Случайность

Сегодня покупал хлеб в итальянском магазине под названием "Baguette".. Пока продавщица резала купленный мною хлеб, я стоял и смотрел по сторонам. Взгляд мой остановился на полке, где лежали чиабатты. Чиабатта или по-американски "чабатта" - итальянский хлеб, когда-то выпекавшийся только в Лигурии, а ныне ставший популярным по всему миру. Я вспомнил, как мы вышли на этот магазин. Я купил чиабатту в магазине, расположенном радом с "Baguette". О существовании "Baguette" я не имел ни малейшего представления. Мужик, который стоял рядом со мной, когда я платил за покупки, сказал, что в рядом расположенном магазине по его мнению чиабатта вкуснее. Оказалось, что рядом действительно расположен магазин-пекарня. После знакомства с "Baguette" я больше пяти лет покупаю хлеб только там и езжу в этот магазин за полсотни километров от моего дома. Если бы не оказавшийся рядом мужик, я бы до сих пор не имел бы понятия о магазине, который мне "показался".

Итак, я посмотрел на полку с чиабаттой, вспомнил, как я этот магазин обнаружил, и почему-то сразу на ум пришли мне слова из песни Анны Герман "Случайность": "А мы случайно повстречались". И я подумал, что в моей жизни все знаменательные знаменательности происходили случайно. Всё в моей жизни капитально важное происходило случайно. Эта мысль как-то сразу меня шокровала, поскольку я не индетерминист, а самый что ни на есть отъявленный детерминист, поскольку везде пытаюсь обнаружить и проследить причинно-следственные связи и взаимоотношения. Но вместе с тем мне пришла в голову мысль о том, что, если бы я не был любителем хлеба, которому американский хлеб гомерически не нравится, то я бы не присосался к этому итальянскому магазину, не ездил бы за пол сотни километров, а покупал бы хлеб в рядом расположенных магазинах.

И пришла мне в голову простая мысль о том, что в нашей жизнь детерминизм и индетерминизм образуют диалектическое целое. Зародыш находится в желтке, но без белка зародыш бы сожрали микробы и вирусы. Иными словами случайность имеет смысл в жизни человека тогда, когда она сталкивается с конгруентной ей неслучайностью. Ещё короче: "Случайность должна найти свою неслучайность"!


Рецензии