Культура Батавии- Куклы Ондел-Ондел

*Батавия - это название современной Джакарты в прошлом.

Индонезия насчитывает около 1000 культур и 719 языковых диалектов, которые отличаются друг от друга в большой мере. Поэтому, путешествуя по разным местам Индонезии, попадаешь в совершенно разные атмосферы, где бытуют свои традиции, ценности, уставы. Джакарта не является исключением и ей принадлежит культура Батавии (Betawi), ведь именно такое название имела Джакарта до 1942 года, когда находилась под правлением Голландской Ост-Индии. Ныне 17-ти вековую историческую Джакарту можно посетить на северо-западе города в районе Kota Tua, что в буквальном смысле означает "Старый город". В 17 веке этот район был центральным звеном торговых морских межостровных коммуникаций, а сейчас исторически значимая достопримечательность. Там можно не только посетить все исторические музеи самой Индонезии, но и встретить «жителей» — предсатвителей культуры Батавия — кукол ондел-ондел (ondel-ondel), которые уже целыми семьями встречают местных и туристов.


Знакомство с ондел-ондел:

Впервые я увидел кукол ондел-ондел на улицах Джакарты в вечернее время. Для меня они показались чем-то необычным и в то же время необыкновенным. Удивительно, но местные жители считают кукол устрашающими и совершенно не привлекательными. Как уже упомянулось, кукол ондел можно встретить в исторических, то есть туристических местах Джакарты, например, Старый город (Kota Tua). Но все-таки всю культуру, жизнь и функционирование этой культуры можно увидеть только на улицах Джакарты в вечернее время там, где стоят ряды с уличной едой. Дело в том, что ужин у индонезийцев зачастую припадает на 5-6 часов вечера, поэтому все лавки с уличной едой готовятся встречать гостей именно в это время. Также и ондел-ондел выходят к вечернему времени, чтобы «попросить» денег у людей, наслаждающихся своей трапезой.


Ондел-ондел, кто вы?!

На сегодняшний день мало кто может дать определение, кто же такие куклы ондел-ондел, и что они из себя представляют. Естественно, люди знают, что куклы ондел символизируют культуру Батавии, но для чего они были созданы и какая их современная жизнь — мало кто знает. Чтобы разобраться в этом вопросе, пришлось собирать информацию об ондел-ондел по крупицам в музеях, например, The Muneum of Betawi Culture в The Taman Mini Indonesia Indah Complex (Парк Мини-Индонезия или Перкрасная Индонезия в миниатюре), при возможности общаться с экспертами, читать источники на индонезийском.


Официально ондел-ондел — это человекоподобные куклы-великаны высотой в 2-2,5 метра, укутанные в тряпчаную яркую одежду-батик с традиционными принтами и орнаментом культуры Батавия (как на фото).

Ондел-ондел имеют большие выпученные глаза и челку на деревянном выкрашеном лице. Внешний вид женщин воспроизведен по всем канонам и стандартам женской красоты: выбеленное лицо, яркие большие глаза и ярко-красные губы.

Большим отличием между мужчиной и женщиной-ондел — являются наличие усов и выкрашенное в красный (иногда темно-коричневый) лицо. Темный тон окраса лица символизирует загорелось кожи из-за работ на рисовых полях или других плантациях.
Находкой на сегодня является головной декор ондел. В прошлом головной убор украшали цветения кокоса в виде хаотично торчащих отростков, а сегодня уже — более современной, дешёвой и менее податливой к разрушениям мишурой. Мало кто из местных сейчас знает об этом.

Так как мужчина и женщина ондел-ондел всегда изображаются в паре, то здесь можно проследить символический смысл красно-белого флага Индонезии, как и цвет лиц кукол — красные и белые. Красный цвет символизирует храбрость и отвагу, а белый — чистоту и святость.



История кукол ондел-ондел:

Процесс зарождения кукол осуществлялся в центральной части столицы, но с приходом представителей разных культур и меньшинтсв из регионов и других городов, началось вытеснение культуры Батавии на западные и южные окраины Джакарты. У кого из местных жителей Джакарты не спроси, все как один утверждают о непривлекательности, а наоборот об устрашающем внешнем виде ондел-ондел. В действительности изначально куклы ондел и были созданы, чтобы отпугивать злых духов. Исторически, когда ещё не было ислама на территории Индонезии, ондел имели обличие пугала, которое оберегало всех потомков и подрастающее поколение от злых духов. Этот фактор также объясняет «величие» кукол, то есть их размер. Именно поэтому кукол еще называют гигантами, великанами.

В то время особенно популярен был тотемизм или вера в животных. С приходом развития и перемен, люди начали использовать ондел на разного рода празднованиях, например, свадьбах. В связи с этим, кардинально изменился и внешний вид ондел.

Сегодня образ ондел стал добрым и приветливым, а их миссией — встречать туристов в Джакарте со всего мира. Пусть ондел это и предисламская культура, но она все же смогла интегрироваться с процессом модернизации и религией.


Cовременная «жизнь» ондел-ондел:

Современные ондел-ондел — это уже культура в виде спектакля, представление которого проходит на улицах или в оживленных центральных районах города, чтобы развлекать всех прохожих (особенно в вечернее время или за трапезой в лавках с уличной едой).

Внутри костюма ондел-ондел спрятан человек. Его глаза обычно находятся на уровне груди куклы, откуда он наблюдает за ситуацией и дорогой, куда ему идти. Ондел-ондел всегда сопровождает свита — дети с белым ведром для денег и «музыкант» с тележкой, в которой стоит колонка с магнитофоном, раздающая музыку, под которую и танцует ондел. На сегодняшний день — это основной вид заработка актеров в амплуа ондел-ондел.



Есть ли будущее у ондел-ондел?

Как уже упоминалось, что внешность современных ондел-ондел «эволюционировала», то есть они подобрели, выражения на их лицах совсем не отпугивающие, а, наоборот, приветливые. Доброжелательность кукол говорит о том, что они успешно интегрировались с модернизацией, когда культура должна жить и дышать незивисимо от перемен. Зачастую в центральной части Джакарты можно увидеть счастливых ондел-ондел, танцующих под народные песни (Tehyan, Gong, Kendang, Kempul), а также более современную музыку — «дангдут» (Dangdut songs), зарабатывая себе на жизнь. В наше время эволюция коснулась и размера кукол, которые уже бывают не только гигантскими, но маленькими в виде брелоков со значением «удачи» и «успеха» соответственно.

Из беседы с молодыми людьми в Джакарте становится понятно, что люди обеспокоены «статусом» кукол, которым приходится «побираться» на улицах, «торгуя своей культурой». Считается, что люди, проживающие в столице, очень полюбили западную модернизацию, оставляя традицию в стороне. И только те, кому история все еще не чужда, используют ее, чтобы заработать одновременно. Люди сейчас совершают большую ошибку, что ставят свою традицию в такое положение. Возможно, стоит обратиться к правительству за помощью и решением, но это пока остается риторическим вопросом.
Также одним из продвижений может быть социальная сеть. Например, в приложении Instagram, отмечая свою локацию, можно увидеть надпись Джакарта (Jakarta) и по бокам пару (мужчина-женщина) кукол ондел-ондел, что является символичным знаком в культуре Батавии в наше время. А на Facebook есть страничка, посвященная ондел-ондел. В Джакарте можно взять костюмы ондел-ондел в аренду для церемоний и торжеств, например, в студии Sanggar Betawi Rumah Joglo.

В любом случае, если Вам посчастливится увидеть танцующих под народную музыку ондел-ондел, не забудьте их поддержать. Помните, что тем самым Вы поддерживаете культуру Батавии в лице ондел-ондел.


Чтобы собрать всю информацию об ондел-ондел, ушло очень много времени (почти 2 года), поэтому спасибо всем за поддержку и интерес!


Больше авторских фото
Видео про ондел здесь: https://www.youtube.com/watch?v=r_3OQTdD9ng&t=302s

Фото ресурс: Budaya-indonesia.org.


Рецензии
Интересная информация! Расширяет кругозор! Восторг! С уважением!

Вика Кириченко   06.11.2019 18:08     Заявить о нарушении
Искренне благодарю Вас, Вика!

Владимир Кири   06.11.2019 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.