Замечания учёного кота

Замечания учёного кота относительно содержания некоторых диссертаций, защищаемых соискателями кандидатских и докторских степеней в БАН, МАН и НАН

Продолжение статьи http://www.proza.ru/2019/10/08/1497


* * *1
Любое явление может быть определено, или любой объект может быть определён не менее чем с двух – объективной и субъективной – точек зрения. Это минимальное количество взглядов на предмет или явление, а максимально количество точек зрения зависит от количества определяющих объект субъектов и других субъективных факторов. Объективная точка зрения является, конечно, тоже субъективной, но её суть в том, что субъект пытается себя ставить в положение определяемого объекта.
К примеру, мы договорились, что вселенная, как объективный мир (в отличие от субъективного мира – бытия), состоит из пространства, материи и движения. Это значит, что пространство, материя и движение являются объективными состояниями вселенной. Так как в мире есть только два состояния – состояние движения и состояние покоя, – пространство и материя являются состояниями покоя, но различающимися, в зависимости от их «движимости». Пространство – это недвижимый (неподвижный) покой вселенной, а материя – это движимый (движущийся) покой вселенной. Таким образом, у нас есть определение пространства и материи – это наша объективная точка зрения на пространство и материю, исходящая из той позиции, что мы себя пробовали ставить на место пространства или материи во вселенной.

Каково же наше определение пространства и материи, да и движения тоже, с нашей субъективной точки зрения? Ведь мы субъекты, и каждый субъект имеет собственное бытие, и, значит, собственную точку зрения на любой объект и любое явление.
Субъект находится в центре своей субъективной реальности. Значит, пространство его окружает и является для него возможностью движения в любом выбранном направлении. Можно сказать, что пространство определяет возможности субъекта, но можно также и определить пространство – это совокупность возможностей действия.
Кроме пространства, субъекта также окружает материя – материальная среда и материальные объекты, – и она различным образом воздействует на субъекта. А субъекту необходимо реагировать на все воздействия, воспринимать их адекватно, и, в случае необходимости, даже изменять своё положение, чтобы не только остаться в центре своей реальности, но и вообще сохранить себя и свою реальность. Можно сказать, что наличие материи определяет необходимость выбора действия (субъект обязан выбрать действие в каком-то направлении), но можно также и определить материю – это причина необходимости действия.
Реагируя на сторонние воздействия, действуя по возможности и по необходимости, субъект всё же не должен действовать излишне резко или двигаться излишне быстро – настолько, что это его действие или движение стало бы угрожать его положению в центре своей реальности или его же существованию. Поэтому он всегда должен определённым образом ограничивать, контролировать скорость своих действий и иметь в виду нежелательное достижение опасного максимума скорости. Можно сказать, что скорость процесса, в котором участвует субъект, определяет достаточность действий субъекта в этом процессе, но можно также и определить скорость движения субъекта – это относительная достаточность действий.
Почему мы определяем в бытии субъекта не движение, а лишь скорость движения? Потому что движение и покой – это два состояния мира, каждое из них определяется друг через друга, и больше никак – движение есть отсутствие покоя, покой есть отсутствие движения.

Итак, исходя из того, что субъект находится в центре своей реальности, своего бытия, для субъекта пространство – это множество возможностей действия, множество направлений движения, а любое направление действия есть то, что МОЖЕТ иметь субъект. Для субъекта скорость движения – это определённая (относительно других субъектов) достаточность действий, а единственная величина, ограничивающая движение, то есть максимум скорости, есть то, что ДОЛЖЕН иметь субъект. И, наконец, для субъекта материя – это причина необходимости выбора конкретного действия, выбора способа движения – перемещения или вращения, движения в прежнем направлении или изменения направления своего движения, а любой из этих двух способов движения есть то, что ХОЧЕТ иметь субъект, потому что только субъект выбирает (и никто, кроме него) способ своего движения.

Заметим, что разговор идёт о субъекте как о материальном объекте, о любом физическом теле, а не конкретно о человеке. Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый объективно существующий материальный объект, то есть объект, движущийся в пространстве, ограничен в своём существовании, а именно, уже как субъект в своём бытии, понятиями «может», «хочет» и «должен», и, значит, подобные понятия – возможность, желание, долг – не являются «индивидуальными» признаками жизни человека, людей или вообще биологической жизни. Эти понятия характерны вообще для бытия любого физического тела. И, раз уж понятие «бытие» относится ко всей материи, человеку пора найти своё место среди материальных объектов, как равному среди равных, и перестать культивировать свою «исключительность» во вселенной.

Любой материальный объект рискует уничтожить свою субъективную реальность, то есть исчезнуть в объективной реальности (во вселенной), если своё желание поставит выше долга или не соизмерит свои желания со своими возможностями. Например, пояс астероидов между Марсом и Юпитером является, без сомнения, следствием уничтожения планеты, обитавшей на этой орбите. И никому не придёт в голову мысль, что она развалилась просто от старости – ведь другие планеты прекрасно существуют и здравствуют, не такая уж и старая наша Солнечная система. Значит, планета не сберегла себя в результате какой-то своей субъективной ошибки. А может, так называемая «разумная» цивилизация не сберегла себя и планету, допустив недопустимые действия вследствие ощущения безнаказанности и вседозволенности в виду своей «исключительности»…


* * *2
Находясь (покоясь) в каком-либо месте, то есть, имея расположение в системе отсчёта координат, любой материальный объект, при отсутствии препятствий, имеет возможности движения в любую сторону от этой точки. Количество этих возможностей можно рассчитать как отношение площади сферы (пи*D^2) определённого диаметра к площади сечения пространственной ячейки (пи*d^2/4). Таким образом, количество возможностей в свободном пространстве любого материального объекта всегда выражается целым числом, так как отношение любого диаметра к диаметру пространственной ячейки есть целое число.
Приобретая способность к перемещению, материальный объект теряет все возможности движения, кроме одной – выбранного направления, но получает к этой реализуемой возможности множество возможностей движения в любую сторону от каждой точки проходимого пути, потому что в любой точке на него может быть произведено воздействие другого объекта с изменением направления движения. Таким образом, приобретая способность, любой материальный объект приобретает намного больше возможностей, чем имел.
Однако, чем быстрее увеличивается скорость перемещения объекта при приобретении способности, тем меньше остаётся у него возможностей, и при достижении предела (скорости света) возможность у объекта остаётся лишь одна – двигаться в заданном направлении, потому что этот объект – квант материи, инерционная частица. Следовательно, между покоем с его числом возможностей (2D/d)^2 и движением на предельной скорости с его единственной возможностью должно быть движение на оптимальной скорости с наиболее высоким количеством возможностей (это, вероятно прямолинейное движение), а также движение с определённой скоростью на определённом расстоянии при определённой массе объекта с чётко определённым оптимальным количеством возможностей (это, очевидно вращательное движение), что и определяет, в целом, возможность существования физического тела.


* * *3
Бытие субъекта определяют три слова – возможность, необходимость, достаточность! Или, точнее, наше бытие обусловлено тремя понятиями – возможностью, необходимостью и достаточностью – без них наш мир был бы не такой, или нас в этом мире просто бы не было.
У субъекта-человека, у субъекта-планеты, у субъекта-предмета (физического тела), наконец, у любой элементарной частицы как субъекта, находящегося в конкретной точке пространства, всегда, в любой момент его существования есть множество возможностей действия – движение в виде перемещения в одном из многочисленных направлений или покой в виде вращения собственных частиц, при котором центр тяжести субъекта никуда не перемещается. Таким образом, возможность действия субъекта как системы всегда предусматривает необходимость одновременного действия всех частиц его системы – либо всеобщее перемещение его частиц, либо всеобщее их вращение. Поэтому субъект всегда находится в положении выбора, или в условиях выбора (возможность выбора, необходимость выбора, достаточность выбора):
- во-первых, выбор качества действия в смысле направления, куда направиться,
- во-вторых, выбор качества действия в смысле способа, переместиться или повернуться,
- в-третьих, выбор количества действия, насколько (расстояние) переместиться или насколько (угол) повернуться и с какой скоростью.
Иного не дано, потому что существование субъекта есть его движение. Неподвижность (бездейственность) субъекта означает его смерть, несуществование. То есть, необходимость движения в нашем мире есть причина существования Материи, возможность движения – причина возникновения Пространства, а достаточность движения – причина появления материального объекта, в том числе, объекта как частицы, и объекта как физического тела, и объекта как субъекта.
Так как материя и пространство – это состояния Вселенной, то мы можем утверждать, что материя – это необходимая реальность, а пространство – это возможная реальность, и по аналогии можем предположить, что материальный объект как достаточная реальность – это тоже состояние Вселенной. А так как любой субъект является материальным объектом, то каждый субъект есть определённое состояние Вселенной, достаточная реальность, которую мы называем – субъективная реальность (бытие). Это, в свою очередь, означает, что Бытие как субъективная реальность является частью Вселенной – объективной реальности. Подобный вывод должен положить конец спорам между материалистами, идеалистами и дуалистами.


* * *4
Любой объект можно рассматривать (наблюдать, иметь в виду, рассуждать о нём и т.д.) с разных сторон, с разных точек зрения. Это значит, что бытие такого объекта является реальностью для характеризующих его субъектов, и сам объект принадлежит их субъективной реальности.
Любой существующий материальный объект не только можно, но и нужно рассматривать с разных сторон. Причина необходимости – собственная безопасность субъекта, у которого есть эта возможность рассматривать объект. Вселенная устроена так, что существующие материальные объекты воздействуют друг на друга, и один материальный объект может силой своего воздействия разрушить или изменить другой объект, то есть может лишить субъекта его субъективной реальности или, по крайней мере, изменить её. Поэтому оценка бытия и существования окружающих субъекта материальных объектов – это не только возможность для любого субъекта, но и необходимость. Так как субъект находится в центре своей субъективной реальности – в центре неинерциальной системы отсчёта, – то все материальные объекты для него являются окружающими, даже те материальные объекты, из которых он сам состоит, потому что субъект может отождествлять себя как с физическим телом в центре окружающей его Вселенной, так и с точкой покоя в пространстве, которое он заполняет сам своим веществом.

Таким образом, возможность «быть» у объектов есть без ограничений. Эта возможность любого объекта является основой Бытия, потому что она означает покой объекта («объект есть»), и мы можем для каждой системы отсчёта определить её как «положение объекта». А возможность «существовать» сопровождается необходимостью действия, поэтому для объектов она ограничена – её могут иметь только материальные объекты, поскольку двигаться может только материя. Кроме того, для материальных объектов эта возможность ограничена их пространством – объект не может существовать в системе отсчёта, размеры которой меньше его размеров.
Необходимость действия является напряжением для материального объекта. Для физического тела это напряжение является необходимостью наблюдения за всеми материальными объектами вокруг и сразу, или, по крайней мере, за всеми объектами, попадающими в сектор наблюдения. В любом случае невозможно сразу выбрать конкретное направление действия. Невозможность моментального выбора действия при необходимости действия – это и есть истинное напряжение материального объекта.

Иначе говоря, любая точка покоя имеет собственное положение – возможность быть.
Любой материальный объект имеет направление движения – возможность действовать.
Любой материальный объект в системе отсчёта подвержен напряжению – необходимости действовать.




Иллюстрация - копия картины Владимира Румянцева "Звездопад", выполненная Кристиной.


Рецензии
Спасибо! Там есть такая реплика - один верный вывод, из которого сделан другой, неверный вывод:
"На первый взгляд получается, что любой объект, чтобы существовать, должен быть воспринимаемым, и любой субъект, чтобы существовать в качестве субъекта, должен иметь воспринимаемый объект. Однако в реальной жизни это не совсем так. Вещи продолжают существовать, даже если их никто не воспринимает".

Первая фраза верна, это как раз означает, что любой материальный объект является субъектом (а не только человек). А последняя фраза неверна, потому что не существует вещей, которые никто не воспринимает. Здесь авторы явно имеют в виду именно и только человека под понятием "субъект".
Соответственно, дальше все рассуждения отталкиваются от ложного посыла и не имеют значения.

Борис Владимирович Пустозеров   26.01.2020 12:30   Заявить о нарушении
Хохма в том, что как раз положение о "существовании" субъекта я и оспариваю... если Вы не в курсе - выделив всю строчку и кликнув по её правому краю - можно открыть именно мой комментарий в той теме...

Виктор Золя   26.01.2020 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.