Культура Батавии- Куклы Ондел-Ондел
Индонезия — страна с невероятным культурным разнообразием: здесь существует около 1000 этнических культур и 719 диалектов, которые заметно отличаются друг от друга. Поэтому, путешествуя по архипелагу, легко ощущать, как меняются традиции, ценности и уклад. Джакарта — не исключение. Её уникальная культура — культура Батавии (Betawi) — уходит корнями в прошлое, когда город носил название Батавия и находился под властью Голландской Ост-Индии (до 1942 года).
Сегодня атмосферу старинной Джакарты можно почувствовать в районе Kota Tua, что в переводе означает «Старый город». В XVII веке это был крупный центр морской торговли, а сейчас — музей под открытым небом. Здесь легко встретить «жителей прошлого» — кукол ондел-ондел, представляющих культуру Батавии. Они появляются на улицах целыми «семьями», привлекая внимание местных жителей и туристов.
Знакомство с ондел-ондел:
Впервые я увидел ондел-ондел вечером на улицах Джакарты. Они показались мне необычными, даже магическими. Удивительно, но многие местные жители считают их пугающими и не слишком привлекательными.
Чаще всего ондел-ондел можно встретить в туристических местах вроде Kota Tua, но настоящая жизнь этих персонажей разворачивается вечером в районах уличной еды. Индонезийцы ужинают примерно в 17–18 часов, и именно в это время появляются куклы-гиганты: они «танцуют», развлекают гостей и собирают пожертвования.
Ондел-ондел: кто они и зачем?
Несмотря на широкую известность кукол, мало кто может подробно рассказать об их прошлом. Изучая культуру Батавии почти два года, я собирал информацию по крупицам — в музеях, например, Museum of Betawi Culture в комплексе Taman Mini Indonesia Indah, общаясь с экспертами и изучая индонезийские источники.
Официально ондел-ондел — это человекоподобные куклы-гиганты высотой 2–2,5 метра, одетые в яркие батиковые ткани с традиционными орнаментами. Их лица вырезаны из дерева: женские образы — с выбеленным лицом, ярко-красными губами и большими глазами; мужские образы — с усами и красным или тёмно-коричневым лицом, что символизирует загар от тяжелой работы на полях.
Головные уборы ондел когда-то украшали кокосовые соцветия, но сегодня их заменяет дешёвая мишура — об этом мало кто знает. Ондел-ондел всегда изображаются в паре — мужчина и женщина. Это символично: их цвета — красный и белый, как на флаге Индонезии. Красный — храбрость, Белый — чистота.
История появления ондел-ондел:
Изначально куклы создавались в центральной части Джакарты, но со временем культура Батавии была вытеснена на западные и южные окраины столицы. Первоначальная функция ондел-ондел была оберегать потомков от злых духов. До прихода ислама на архипелаг местные жители верили в силу тотемов и духов-покровителей. Куклы-гиганты действительно должны были быть пугающими — это объясняет их внушительный размер и выражение лица. Позже, с развитием общества, образ ондел стал меняться. Их стали привлекать на свадьбы и праздники, а внешний вид смягчили. Сегодня ондел-ондел — дружелюбные персонажи, которые встречают гостей столицы и символизируют культурное наследие Батавии.
Современная жизнь ондел-ондел:
Сегодня ондел-ондел — это своеобразные уличные артисты. Внутри костюма находится человек: его взгляд приходится примерно на уровень «груди» куклы, откуда он ориентируется на дороге. Возле него всегда есть «команда»: дети с белым ведром для монет, человек с тележкой, на которой стоит колонка, музыка — традиционная или современная. Для многих артистов это основной источник дохода. Ондел-ондел стали частью городской культуры: их можно увидеть в оживленных районах Джакарты, рядом с кафе, рынками и уличными кухнями.
Будущее ондел-ондел: вызовы и надежды
Современные ондел-ондел уже не пугают — они выглядят добрыми и приветливыми. Это говорит о том, что культура смогла адаптироваться к изменениям. Сейчас их можно увидеть танцующими под традиционные инструменты — Tehyan, Gong, Kendang, Kempul, а порой и под популярные dangdut songs.
Появились и миниатюрные ондел-ондел — брелоки, сувениры и талисманы «на удачу».
Однако многие молодые люди в Джакарте переживают за будущее этой культуры. Ондел-ондел всё чаще вынуждены «зарабатывать» на улицах, и некоторые считают, что традиция оказывается в уязвимом положении.
Свидетельство о публикации №219102100824
Вика Кириченко 06.11.2019 18:08 Заявить о нарушении