зависит от характера грунта, прозрачности и освещенности воды, а также от возраста рыбы, поэтому она довольно разнообразна: чаще темно-бурая, или черновато-серая, светлеющая с возрастом. На боках тела и непарных плавниках имеются большие светлые пятна. Форма и размер пятен могут варьироваться. Брюхо и плавники светлые.

Спинных плавников два: первый из них короткий, второй — длинный. Анальный также длинный. Вместе со вторым спинным они вплотную подходят к хвостовому, но не соединяются с ним. Грудные плавники округлые. Брюшные расположены на горле, впереди грудных. Второй луч брюшного плавника вытянут в длинную нить, снабженную чувствительными клетками, как на усике. Хвостовой плавник округлый.
Чешуя циклоидная, очень мелкая, полностью покрывает всё тело и часть головы сверху до ноздрей и жаберной крышки. Боковая линия полная до начала хвостового стебля, далее к хвосту может прерываться.

Длина тела может доходить до 120 см. В различных водоемах линейный рост происходит неодинаково. Так, наилучшими показателями роста и массы тела характеризуется налим Обского бассейна, близок к нему по темпам линейного роста налим Вилюя. Наиболее крупные особи — до 18 кг — отмечены в реке Лена.

Налим более активен в холодной воде. Нерест происходит зимой в декабре—феврале, наиболее удачный лов — при первых заморозках от заката до рассвета. Питается беспозвоночными и мелкой рыбой. Старшие особи поедают молодь донных рыб, а также лягушек, речных раков, моллюсков. Может поедать разлагающихся животных. Ловится на жерлицы, особенно любит ершей. Существуют как оседлые (обитающие в озёрах и небольших реках), так и полупроходные формы (например налим реки Оби).
Оседлые формы, как правило, мелкие и тугорослые.

Полупроходные формы совершают длительные миграции (свыше тысячи километров в год). Имеют более крупные размеры (часто более метра в длину, вес более 5—6 кг и возраст до 15—24 лет). Самки нерестятся не ежегодно, пропуская один-два сезона для восстановления энергетических запасов организма. Большая часть самцов участвуют в нересте ежегодно.

На территории России налим распространен повсеместно в водоемах арктической и умеренной зон, в бассейнах Балтийского, Белого, Баренцева, Чёрного и Каспийского морей и в бассейнах всех сибирских рек от Оби до Анадыря на всем их протяжении. Встречается во всем бассейне Амура, а также в верховьях реки Ялу (бассейн Желтого моря). Кроме того распространен на Сахалине и Шантарских островах. Выходит в опресненные участки морей с соленостью до 12 ‰.(промилле).


...Мой рассказ посвящен ловле налима в детстве. Родился и вырос я на побережье небольшой реки Чумыш. Она берет начало из предгорий Салаирского кряжа, в Кемеровской области. Большую часть пути река проходит по территории Алтайского края, впадая в р. Обь в восьмидесяти восьми километрах ниже Барнаула, в Тальменском районе.
 
Из Оби в Чумыш заходит много ценных рыб: судак, лещ, язь, таймень, нельма, осетр и стерлядь. Местная фауна представлена  окунями, щуками, карасями, налимами, и конечно, же, речной мелочью: пескари, гольяны, чебаки.

Мелкую рыбешку ловили почти ежедневно, она была хорошим подспорьем в питании семьи. Помню, бабушка уложит на алюминиевый, или железный лист, предназначенный для выпечки пирогов, рядочками пескариков, зальет взбитыми яйцами со сливками, и поставит в русскую печь томиться.

А запах-то, какой! М-м-м-м…Соседские коты сбегались, учуяв аромат из печки.
Пескарики томятся на угольках почти целый час. Косточки распариваются все, берешь ложку и ешь, как кашу, не чувствуя уколов.

Ловили рыбу и покрупнее — сорожек, окуней и щук. Особенно нравилась рыбалка на налима. Летом налим — рыба сонная, квелая, не любит свет и теплую воду, прячется в омутах под камнями и корягами. «Высшим пилотажем» было поймать налима руками.

Думаете, это просто — нырнул под камень, нашарил рыбину, взял и вытащил на свет божий? Не тут-то было! Попробуйте поймать в воде большой кусок мыла — уверен, что ничего не выйдет. Но кусок-то не живой, а налим может извиваться, подобно змее.

Позвонки его устроены так, что могут сгибаться по отношению друг к другу под большим углом, и рыба ведет себя подобно малолетним гимнастам. Может складываться почти пополам.

Зубов у налима нет — укусов бояться не нужно. Главное — подобраться под жабры, тогда можно ухватить его и вытащить на воздух.

Какие только способы ловли мы не придумывали! Брали у родителей старые сети, на палках ставили обмет вокруг камня, где находили налима, старались выгнать рыбу из укрытия, чтобы она запуталась в сети. Иногда ныряли на большую глубину с самодельной острогой, сделанной из старых вилок.

Однажды, летним теплым днем, купаясь на Чумыше, услышали крик пацанов: «Налим!»
Подплыли к камню, вокруг которого собралось человек пять — шесть.

— Тут, он, тут! — суетился загоревший до черноты, пацаненок «Доманец» — как все его звали. — Я нырнул под камень, нащупал его скользкий хвост! Большущий! Давайте его выловим, сварим уху, и все наедимся!
 
Возражений не последовало. Стали поочередно нырять, стараясь добраться до головы налима.

Не тут-то было! Ниша под камнем была узкая, тело налима занимало ее полностью, руку подсунуть нельзя. Промучившись почти час, нанырявшись до одури, вылезли из воды. Стали строить планы, как добыть рыбу. Большая глубина не позволяла долго находиться под камнем.
 
— Ребята! – подал голос Гошка, — давайте спустим под воду аквалангиста!
— Как ты спустишь его, если нет приспособлений? — возразил рассудительный Герка.
— А у нас есть тонкий резиновый шланг, — ответил Гоша, — есть и водолазная маска на глаза. Один конец трубки ныряльщик возьмет в рот, второй будем держать мы, сидя на камне, чтобы вода в трубку не попала. Чтобы не всплыл раньше времени, привяжем на пояс груз — какую-нибудь железяку.
— А что, ребята, давайте, попробуем! — воскликнул Доманец, чур, я — первый!

Гоша сбегал домой за шлангом и маской, Доманец привязал к поясу старое мотоциклетное колесо, валявшееся на берегу. Взял один конец трубки в рот, и намочив маску, одел ее на глаза. Помахав рукой, исчез в глубине. Все с замиранием сердца смотрели за развивающимися событиями.
 
Прошла минута, как Доманец ушел под воду. Пошла вторая… Мы знали, что паренек мог находиться под водой не дыша, две минуты — проверяли по секундомеру. А здесь бояться было нечему — трубка позволяла дышать свободно. Прошла и вторая минута. Никакого движения…

— Послушайте, он там дышит? — сказал Герка.
Поднесли обрез шланга к уху — слышалось дыхание.
 
— Дышит, зараза!— раздался облегченный вздох. — Чего так долго возится?
Пошла четвертая минута…

— Ребята, послушайте, дышит или нет? — попросил Толик, друг Доманца.
Послушали — тихо, ничего не слышно, забеспокоились — все ли в порядке?

Толик нырнул, секунд через десять пробкой выскочил из воды, завопив: «Он там мертвый! Руки раскинул!»

Мы гурьбой нырнули под камень. На глубине около трех метров увидели тело Доманца с раскинутыми руками, подплыли, втроем подхватили и вытащили на камень. Отвязав от пояса колесо, перетащили тело мальчишки на берег, крича: «Помогите, Доманец утонул!»

На наше счастье, недалеко отдыхала семья врачей, прибежали. Перевернув вниз лицом, вытрясли воду из легких, сделали искусственную вентиляцию, массаж сердца. Ожил бедолага, закашлял, заплевался, заматерился…

— Ну, коли материться начал, значит, будешь жить! — рассмеялся  врач. — А теперь расскажите, как все получилось.
 
Куда деваться, рассказали все, как есть.
— Эх, вы, малышня! — покачав головой, сказал эскулап, — вы не подумали, что длина трубки не позволяла ныряльщику дышать чистым воздухом! Он дышал своим, отработанным, гоняя его туда-сюда.
 
Расспросили и Доманца, немного пришедшего в себя:
— До дна погрузился нормально, колесо сильно тянуло вниз. Лег на гальку, стал раскапывать нору, куда залез налим. Пробовал тянуть его за хвост — бесполезно, скользкий, зараза! Раскопав от гальки и камешков почти до половины тела, почувствовал, что закружилась голова. Хотел вынырнуть, но колесо не давало. Стал развязывать узел на поясе и потерял сознание, — рассказал он.

— Да, повезло тебе, парень! — улыбаясь, сказал врач, — еще бы несколько минут и моя помощь была бы уже не нужна. Считай, что в рубашке родился!

Может быть, и родился Доманец в рубашке, потому, что попадал в такие истории, в которых выжить было практически невозможно. Но однажды, «костлявая», все же  настигла его в армии. Сгорел живьем, выгоняя из ангара вспыхнувший бензовоз.
Что поделаешь – рожденные сгореть, в воде не тонут…


Рецензии
Надо же, куда повернула история про налима...
Непредсказуема жизнь наша.
Спасибо за правдивые истории, Сергей Лукич.
С уважением и добрыми предновогодними пожеланиями,

Марина Клименченко   31.12.2020 15:08     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Марина!

Сергей Лукич Гусев   04.01.2021 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.