Командировочные приключения-3

КОМАНДИРОВКИ В ГРУЗИЮ

  Признаюсь честно, в командировки в Грузию ездил всегда с особенным удовольствием. Хотя работать приходилось в довольно трудных условиях. В плавильном цехе, мягко говоря, довольно тепло и в зимнее время, ну а летом, да ещё в Грузии – не позавидуешь.

 Но, что помогало сносить все тяготы работы в горячем цехе – это исключительно тёплое отношение к нам, командированным, буквально всех сотрудников завода. От руководителей предприятия до работников заводской столовой! А в таких условиях и работать легко. Впрочем, собираюсь я рассказывать не только о работе на металлургическом заводе, а и о самой Грузии.  Потому, уж извините, но писать о Грузии и грузинах  в привычном мне иронично-юмористическом тоне я не смогу.

Попав однажды в Грузию, влюбляешься в неё на всю жизнь!

Пусть Вас не удивит, но пожалуй, первое, что меня удивило – это грузинские имена. Какие-то фантастические, будто взятые из старинных легенд и мифов. Перечислить их все, или даже некоторую часть, даже не берусь.

 И всё-таки, в порядке небольшого примера: наши совместные усилия по выпуску сплава для защиты металла от коррозии курировал Георгий Ясонович, начальник цеха носил имя Бадри Харлампиевич, их начальник, в свою очередь, был Юза Ипполитович, научный консультант – Джондо Филимонович. Блеск! Остальные сотрудники предприятия имели не менее звонкие имена: одного из работников охраны звали Аристофан Христофорович, шефа заводской столовой звали точно, как знаменитого Народного артиста  СССР Кикабидзе – Вахтанг Константинович, чем он невероятно гордился.

Меня познакомили с начальником шихтового цеха, который представился просто – Зураб. Естественно сразу же всплыло имя героя романа Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». Кстати, в своё время был создан и фильм с таким же названием. А звали этого героя и Зураб, и Зурико, и Зурикела – всё в зависимости от обстоятельств. И только, кажется, что один единственный раз промелькнула его фамилия – Вашаломидзе.

Вот я и решил немного пошутить – спросил у Зураба не помнит ли он какая фамилия у его тёзки из романа. Он задумался, задумались и все, присутствовавшие при разговоре. Начали переговариваться между собой по-грузински. А я оставил их и пошел в цех – надо всё-таки работать.
Спустя некоторое время, ко мне на площадку буквально взлетает разъяренный старший мастер – Автандил.

- Ты что специально сюда приехал срывать нам работу?! – завопил он.- Или может быть, тебя сюда ЦРУ американское заслало?!
- Автандил дорогой! В чём дело? Что я натворил? – удивился я.
- Что?! А ты лучше посмотри!
Я посмотрел в сторону, куда указывал Автандил, и увидел: стоит посреди цеха небольшая такая толпа людей и, оживленно жестикулируя, о чём-то спорят. Ну, спорят и пускай себе спорят, мне-то, что за печаль? Спрашиваю Автандила, в чём проблема.

- В чём проблема говоришь?! Да они там спорят, не могут вспомнить фамилию этого твоего Зурико! Умоляю, скажи, ради всего святого, -  как фамилия этого негодяя, будь он неладен?!
- Да его фамилия – Вашаломидзе, - отвечаю я.
Он включает громкую связь и на весь цех раздаётся  - «Вашаломидзе-е- е-е-!!!» И, как горное эхо , в ответ ему радостный вопль десятка глоток!

И, тем не менее, на протяжении нескольких лет работы, отношения между нами всегда оставались  тёплыми и  дружескими. Традиционное грузинское гостеприимство ощущалось буквально в любой мелочи. Была некая традиция, отмечать наши производственные достижения небольшими возлияниями прекрасного домашнего грузинского вина. Как правило, это происходило или на природе или в общежитии.
 
 На столе, в зависимости от обстоятельств, могли быть и скромные яства в виде овощей, зелени и чего-нибудь мясного. А случалось, что стол украшал запеченный молочный поросёнок с набором широкого ассортимента мясных и овощных блюд. Если случалось, что кто-либо из участников застолья несколько перевыполнял норму принятия на грудь, его доставляли по месту жительства. И, что характерно, на следующий день – никаких воспоминаний о том, что было накануне.  Никаких! Всё.  Было и прошло!

Ну, а уж посещение мест утоления голода и жажды – это особая песня! В их числе был, например, пивной бар под трибунами тбилисского стадиона «Динамо». Благодаря грузинским друзьям я отведал хачапури по-аджарски - аджарули (в виде лодочек), попил пиво с отварными копчеными рёбрышками, поел знаменитый хаш (рекомендуемый как средство от похмелья), наслаждался известными не только в Грузии «водами Лагидзе» и многое, многое  другое.

Особый разговор о заводской столовой. Её даже и столовой нельзя было назвать. Это был настоящий ресторан, расположенный в чистом и светлом помещении. А уж про ассортимент блюд и говорить не приходится. К тому же, размер их был явно рассчитан на здоровых мужиков, занятых тяжелым физическим трудом. Обычно я мог осилить только что-нибудь одно – или порцию первого или порцию второго. Закончив трапезу, иногда подходил к повару и просил… огнетушитель на десерт: блюда были невероятно острыми. Но вкус у них был просто потрясающий!

Мои командировки в прекрасную Грузию частично совпали со временем знаменитой «перестройки». Население республики, так же, как и большая часть населения страны испытывала все её «прелести». Хлеб, сахар, сливочное масло, сыр и многие другие продукты ежедневного потребления стали отпускаться по талонам. Но как можно оценить такой случай?

Зашел в магазин, решил купить грамм 200 сыра. Подумал, что может быть продадут по командировочному удостоверению. Но продавец не решилась нарушать установленные правила – не продала его мне. И тогда в очереди наперебой стали давать ей свои талоны на сыр, упрашивая продавщицу, продать мне эти несчастные 200 грамм. Я не знал, куда девать глаза от стыда.

В дальнейшем старался таких «подвигов» не делать. Ведь люди отрывали этот сыр от себя, от своей семьи. Напротив, отправляясь в командировку, старался привезти им что-либо из продуктов, которые были в дефиците.

Повествуя о моих командировках в Грузию, невозможно не упомянуть о т.с. культурной стороне  поездки. Это только начальству надо рассказывать, что в командировке ты «пахал» на заводе от зари до зари. В действительности, всегда находилось  время и для «культурной программы».  К счастью, мне удалось посетить Государственный музей Грузии, побывать на спектакле Театра марионеток под руководством Резо Габриадзе, был в театре оперы и балета.

 Буквально всё свободное время я гулял по Тбилиси, поднимался на Мтацминду, был в Пантеоне, где похоронены великие грузины, ездил в Мцхету – древнюю столицу Грузии. Был в Театре одного актёра Котэ Махарадзе. Вобщем, пересказать всё, что я видел и о чём мне рассказывали – это будет длинная история.

 Если читатель пожелает получить собственные впечатления о Грузии, - многое можно найти на страницах интернета. Вот только, чтобы проникнуться «грузинским духом», настоятельно рекомендую: почитайте вначале произведения Нодара Владимировича Думбадзе. Только все! А ещё, есть в Грузии прекрасный новеллист, не хуже американца О.Генри,- Реваз Авксентьевич Мишвеладзе. Очень душевно пишет!
 Послушайте, как поют грузины – это же вообще нечто невообразимое! Попробуйте блюда грузинской кухни и обязательно запейте хорошим грузинским вином. И вот тогда будет понятно, почему о своих командировках в Грузию я написал именно так.
Приятных всем впечатлений!


Рецензии
Ади, по доброму завидую, что Вам посчастливилось проникнуться "грузинским духом! Такое, вероятно, только у них возможно:

"Он включает громкую связь и на весь цех раздаётся - «Вашаломидзе-е- е-е-!!!» И, как горное эхо , в ответ ему радостный вопль десятка глоток!"

"И тогда в очереди наперебой стали давать ей свои талоны на сыр, упрашивая продавщицу, продать мне эти несчастные 200 грамм..." -

вот тут у меня навернулись слёзы, чччестно... Это необыкновенно гостеприимный и талантливый народ!
ПРИЯТНО ВСПОМНИТЬ, СПАСИБО, Ади!!!Непременно прочту рекомендованное в Инт-те.

С уважением,
Галина.

Галина Фан Бонн-Дригайло   12.12.2019 13:09     Заявить о нарушении
Галочка, спасибо большое! Грузия для меня наверное самя любимая страна. И до сих пор не могу понять - что Россия не поделила с грузинами. Невероятно добрые, гостеприимные, обаятельные - чудо люди! Я о многом просто не написал, но в страну и людей влюбился.

Ади Гамольский   12.12.2019 20:26   Заявить о нарушении
Я вот тоже не могу понять, что мы с грузинами не поделили. Прекрасный - умный, культурный, интересный и гостеприимный народ!

Галина Фан Бонн-Дригайло   08.02.2021 01:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.