Каждой тёлке по кукурузине

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (87)
Читайте с фотоиллюстрациями здесь:
https://blukach.by/post/1545


 Что кукуруза – это плохо, я узнал в Гадивлянской начальной школе. Не от учительницы Анны Дмитриевны Мозго, конечно, а из подслушанных разговоров взрослых.

 Анна Дмитриевна была обязана говорить нам, что «царица полей» (так кукурузу тогда называли в районной газете «Ленінскі сцяг», популярном журнале «Огонёк» и по радио) очень полезная кормовая культура, которая поможет Советскому Союзу через 15 лет перегнать Америку по производству мяса и молока. Такое говорила своим ученикам и моя мамка, учительница Сталюгской начальной школы. Но я подслушал однажды беседу папки с мамкой и понял, что дядя Хрущёв дурак, Америку он никогда не догонит, а кукурузой угробит сельское хозяйство окончательно, поскольку у нас она не растёт из-за промозглой погоды. Что дядя Хрущёв дурак, я уже знал после того, как он отдал весь хлеб советской республике Куба, которой руководил его друг дядя Фидель Кастро, и у нас в магазине стали давать хлеб по списку: сколько едоков – столько и ограниченных грамм хлеба на семью. Вот тогда и появился кукурузный хлеб и кукурузная мука, поскольку не хватало ржи и пшеницы. А не хватало злаковых культур потому, что все поля, ранее занимаемые ими, дядя Хрущёв приказал засеять кукурузой.

 Вот только не понимаю, чем плох кукурузный хлеб. Он вкусен. Ну, подумаешь, что поры в буханке – мой палец пролезал. Но за дырки ведь не платили - цена-то образовывалась за фактический вес, а не занимаемый буханкой объём. Сами же мякиш и корка были вкусны. И блины из кукурузной муки, пусть жёлтые по цвету, но также были вкусными. Чуть с горчинкой, но это не нравилось лишь моей младшей сестрёнке Аньке. Сахару ей подавай! Так бери и ешь его ложкой – в хате он всегда есть, не то, что у Алика Переднишиного. Сам виноват, что выбрал мамкой колхозницу Передниху, и отца, который погиб на войне. Но почему тогда Алик родился в 1951 году? Однако это отношения к делу не имеет. Вот за отданный Кубе хлеб взрослые и звали дядю Хрущёва дураком.

 Когда я учился во втором классе в хате тёти Нади Прусской, в Гадивле построили новое здание школы, и мы в процессе учебного 1961-1962 года перешли в неё. А весной засеяли пришкольный огород кукурузой. Не просто побросали семена в землю, а положили квадратно-гнездовым способом, как то приказал дядя Хрущёв.

 Сначала расчертили весь огород на квадраты со сторонами в 70 сантиметров, а потом по их углам воткнули по одному зерну кукурузы. Если посеять чаще, то стебли будут затенять друг дружку. Урожай снизится.

 Ох, и лелеяли мы тот квадратно-гнездовой метод посева. Бидончиками носили из дому пепел, вёдрами – коровий навоз. Мне было далеко – полкилометра. А Тимке Гридюшко ещё дальше. Так он придумал делать поставки органических удобрений от бабы Гридющихи, которая жила наискосок от школы. Баба давала, но орала на внука, что на развитие придурочного коммунизма не даст ни грамма говна. Да что её обсуждать, если она была несознательная. Ну, скажите, как ещё можно назвать человека, который пионерский галстук Тимки называл давлёником?

 Анна Дмитриевна вела дневник, в который записывала наши регулярные наблюдения за развитием кукурузы. Мы вместе радовались, насколько стебли подрастали за неделю, насколько толстел их диаметр. А как интересно формировались початки! А как распушивались метёлки на них!

 Когда с лета пришли в третий класс, кукуруза выросла в два раза выше школьного забора. Из неё не было видно ученика, стоящего с задранными вверх руками.
 
 Но это мелочь по сравнению с удовольствием, которое получали от игры в догонялки по посевам. Анна Дмитриевна поначалу пробовала запрещать, но потом убедилась в тщётности своих усилий и лишь предупреждала, чтобы не повреждали стебли. Мы старались этого не делать. Осторожно хватались за ствол и резко меняли направление, чтобы близкий преследователь пронёсся мимо. Ну, если и повредили несколько растений, то Анне Дмитриевне не признались.

 Початки на стеблях выросли офигенные. Анна Дмитриевна периодически раздавала их нам по несколько штук. Сваренные мамками они были очень вкусными. Особенно если есть с солью, которая через несколько лет после войны перестала быть дефицитом.
 
 Наконец наступил долгожданный момент: Анна Дмитриевна объявила, чтобы завтра в школу приходили с серпами – будем срубать кукурузу. Это непередаваемое удовольствие. Хоть наши бабы и доверили нам самые изношенные орудия жатвы, они срубали кукурузные стебли с одного взмаха. Надо только заносить серп не поперёк, а наискосок ствола, и тот, не дрогнув, падает, будто сражённый фашист.

 Початки Анна Дмитриевна честно поделила между учениками. Срубленные стволы погрузили на колхозную телегу, и дядя Круглик увёз их на возу в силосную яму.

 Однако кукурузная эпопея 1962 года на том не закончилась. Однажды погожим осенним днём Анна Дмитриевна сообщила, что завтра пойдём срубать колхозную кукурузу на Язэпиху. Нашему восторгу не было предела. Мало того, что учиться не будем, так вдобавок снова почувствуем себя рыцарями, рубающими поляков, стеной пошедших на государство русское.

 Колхозная кукуруза на лесной поляне бывшего хутора Язэпиха была не чета школьной. Посеяна пьяными и голодными колхозниками она была абы как, а не квадратно-гнездовым способом. Кривые квадраты превратили посевы в хаотические заросли. Ряды глазом не просматривались насквозь, как на школьном огороде. Зато у таких посадок было своё преимущество. В них можно было играть не только в догонялки, но и в прятки: через несколько растений уже не видно, где ты спрятался.
 
 Весной 1963 года на школьном огороде посадили картошку. Анна Дмитриевна сказала, что прошлым летом в стране случилось ненастье, отчего кукуруза не уродила. Поэтому дядя Хрущёв отменил её культивирование. Со страниц газет, журналов и стен колхозной конторы исчезли красочные плакаты с призывами выращивать вкусную для коров культуру.
 
 Как не уродила кукуруза, если на нашем школьном дворе она стеной стояла? Значит, Анна Дмитриевна победила непогоду надлежащим уходом за культурой. А у колхозников так не получилось. Значит, отмазка это. Враги народа специально загубили урожай, чтобы нам никогда не догнать Америку. Мало их поубивал дядя Сталин. А как тогда истолковать утверждение, что дядя Хрущёв вывел своего предшественника на чистую воду? Получается, что вывел для того, чтобы сдаться Америке?

 Так думал не только я. И взрослые судачили, что дядю Хрущёва выгнали с работы за то, что все прежние посевы хлебов занял кукурузой, которая не уродила, и страна осталась без хлеба. Спросил о том у мамки. Та сказала, чтобы слушал Анну Дмитриевну и не задавал лишних вопросов.

 Я призадумался. Прокрутил в голове действия и Анны Дмитриевны, и Марии Степановны, и Ольги Степановны, и Сергея Даниловича. Получилось, что их россказни сродни мамкиным. А что мамка моя – оборотень, это я понял давно. Как можно иначе истолковать её ругню меня за то, что я брешу на бога, как того требует советский метод воспитания школьников? Сама своих учеников учит тому же, а в уме думает противоположное и верит в бога. Чистой воды фарисейство это!
 
 Этакие мои философские размышления на уровне мозгов четвероклассника подтвердились в начале пятого класса, когда дядю Хрущёва выгнали с должности начальника Советского Союза как врага народа. А учителя ведь хвалили его действия. Получается, что и они враги народа. Разоблачить бы всех их за приспособленчество, как то сделал настоящий пионер Павлик Морозов. Но я не стану, поскольку тогда и мамку выгонят с учительства, пойдёт работать в колхоз, и будет меня кормить клёцками с душами из селёдочных голов, как Передниха своего сына Алика, за неимением зарплаты на лучшую еду.

 Буду лучше молчать.


2019


Рецензии