Альфред Шмидт-Зас

Здесь небольшой обещенный рассказ о казнённом, начавшeм писать стихи в камере смертников.

Альфреда Шмидт — Зас (Зас его псевдоним) до своего ареста, закончившегося в 1943 году казнью, был страстным педагогом, создавшим для своего урока музыки совершенно новый метод. Он писал:
» Во время урока музыки  нужно дать ребёнку её почуствовать, тоесть  прежде всего услышать, её выстучать, протанцевать, пропеть, насвистеть, промурлыкать, прокричать. Прочуствовать гармонию и придумать мелодию… ни в коем случае сухо, а в форме игры, поскольку в наш технический век ничто для душевного здоровья так хорошо не пригодно как музыка."
Альфред старался стать своему ученику, ученице другом.  И это ему удавалось.
До того, как он организовал в Берлине свою музыкальную школу, Альфред успел во время Первой мировой войны полетать (был лётчиком, пока его не прогнали из-за того, что не захотел уничтожить французкий самолёт, попавший ему в визир), закончить консерваторию по классу рояля, побороться за светлой будущее страны в рядах ком. партии (там с соратниками в первую очередь отвечал за культурную политику), поработать в народной школе (пока не уволили), поработать в порту Гамбурга, посидеть в тюрьме , когда в Саксонии власть захватили фашисты. После знакомства с актрисой кино, своей будущей невестой*, осенью 1934 года перебрался из Лейпцига в Берлин. Она ввела его в тамошний круг людей искусства и помогла с учениками для его школы.
В результате своего жизненного опыта,  вынесенного из войны, Альфред стал пацифистом. Он поверил, что коммунистический строй — лучший, как он считал, который сможет сделать всех людей братьями и помочь им в гармоничном развитии. Действительность же была суровой, именно поэтому он ушёл в педагогическую работу с детьми. По характеру Альфред был солнечным человеком, любил природу, музыку, литературу, детей, спорт.
Мать одной из его учениц свела Альфреда с молодым борцом против нацистов, жившим недалеко от его дома. Это был пекарь, организовавший группу молодёжи, которые слушали запрещённые радио-передачи, писали и распространяли листовки. Формулировки их призывов были на взгляд Альфреда наивными, тексты «сырыми», больше делу вредящими, чем помогающими. Он не участвовал в их акциях, но после того как группу выследили и арестовали, в квартиру Альфреда пришли с обыском. И нашли в ней два аппарата, которые могли быть использованы для размножения листовок. Этого для смертного приговора оказалось достаточно.

Из последнего письма на свободу**:

"... только что меня перевели в седьмой (номер камеры начинался с семёрки), это значит, сегодня вечером буду казнён. Чувствую умиротворение и необыкновенную лёгкость. Вся тяжесть отпала! Непонятным образом я счастлив. Хочу таким остаться в вашей памяти."

Ниже стихотворение об этом чустве

O seltsam lichtes Leben dicht am Tod..

Fast neun Schritte lang
ist mein letzte weissgetuechte Welt.
Vielleicht neun Tage noch,
dann faelt
mein Kopf,
der jetzt noch denkt und spricht und sieht und hoert...
So nahe wartet schon der grosse Schlaf,
mit seiner dunklen Schwingen ueberschattend
die grelle Glut von Wuenschen oder Aengsten.
Er saenftiget die laengsten, allerbaendigsten,
die Augenblicke bittrer Menschennot.

O seltsam lichtes Leben dicht am Tod...

* Перед казнью Альфред и его Марга хотели обвенчаться, но им  этого не позволили. Только спустя 10 лет Марга добилась посмертного венчания.

** тюремному пастырю удалось передать эту весточку близким


Рецензии
Милая Маргарита, Вы пишете с любовью о добрых людях. Ваши тексты хочется читать и перечитывать.
Удачи и вдохновения в творчестве!

Айша Курбанова 3   29.12.2019 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Айша. Вам тоже желаю творческих успехов и здоровья.

Маргарита Школьниксон-Смишко   29.12.2019 18:35   Заявить о нарушении