Медико-социальные проблемы современного российског

Медико-социальные проблемы современного российского общества в сравнительном контексте традиционно российских и мусульманских регионов. Перспективы и направления.

Баканова Марина Владимировна

Аннотация:

Ввиду того, что современная Россия представляет собой многонациональное и многоконфессиональное государство, которое к тому же за последние сто лет неоднократно было вынуждено приспосабливаться к новым социальным условиям и претерпело несколько гуманитарных катастроф, медико-социальные проблемы весьма распространены на ее территории. Однако – они весьма неоднородны и встречаются с различной частотой в разных регионах государства. В том числе – есть и определенная степень различия их распространенности и выраженности между традиционно мусульманскими регионами и классическими русскими или сибирскими. Однако, при активном взаимодействии и учете опыта регионов, которые максимально используют возможности своей культуры, религии и традиций для предотвращения или минимизации медико-социальных проблем, возможно общее улучшение ситуации на территории всей страны и вывод России по уровню медицинской и социальной помощи на лидирующие позиции в международном плане.

Ключевые слова:

Россия, медико-социальные проблемы, медицинская антропология, сравнительное регионоведение, сравнительное религиоведение.

Annotation:

Due to the fact that modern Russia is a multinational and multi-confessional state, which, moreover, over the past hundred years has been repeatedly forced to adapt to new social conditions and has undergone several humanitarian disasters, medical and social problems are very common on its territory. However, they are very heterogeneous and occur with different frequencies in different regions of the state. Including - there is a certain degree of difference in their prevalence and severity between traditionally Muslim regions and classical Russian or Siberian. However, with the active interaction and taking into account the experience of regions that maximize the potential of their culture, religion and traditions to prevent or minimize medical and social problems, a general improvement of the situation throughout the country and the conclusion of Russia in terms of medical and social assistance to a leading position in internationally.

Keywords:

Russia, medical and social problems, medical anthropology, comparative regional studies, comparative religious studies.

Актуальность проблемы:

Одной из главных задач государственной политики Российской Федерации является обеспечение охраны жизни и здоровья населения, что в свою очередь приведет к устойчивому социально-экономическому развитию страны. В настоящее время зафиксировано множество социальных рисков, среди которых: побочные результаты социально-экономических трансформаций, истощение природных ресурсов, разрушение национального генофонда, духовно-нравственный кризис, депопуляция и нарушение соотношения полов, рост заболеваемости и смертности, снижение рождаемости… Эти и многие другие факторы в совокупности представляют потенциальную угрозу устойчивому развитию государства. Однако, мы можем наблюдать такую картины: если по стране на период первого полугодия 2019 года наблюдается отрицательный прирост населения (естественная убыль в размере 198,8 тыс. человек, что на 34,7 тыс. больше, чем в первом полугодии 2018 года), то в отдельных регионах произошел прирост населения: Дагестане он составил 14,5 тыс. человек, в Чечне - 9,2 тыс., - заметьте, это «мусульманские регионы», где религия поощряет многодетные семьи. Сложная проблема – употребление алкоголя, так от этого погибает каждый третий мужчина в России и каждая шестая женщина, хотя к примеру в мусульманских республиках Кавказа эта статистика не столь удручающая, особенно – касаемо Чечни, где стремится к нулю. Таким образом – медико-социальные проблемы распределены на карте России неравномерно и культура, традиции или религия конкретной территории оказывают значительное влияние на их развитие и распространение. А значит – возможно заимствование положительного опыта и распространение его внутри государства, что позволит улучшить общий медико-социальный климат в РФ.

Цели исследования:

1. Уточнить характер распределения медико-социальных проблем по регионам России.
2. Выяснить причины подобного распределения.
3. Аргументировать возможность влияния традиций, культуры и религии на данное распределение.
4. Исследовать возможность распространения позитивного опыта внутри страны.
5. Сделать выводы относительно перспектив становления России в качестве лидера в медико-социальной сфере.

Материалы и методы:

Для проведения исследования использовались официальные статистические данные по различным медико-социальным проблемам, собираемые в целом по стране и регионально.
Кроме того, были использованы наработки исламских богословов относительно различных сторон образа жизни человека, а также исследования этнологов и антропологов относительно традиций и культуры отдельных регионов России.

Результаты и обсуждение исследования:

В качестве основных медико-социальных проблем мной были выделены:
1. Низкий уровень рождаемости
2. Высокий уровень смертности
3. Изменение возрастной структуры населения (старение)
4. Неполноценное питание
5. Экологические кризисы
6. Духовно-нравственный кризис
7. Преимущественная гибель мужчин молодого возраста
8. Социальное сиротство
9. Миграция

Конечно же, следует отметить, что существует гораздо большее количество медико-социальных проблем, чем те, что были рассмотрены в данной работе. Однако – именно эти кажутся разрешимыми при учете опыта традиционных мусульманских регионов.

Итак, рассмотрим каждую из проблем по отдельности.

Низкая рождаемость.
В связи с улучшением материального положения женщин и вступлением в активную фазу деторождения многочисленного поколения 80-х годов, начиная с 2009 года в России наблюдался рост рождаемости. Однако, данный период не был продолжительным. Уже с 2015 года начался обратный процесс: падение рождаемости, которое вкупе с увеличением смертности дало к настоящему времени новую естественную убыли населения (несмотря на приток мигрантов). На данный момент суммарный коэффициент рождаемости для России в целом составляет 1,49 ребенка на женщину (по данным за первый квартал 2019 года), что недостаточно даже для простого воспроизведения популяции. В 2017 году уровень рождаемости в России снизился сразу на 10,7%, следует из отчета Росстата, однако в Ненецком автономном округе достиг 16,5%, а в Чечне снижения и вовсе не было. За 2018 год естественный прирост населения в Дагестане, Чечне, Ингушетии составил соответственно 10,8; 16,3 и 13,2 на фоне отрицательной динамики почти по всем остальным регионам России. Согласно опросам, самая главная помеха в рождении детей материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне в равных долях и у мужчин и у женщин. При этом жизненные цели у женщин и мужчин первые три места занимают такие, как "воспитать ребенка" (первое место у женщин и второе у мужчин), "материальное благополучие" (второе место у женщин и первое у мужчин), "собственное жилье" (третье место). Т.е. принципиально – российские семьи хотят иметь детей (в том числе и вторых), но материальная ситуация не позволяет им это. Почему же в традиционных мусульманских регионах такого несоответствия не наблюдается?
Следует отметить, что для мусульман большое число детей в семье не считается помехой, а наоборот «благословением» Всевышнего. И как сказано в Коране: «Богатство и сыновья – украшение жизни этой» (аль-Кахф 18: 46). Ибн ‘Аббас, Муджахид, ‘Икрима, аль-Хасан аль-Басри, ас-Судди и ад-Даххак (да будет доволен ими Аллах) в отношении слов: «стремитесь к тому, что предписал вам Аллах» говорили: “Это означает: стремитесь завести ребёнка”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/318. Кроме того, следует отметить, что культура и традиции мусульманского Кавказа поддерживают многодетность. Так, в ряде селений мужчины с многочисленным потомством пользуются значительно большим уважением и занимают более высокое социальное положение. А также то, что несмотря на веяние современности «иметь единственного ребенка и дать ему самое лучшее», на Кавказе не актуально – здесь достаточно простого и обычного обеспечения для потомства, поскольку – все лучшее предназначено в принципе старшему поколению, старикам (об этом ниже). При таком подходе в ребенка изначально не вкладываются на уровне материального максимума, что позволяет иметь нескольких детей. Также и для детей здесь является неприемлемым требовать от родителей всего самого лучшего и дорогого, что определяется уровнем духовной культуры.
Таким образом для решения проблемы по увеличению рождаемости недостаточно материального стимулирования - нужно существенным образом изменить сознание и поведенческие установки населения, которые могут быть скорректированы с использование культурных традиций.
Высокий уровень смертности.
Высокий уровень смертности преследует Россию на протяжении всех последних лет, хотя постепенно намечается ее снижение. Так за 2017 год в среднем по России показатель уменьшился почти на 4%. При этом самый низкий уровень смертности наблюдался в Ингушетии, Чечне и Ямало-Ненецком автономном округе. Как отметили представители министерства здравоохранения Дагестана: «Кавказ всегда славился своими долгожителями. Этому способствует и климат, и улучшение качества жизни населения. Не последнюю роль играет совершенствование оказания медицинской помощи». На Кавказе непопулярно потребление спиртного, и это минимизирует смертность от алкогольных отравлений и «пьяных» ДТП, отмечают в Институте развития общественного здравоохранения (в среднем за год от употребления алкоголя и табакокурения погибает до 1 млн россиян). Также немалую роль играет и отношение общества к старикам и пожилым людям. Нередко можно наблюдать, что в регионах центральной России старики доживают на мизерную пенсию, не получая помощи ни от государства (в виде социальных служб), ни от своих детей или внуков. Для Кавказа (особенно его горной части) такая ситуация является вызовом для всей общины. Даже в настоящее время для населения этого региона является огромным позором отказ от помощи своим родителям или другим представителям старшего поколения. Поступивший так будет подобен изгою и на его место встанут более дальние родственники или вообще соседи, которые продолжат помогать старикам. Соответственно – уровень жизни старшего поколения здесь намного выше, равно как и их возраст.
Этот факт также связан как с непосредственно с исламскими законами, так и с местной культурой. В мусульманском обществе положено проявлять уважение и почтение к людям преклонного возраста. Всевышний Аллах говорит в Коране: "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Сура 17, аят 23). Также об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные от Амра ибн Шуайба: «Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)» (Тирмизи, 1920). Есть и такая статистика: в нашей стране дома престарелых переполнены одинокими пожилыми людьми, при этом в мусульманских странах и северокавказских регионах России они вообще отсутствуют.
Возможно для и в остальных регионах России добиться подобного? Да, это несомненно возможно при смене ориентации в воспитании, когда «все лучшее» предназначено не детям (а точнее не одному единственному ребенку), а старикам. Это не означает конечно, что о детях не нужно беспокоиться или ограничивать его, это значит – что у ребенка должны быть удовлетворены базовые и несколько дополнительных потребностей, но не на уровне – получить все и даже больше, чем могут дать родители. А избыток освободившихся средств должен быть пущен на помощь родителям в частности и старикам в целом.
Изменение возрастной структуры населения.
Изменение возрастной структуры населения, а точнее говоря – его старение, непосредственно вытекает из двух предыдущих проблем. Относительно многочисленное население средних лет постепенно переходит в старшую возрастную группу и его сменяет малочисленная молодежь. В принципе – эта ситуация характерна для большинства постиндустриальных стран, если они не поддерживаются сильным потоком миграции. Без разрешения проблем в области рождаемости и смертности справиться со старением населения шансов нет.
Неполноценное питание.
Другая медико-социальная проблема России – неполноценное питание. Она вытекает сразу из нескольких вопросов: материальная недостаточность, жилищная недостаточность и непонимание сути вопроса.
Материальная недостаточность определяется тем что в настоящее время в России снизился уровень жизни. Несмотря на то, что «бедность», понятие весьма расплывчатое, есть минимальный уровень, которым располагает человек, и ниже которого он считается бедным. Сегодня черта бедности в России составляет 9,7 тыс. р./1 чел. Согласно данным Росстата, количество бедный россиян составляет более 20 000 000 человек, или 15 % населения РФ. В течение пяти лет наблюдается устойчивая тенденция смещения бедности в сторону глухой провинции и деревень. Порог бедности в селах составляет 30,7 %, в малых городах с населением до 200 тысяч — 24,3 %. А также – наибольшие риски считаться бедными имеют нуклеарные семьи с двумя или более детьми, либо имеющие иждивенца (инвалид или иной нетрудоспособный), а также – семьи с одним родителем (как правило - мать). При этом бедные россияне и представители группы риска экономят в первую очередь на одежде и обуви (76%), а затем – на еде (69%). Таким образом – материальная бедность это одна из главных причин неправильного питания.
Жилищная недостаточность включает в себя такой факт, что современная российская семья в большинстве случаев не имеет возможности жить с родителями (малая жилая площадь) или получить отдельное жилье бесплатно (от предприятия или муниципальное). Поэтому – большинство российских семей вынуждено брать ипотеку на 10-25 лет и покупать квартиру таким образом. Таким образом – именно ипотека приводит к значительным тратам бюджета, которые выливаются даже у семьи из среднего класса в относительную материальную недостаточность, что приводит к жесткой экономии в том числе и на еде. 
Однако, и это еще не все. Многие граждане России недопонимают всю актуальность и сложность рационального питания, предпочитая экономить на еде, но при этом часть менять машины, путешествовать за границу или покупать модную одежду. Конечно, питание не должно быть избыточным или излишне роскошным, однако, оно обязательно должно быть правильным.
На этом фоне также выигрывает Кавказ. Во-первых, знание исламских основ о здоровом и рациональном питании нередко выливается в более сбалансированное питание населения кавказских республик. Также в их национальной культуре сохранились основы вероучения о том, как правильно следует принимать еду. Так, сохранились заветы по умеренному питанию, которые вполне соответствуют хадису: Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» (Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др.). Также известно, что в республиках Кавказа до сих пор принято жить большими семьями в одном доме (особенно это касается горных селений), что сокращает расходы молодых семей на жилье и повышает материальное благополучие.
Экологические кризисы.
Экологические проблемы всегда в своем итоге становятся причинами медико-социальных проблем, однако – в погоне за прибылями, развитием промышленности и экономики большинство стран «закрывают глаза» на этот факт. Истощение природных ресурсов в результате нерационального использования исключительно с целью извлечения прибыли на фоне увеличения технической оснащенности многих государственно важных объектов, приводят к созданию нарастающей угрозы не только жизни и здоровью населения страны, но и всему человечеству. Мощный мутагенный эффект от радиоактивных излучений, электромагнитных полей, рентгеновского и инфракрасного излучения, других вредных факторов, используемых в промышленности, приводит к проблемам со здоровьем, инвалидизации, разрушению генофонда страны, деградации человека.
Понятно, что многие экологические проблемы в России тянутся еще со времен нерационального использования ресурсов и промышленного бума времен СССР, а также – кризисного времени 90-х, когда банально нужно было «выживать». Нерешенность данного наследия, а также – отсутствие проработанных законов на государственном и региональном уровнях породили ситуацию с несбалансированной экологической ситуацией внутри страны. Также высокую значимость имеет человеческий фактор – большинство граждан не готовы сознательно поступиться своими удобствами или выгодой для решения экологических проблем, более того – до сих пор поддерживают появление новых.
Основные проявления этой проблемы следующие:
• деградация генофонда и мутации;
• увеличение численности наследственных заболеваний и патологий;
• хронизация многих заболеваний;
• ухудшение санитарно-гигиенических условий проживания отдельных слоев населения (в основном - малообеспеченных);
• повышение уровня детской смертности;
• рост мужского и женского бесплодия;
• регулярные эпидемии;
• увеличение числа больных раком, аллергиями, психиатрическими заболеваниями.
Сложнейшая ситуация с экологией повинна в том числе и в том, что 90% старшеклассников страдают теми или иными заболеваниями, более 60 миллионов россиян проживают в условиях постоянного превышения (в 5-10 раз) предельно допустимых концентраций токсических веществ в атмосферном воздухе, в возрасте 12-17 лет 57% мальчиков и 82 % девочек страдают гиперплазией щитовидной железы и/или дисфункцией надпочечников и др.
Однако, следует отметить, что несмотря на то, что экологические проблемы в общем-то являются для страны общими, Кавказ опять-таки стоит несколько отдельно. Следует отметить, что являясь со времен СССР «всесоюзной здравницей» - Кавказский регион относительно охранялся в сфере экологии, с другой стороны – кавказские войны в 90-х не дали перезапуститься загрязняющей промышленности. Однако – религия ислам и местные обычаи также стали источником для стабилизации экологической ситуации в регионе. Так всем мусульманам известно, что в Исламе большое внимание уделяется чистоте внутренней и внешней. Есть известное среди ученых выражение: «Чистота (исходит) от веры». В подтверждение этому можно привести хадис, который приводит Имам аль-Газали в своей книге Ихяу 'улумиддин: «Чистота половина веры». (Муслим). Причем – это изречение имеет отношение не только к чистоте самого человека, но и к окружающей его среде, как в местном, так и в глобальном смысле (вся Земля и космическое пространство). Пророк (мир ему и благословение), посчитал уборку мусора с дороги милостыней (садака).
И если в кавказских городах отношение к чистоте довольно потребительское (чего стоят неконтролируемые мусорные свалки в Махачкале, проблему которых кстати, пытались решить в качестве кейсов участники кадрового конкурса «Мой Дагестан» в августе 2018, после чего осенью был запущен проект по их ликвидации), то в горных селениях ситуация совершенно иная. О чистоте и экологии в них заботятся лично в каждом доме и хозяйстве, а также – целенаправленно в администрации. Можно сказать, что поддержание экологической чистоты в них выросло на уровень адатов. И не секрет, что большинство долгожителей России до сих пор проживает на Кавказе.
Также хотелось в связи с этим упомянуть и другой мусульманский регион России – Татарстан. В связи с возрождением татарской культуры и ислама в этом регионе, многие свойственные государству проблемы здесь тоже постепенно начали решать. Особые усилия были приложены к этому муфтием Татарстана Камилем Искандеровичем Самигуллиным, который не только ограничивается устными наставлениями, но и подтверждает многие из них реальными делами: благотворительность, республиканские ифтары, стандартизация Халяль индустрии, развитие спорта (в том числе участие в пробегах и сдача имамами норм ГТО), субботники. В частности – довольно известен факт о том, что при его активном участии паломники из Татарстана провели субботник по очистке от мусора Мекки после совершения хаджа. Так что – следует отметить, что экология стала включаться в сферу интересов татарстанских улемов.
Духовно-нравственный кризис.
Можно сказать, что наличие в России духовно-нравственного кризиса отрицать бесполезно. Годы власти коммунистов, которые во многом способствовали разрушению традиционных религиозных ценностей, а также затем – и падение самого коммунизма, как варианта нравственной системы привели к тому, что россияне 90-х оказались в своего рода вакууме: и религиозном, и нравственном. Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая ещё не сформировалась. И чем быстрее и жёстче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности”. К сожалению, такой эпизод (а он был далеко не единственным в истории России) пришлось пережить в 90-е гг прошлого века.
А на дезориентированного человека, как известно, легче всего оказать воздействие. Таким образом, часть общества радикализировалась (речь не только об исламе, но и радикальных атеистах, крайне православных, скинхедах и националистах), часть осталась верным советским идеям, часть ушла в традиционные религиозные направления. Создались условия для развития относительно гармоничного светского общества с учетом мнения верующих традиционных религий. Однако, на этой же волне в страну проникли идеи нацизма, гомосексуализма, веганства (в т.ч. детского) и «дикого капитализма». Крайние формы духовности и нравственности породили очередные медико-социальные проблемы. Они могут выражаться как в отказе от медико-социальной помощи (как результат – гибель детей и взрослых с хроническими или генетическими заболеваниями, отказы от переливания крови, ВИЧ диссидентство и др.), так и в ограничении питания, водного режима, условий проживания, что ведет за собой гибель и/или повышения заболеваемости.
Конкретно можно увидеть следующие факты: Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель послевоенных лет.
Первым естественным местом воспитания духовно-нравственных идеалов всегда становится семья: одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми — в семье, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Однако, современная российская семья зачастую не может себе позволить воспитание даже единственного ребенка: неполные семьи (где матери вынуждены работать вместо декрета), семьи с низким доходом (матери также рано выходят на работу), семьи с нетрадиционной ориентацией (половой, психологической, моральной), излишнее использование гаджетов в воспитании и прочее. Детские сады и школы, в которых зачастую работают «изломанные жизнью» воспитатели и преподаватели (поскольку им крайне сложно выживать на бюджетную зарплату) также редко становятся для детей идеалом духовно-нравственного человека. В итоге всего, к 18 годам мы нередко получаем циничного, разочарованного в жизни молодого человека с весьма размытыми духовными и нравственными устоями. Высказывание Президента РФ В.В.Путина: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой нравственной культурой, способных творчески самостоятельно мыслить» зачастую оказывается неучтенным.
К сожалению, современное государство оказалось неспособно решить проблему деградации духовно-нравственных устоев. Несмотря на некоторые подвиги (особенно это касается последних 5 лет) государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Некоторую положительную роль играют активно развивающиеся движения: две крупнейшие общественные организации РФ «Юнармия» и Российское Движение Школьников (РДШ), но в масштабах страны их влияние явно недостаточно в настоящее время.
На этом фоне также выигрывает мусульманский Кавказ, который даже в годы власти атеизма и коммунизма сохранил свою духовно-нравственную культуру и частично – религию. Сохранение традиционных религиозных ценностей способствовало отражению нападок радикалов на Дагестан 20 лет назад и недопущению скатывания его в псевдорелигиозную истерию. Как уже было указано выше – множественное религиозное и культурное наследие, соблюдение традиций способствовало решению медико-социальных проблем региона. Также – эффективным оказалось увлечение молодежи спортом. Традиционные семьи с большим количеством родственников и разных поколений, проживающие под одной крышей способствуют правильному духовно-нравственному воспитанию детей.
Стоит отметить, что частично этому же направлению стали следовать мусульмане Татарстана, найдя в религии опору для духовно-нравственного воспитания своих детей, что позволило улучшить показатели региона в данном направлении.
Также нужно отметить, что воспитание детей в условиях православной религии и исконно русских традициях ничуть не хуже, если точно следовать заветам Пророка Иисуса, однако – в условиях современного общества подобное воспитание оказывается эффективно только в относительно закрытых общинах и не оказывает особого влияния на окружающую действительность, поскольку многие православные являются таковыми только по названию.
Преимущественная гибель мужчин молодого возраста.
Крайне важная современная проблема, которая выражается в том, что возникает относительный дефицит мужчин, способных к созданию полноценных семей. Согласно данным статистики до 0,5 млн. чел. преимущественно мужского пола гибнут при ДТП, на водоемах, при отравлении алкоголем и наркотиками, при «разборках», суициде, охране правопорядка, прохождении службы в армии. В результате только 14 млн. мужчин способны создать семью. Из-за влияния внешних факторов в 2017 году скончались 86,9 тыс. мужчин. А ведь многие их них прямо или косвенно способствует возникновению, более тяжелому течению или инвалидизации при заболеваниях различных органов и систем. При этом в начале февраля 2019 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что большая часть смертей мужчин так или иначе связана с употреблением алкогольных напитков.
Обращаясь к мусульманам Кавказа можно отметить, что мужчины из групп риска намного реже, чем в целом по России употребляют наркотики или алкоголь, реже курят, больше занимаются спортом. И хотя по уровню ДТП или «разборках» уровень гибели молодых мужчин здесь в целом соответствуют общероссийским показателям – мужская смертность и инвалидность на Кавказе значительно ниже.
Стоит отметить, что равно как исламом, так и кавказскими традициями запрещено употребление алкоголя и наркотиков. О них, объединенных словом «хамр» (одурманивающее) сказано в Коране: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (аль-Бакара 2/219). Известны случаи, когда члены рода, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками изгонялись из него насовсем, что является едва ли не самым большим и сильным наказанием в традиционных семьях Кавказа (причем подобное могло практиковаться даже в коммунистическое время).
Также в исламе крайне поощряются занятия спортом, причем – не профессиональным в современном понятии этого слова (когда в погоне за рекордами и мировой известностью спортсмены используют лекарства и тренировки, разрушающие их здоровье в будущем), а общеразвивающем и общеукрепляющем, массовом спорте. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьёй и обучения плаванию)) (ат-Табарани).
На Кавказе культура спорта, особенно мужского доведена до совершенства. Зачастую среди молодых людей обсуждается не собраться группой для алкогольной тусовки, а для совместного занятия борьбой или боксом, благо – спортивных залов в республиках открыто очень много. Разносторонняя физическая подготовка занимала важное место в традиционной системе воспитания кавказских мужчин. Развитию силы, ловкости, выносливости и других физических качеств способствовали различные спортивные состязания. Молодёжь участвовала в соревнованиях по стрельбе из лука и ружья, скачкам, конным играм, поднятии и переноске тяжестей, единоборствам, метанию камней, бегу, прыжкам, перетягиваниям и т. д. Такие соревнования проводились во время общенародных праздников, на свадьбах, других культурных мероприятиях. Практиковались многодневные пешие и конные походы детей в горы под руководством наставника в любое время года. При этом воспитанники сами должны были добывать питание в походе, а не брать готовые полуфабрикаты из дома. В Чечне же спорт является приоритетным направлением республиканской политики, наравне с борьбой с употреблением алкоголя и курением. По состоянию на 2016 год в республике функционируют 1237 коллективов физической культуры, в общей сложности в физкультурно-оздоровительную и спортивную работы вовлечены 16,8 % населения. Принятая правительством Чечни программа уже в скором будущем непременно даст о себе знать, в том числе – и в восполнении потерянного в ходе двух войн населением.
Социальное сиротство.
Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей – точной цифры никто не знает – около 1 млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством Пожалуй, ситуация в настоящее время практически соответствует состоянию социального сиротства в период после революции и гражданской войны с одной лишь поправкой – современные социальные сироты, воспитывающиеся в детских домах, являются гораздо менее активной частью населения, чем сироты 20-х гг. И если благодаря стараниям великих советских педагогов, в том числе – Макаренко, социальное сиротство и беспризорничество было довольно быстро ликвидировано и подобные дети стали полноценными членами общества, то в настоящее время успехи намного скромнее.
Благое отношение к сиротам – из числа величайших проявлений исламского нрава, к которому нас побуждает шариат Всевышнего. Более того, это дело Аллах включил в число наилучших и высочайших благодеяний, сказав: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (аль-Бакара 2: 177). Также стоит отметить и то, что в мусульманских регионах социальное сиротство находится на крайне низком уровне, и опять-таки – реальных сирот (при гибели родителей) родственники обычно быстро разбирают на воспитание. Таковы законы ислама и традиции гор. Еще сказано в Коране: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: “Делать им добро – благой поступок”» (аль-Бакара: 2: 220).
Кавказские республики - одни из лидеров среди регионов России по работе с социальным сиротством. Как показывает официальная статистика: детских домов на Кавказе практически нет, а детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, забирают к себе родственники. В интервью 2016 года порталу «Это Кавказ» Павел Астахов, занимавший тогда пост уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, подробно разбирал ситуацию с сиротством на Северном Кавказе. По его словам, в Кабардино-Балкарии, Чечне и Ингушетии удалось полностью избавиться от детских домов, остались только специальные реабилитационные центры для детей. В остальных же регионах СКФО, отметил Астахов, детские дома все-таки есть: один - в Карачаево-Черкесии, три - в Северной Осетии, девять - в Дагестане, в Ставрополье - 25. По данным исследования фонда «Нужна помощь» 2018 года, республики Северо-Кавказского федерального округа входят в категорию субъектов России с низким уровнем масштабов социального сиротства. В Чечне, Дагестане и Ингушетии доля детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в устройстве, составляет от 0 до 3% — это один из лучших показателей в стране.
Виктор Черноус, Директор центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного федерального университета: «Что касается института сиротства, то в принципе он для кавказских народов не характерен: родственники всегда берут сирот под защиту, в этом плане преимущества кавказского менталитета очевидны».
Несмотря на то, что успехи в плане ликвидации социального сиротства в Татарстане и Башкирии значительно меньше – но в последние годы здесь тоже наметилась важная подвижка, все более местное мусульманское общество старается бороться с этим явлением, все больше традиционных семейств татар или башкир сохраняет расширенное родство и борется за своих детей, оставшихся без попечения родителей.
Миграция.
Одной из мер решения демографической проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию.
Также в настоящее время в России работает очень много трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая, Афганистана, Украины и др.
При этом сама миграция является весьма сложной и многосоставной детерминантой общественного здоровья. 
Большинство современных временных или постоянных мигрантов (без учета Украины) исповедуют ислам, что так или иначе вызывает не только социальное недопонимание, а и стигматизацию мигрантов.
Есть понимание того, что возможно в мусульманских регионах мигрантам из Средней Азии было бы более комфортно адаптироваться на основе общей религии. Однако, в настоящее время мусульманские республики России оказываются в числе малопривлекательных для них (за исключением крупных городов, дающих стабильную работу и зарплату). Возможно – разработка специальных программ для привлечения мигрантов-мусульман в сельскую местность мусульманских же регионов смогла бы помочь разрешить и множество проблем, источником которых является активная миграция последних лет.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Медико-социальные проблемы распределены по регионам России весьма неравномерно. При этом – многие традиционно мусульманские регионы имеют явное преимущество в нивелировании данных проблем.
2. Мусульманское наследие, закрепленное в культуре и традициях данных регионов, позволяет им противостоять медико-социальным угрозам современности.
3. Большинство медико-социальных проблем россиян находится в прямой зависимости от религии, культуры и менталитета, поскольку уровень национального и культурного самосознания населения в настоящее время находится на довольно низком уровне. Соответственно – для решения многих медико-социальных проблем можно применять как накопленные поколениями религиозно-культурные традиции, так и пойти путем повышения самосознания и личной ответственности.
4. Накопленный столетиями опыт мусульманских регионов может быть успешно распространен по остальным регионам страны, что несомненно может вывести медико-социальную защиту населения в России на высокие позиции, в том числе – в международном плане и в перспективе – дать шанс для ее прогрессивного экономического и политического развития.
5. Россия, с ее многонациональным и многорелигиозным населением имеет очень хорошие шансы для занятия позиций международного лидера в медико-социальной сфере при том, что будут учтены успехи и опыт мусульманских регионах и на этой основе будет выстроен новый тип социально ответственного россиянина.

Конечно, одномоментно решить медико-социальные проблемы современного российского общества в настоящее время невозможно. Однако можно сделать существенные подвижки к их разрешению, если активизировать усилия в данном направлении. Тем более, что решаться они должны силами не только самих систем здравоохранения и социального обеспечения, но с привлечением министерств образования и просвещения, министерства здравоохранения, советам по делам религий и различных религиозных объединений, общественных и правозащитных организаций. Кроме того, абсолютно необходимо формирование положительного образа социально ответственного человека, ведущего здоровый образ жизни, что будет способствовать преодолению множества психологических и социальных барьеров.

Библиография:

1. Статистика по приросту населения за первую половину 2019 года
2. Статистика по употреблению алкоголя и смертности от него 3. Дыльнов Г.В. Социальная политика современной России: региональный аспект// Российское общество в зеркале социологии (взгляд молодых ученых): Сб. науч.тр. / Под ред. Г.В.Дыльнова.-Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. Вып. 7.-С. 273
4. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdravo2020/concept
5. Демография::Федеральная служба государственной статистики. URL: страница http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo21.xls
6. Росстат https://www.gks.ru/storage/mediabank/краткие итоги выборочного обследования_семья и рождаемость_.html
7. Указ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», подписанный В.В. Путиным 7 мая 2012 года.
8. Статистика по смертности -
9. Бедность - https://visasam.ru/russia/goroda/bednost-v-rossii.html
10. Экологическое право: учебное пособие. Курс лекций / И.С. Ковалева - М.: Книжный мир, 2015
11. Экология: учебное пособие / А.В. Маринченко - М. : Дашков и К, 2014
12. Агаркова Ю. С., Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Пузынина Е. Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. - 2017.
13. Проблемы социализации подростков // Сайт издательства «mirznanii.com». [Электронный ресурс] URL: 14. Зарема Ибрагимова. История чеченского спорта. Энциклопедия чеченского спорта (1 января 2001)
15. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. – М.: ВЦИОМ, 2009.
16. Харитонова, В.И. (2016а) Медицина будущего: консультативные профессии в сфере здравоохранения // Реформа здравоохранения: панацея или проблема. Практический опыт законодательной инициативы Минздрава и пути исправления ошибок. М.: Издание Государственной Думы, 2016. С. 59-64.
17. Баканова М.В. Миграция как социальная детерминанта общественного здоровья. //Медицинская антропология и биоэтика 2017 — № 1 (13)
18. Лапицкая, И.Ю. (2006) Миграционные процессы как детерминанта трансформации социальной структуры, Дисс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук СПб.
19. Бритвина, И.Б. (2012) Мигранты, как объект социальной работы, Учебное пособие, Курган, 249 с


Рецензии
Фатима ! Чтобы понять медико-социальные проблемы Российского общества, в общем-то достаточно одного эпизода, как выгоняли мою мать из 46 поликлиники города Москвы, Заслуженного врача РСФСР и какие ей предъявили при этом претензии. Прочитайте мое эссе "Opus Haereticus Глава 9. Смерть матери" и поверьте Вы не
пожалеете.

Сергей Цура   26.11.2019 20:50     Заявить о нарушении
Я обязательно прочитаю. Поверьте, моя личная ситуация тоже была очень болезненной (я сама врач), что в итоге привело к эмиграции.

Фатима Манзур   27.11.2019 08:49   Заявить о нарушении