То, чего давно уже хотят все, но никто не решается

Главный вопрос нашего времени — человек, его нравственное, духовное развитие, без которого любые технологические революции способствуют лишь усилению потребительского отношения к миру и расцвету нравственной деградации. А это в первую очередь вопрос художественной литературы — цельной и целостной науки о человеке. Литература образует и воспитывает личность, даёт ей нравственные ориентиры, связывает её с прошлым, расширяет границы настоящего и позволяет заглянуть в будущее.
В своём социальном итоге литература, оставляя человека свободным в выборе решений, мягко, ненасильственно упорядочивает жизнь. С её помощью мы обретаем духовный опыт и, оставаясь свободными в своих поступках, руководствуемся уже не только личными эгоистическими интересами, но и более высокими соображениями совокупного опыта, общего блага, высшей справедливости и милосердия.
Лучшие образцы художественной литературы способствуют укреплению воли к жизни, к развитию, продолжению себя в истории. Литература ведёт диалог, в процессе которого свободно формируются выводы, возникают те или иные ориентиры, мотивирующие поступки читателя в реальной повседневной жизни. литература личностна, и чтение — это всегда диалог двоих: писателя и читателя.
Следует подчеркнуть и особое уникальное значение Русской литературы на огромных пространствах нашей Родины. Значение Русской литературы в культурном пространстве России в том, что  Русская литература остаётся основой для взаимопонимания и объединения усилий российского общества в направлении будущего, инструментом свободного, ненасильственного упорядочивания общественных отношений.
Русская литература уникальна тем, что исторические особенности её формирования на фоне живой словесности породили феномен целостного эмоционального осмысления жизненных явлений. Именно художественная литература в России объединила в себе конкретную проблематику насущного бытования человека со знанием социальным и общефилософским. Русская литература являет в себе всю смысловую вертикаль — от идеи человека до бытийной практики — и доносит это до читателя в самой доступной форме, не ограничивая круг знания узкими специалистами. Повторю первоначальный тезис: основная общественная задача литературы — сохранение культурной памяти, осмысление дня сегодняшнего и моделирование будущего. Всему гражданскому обществу России в целом на нынешнем этапе его развития жизненно важно вовлечение в литературное общение представителей самых разных слоёв общества, осмысленное со-участие в событиях жизни и творчества писателей и читателей, упрочение культуры чтения, цементирующей огромные географические пространства и широкое национальное разнообразие России.
Необходимо привлечение читательского внимания к наиболее талантливым произведениям на темы, продвигающие идеи общечеловеческих духовных ценностей, содействующие упрочению общероссийской духовно-нравственной общности.
Многим современным писателям не мешало бы помнить о том, что читатель отвечает на том уровне, на котором к нему обращаются. Читатель нуждается в смыслах, а не в готовых решениях, потому что дорожит своей свободой воли. Сегодня писателю нельзя замыкаться в пределах собственной рукописи, библиотекарям и педагогам — довольствоваться поверхностным выбором, а читателям — искать в чтении одних лишь развлечений. Встречи и общение писателей и читателей должны быть нацелены на решение центрального вопроса человеческого бытия — вопроса о будущем человечества. Кто мы, зачем мы здесь, на этой земле, в этой истории? Что передавать дальше, будущим поколениям, новым звеньям в цепи жизни? Решение таких вопросов требует о читателей высокой культуры, а от писателей мощной современной литературы, умело ведущей прямой разговор по душам с каждым собеседником, реальным и потенциальным.
Деятельность писателя сегодня намного шире, чем одна лишь работа над произведениями,— сами произведения зачастую являются лишь кратким художественным конспектом нравственного поиска. Нужно широкое пространство прямого диалога с читателем, личного общения —  площадки для глубоких разговоров о жизни и её смыслах, ибо цель профессионального писательства не в одном лишь самовыражении себя любимого и своих фантазий, а в отражении окружающего мира, действительности, пропущенной через призму личностного существования и людские судьбы. В этой связи хотелось бы ещё раз обратить внимание на то, что давно назрела насущная необходимость признания писательства профессией, а художественной литературы — государственным делом. Другой важнейший аспект современной литературы - оскудение качественного притока молодых авторов в писательские организации. К сожалению, в настоящий момент литературные объединения в большинстве своём утратили функцию начальной школы литературного мастерства, как это было, например, в 1960—1980-е годы, и фактически превратились в аналоги клубов по интересам. Студенческие и молодёжные студии более ориентированы не на приобретение начальных профессиональных навыков творческой работы, а на самовыражение юных авторов. Происходит стирание границ между художественной литературой как явлением, имеющим общественную значимость, и литературой как хобби, имеющим смысл лишь для самого автора и его близких.
Назрела необходимость вернуть литературному процессу его традиционную для России общественную значимость. Реальным фактором структурирования литературного процесса должна стать системная региональная литературно-творческая учёба под руководством опытных специалистов. Большинство молодых авторов нуждается в доступном, бесплатном, системном, социально ориентированном литературно-творческом образовании.
С другой стороны сохранению литературного потенциала огромного Красноярского края – географического центра России и Сибири,  мощного предсердия всего Азиатского континента, безусловно могла бы способствовать консолидация лучших авторских сил всего региона вне зависимости от личных амбиций, политических и любых иных пристрастий ради общего большого дела: ради сохранения лучших литературных традиций и упрочения в глазах миллионов читателей престижа писательской профессии и её значимости в современной России.
Видит Бог, наши застарелые розни, козни и свары, дележи вымышленных шкур и взаимные оскорбления ничего кроме вреда никому из нас не принесли. Пора объединяться, хотя бы в рамках одного региона. На склоне жизни именно это было мечтой Виктора Петровича Астафьева, которую он ни от кого не скрывал, которой делился с каждым писателем-земляком.
Эльдар Ахадов, член СП России с 2000 года, член Красноярской писательской организации с 6 июня 1998 года (писательский билет краевой организации №43).


Рецензии