Говорю вам, он приедет вновь...

Борис Эйфман. 27 октября 2019 в Кишиневе - в городе, где он жил и творил первые 20 лет!
Балет Евгений Онегин. Мистическая история с уточнением 1991 год - действие смещено в лихие 1990-e.
Эстетская , изумительная по пластике работа с утонченно-страстной характеристикой индивидуальных психологических состояний. Аристократичная, графически точная, на внутреннем нерве - невидимая связь событий, где поначалу замечательная дружба Онегина и Ленского перерастает в противостояние светской игры и искренности чувств. События не раз возвращаются в сознание героев, сохраняя лишь направление сюжетной линии. Онегин не может быть с Татьяной не только по ее решению - она любила и любит.
Им противостоит мёртвый Ленский, являющийся в видениях измученному Евгению. Напрямую конфликта нет. Груз потерь усложняется угрызениями совести. Друзья любили друг друга. "Убив на поединке друга...", Евгений счастлив быть не может. Генерал (в итоге Гремин) также преграда, хотя поначалу дружен с Евгением. Он воин и богач. В стране смута, путч, взрыв, вследствие которого Генерал слепнет. Но Татьяну не отдаёт, хоть она сопротивляется. Высший свет презрителен к чуждому среде персонажу Онегину. И Гремин убивает настоящую любовь. Несколько ударов кинжалом сражает Евгения. Точнее сам Евгений кидается на нож слепого, искупая свою вину перед Ленским, которого зарезал ножом.
В итоге именно Онегин остается один на один с изящно падающими с небес листами романа - трагический итог лирико-мистической драмы, где главный герой, в его лице и сам поэт, так и не знает ответов на вопросы. Кто убит, поэт или Онегин?
Что сказать? Качество исполнения изумительное. Вытянутые, бесконечно тянущиеся линии движения - вечная история поэзии любви и обреченности. Декораций практически нет. В помощь танцовщикам только мост, светящийся круг, луч,стол, стул... Обо всем повествует экспрессия тел - любящих, страстных, тянущихся друг к другу.
А музыка? Нет, это не опера. Есть несколько фрагментов - сцена дуэли, сцена письма, бал... Чайковского много - фортепианный, скрипичный концерт... Есть рок музыка, придающая современный оттенок. В итоге музыкально-хореографическая поэма по мотивам пушкинского шедевра и произведений Петра Ильича.
Онегин - Олег Габышев - отнюдь не одноплановый персонаж, он постоянно мечется, мучается, страдает. Любовь Андреева - Татьяна - сама любовь, женственность, пытающаяся сравнять углы драмы. Дмитрий Фишер - Ленский -неожиданно трактованный образ, модифицированный по ходу в загробного монстра, преследующего Онегина изощренно-мучительной "дружбой " мертвеца с живым героем, что куда страшнее карательных ударов генерала Гремина, бьющего подобно слепому року. Генерал - Сергей Волобуев - великолепен. Красив, величав, изящен, он царствует над залом и, кажется, побеждает Евгения. Но персонаж в темных очках не празднует викторию. И разве может стать победой поверженная любовь?
Любовный треугольник? У Эйфмана иной - Ленский-Онегин-Татьяна. Ольга не особо значима. Гремин вовсе не помеха, он и во сне не убивает сам. Препятствия в душе героев... И главная беда - не умение отдаться страсти сразу, за что мщение мистически многопланово.
Но Бог с ним с сюжетом. Какая прелесть этот Эйфман! Танцовщики вне конкуренции! Волобуев, Габышев, Андреева были великолепны в Братьях Карамазовых 2 года назад. И сейчас произвели ажиотаж необычайно талантливым танцем, их ни с кем не спутать! Зал восторженно шумно дышал, замирал - Ах-aх-ааах! Говорю вам, он приедет вновь, наш Эйфман. Ну где так любят Бориса Яковлевича? Конечно на Родине. В Кишиневе. Он рад нас видеть. У меня глаз наметан...


Рецензии