Велосипедное

                Велосипедное




Вот и сезон почти завершён. Почти --- от  пусть и малой, но всё же вероятности  ещё несколько раз воспользоваться не столько удобством передвижения на  велосипеде, сколько удовольствием процесса этих вольных поездок .
Обильные снегопады  тридцать первого октября и первого ноября, вполне ожидаемые  при нашем южно-уральском климате, нарисовали очень даже зимнюю картину : высота  покрова первым значительным снегом превышала десятьи более сантиметров.
Но затем пришла  мощная масса тёплого воздуха из средиземного региона, и теперь, вместо приятного зимнего пейзажа, воздействует слякотная оттепель, которая создала и гололедицу и сырость под ногами.

В иной ситуации отсиживался бы дома, в пределах своего частного двора, «забыв»  до очередной весны и про сад и про огород ; но приходится становиться пешеходом, которым практически не был с первой декады апреля по сию пору, --- благодаря именно свойствам двух обыкновенных и одного спортивного велосипедов.
Послезавтра совершу ещё одну пешую двадцатиминутную неторопливую прогулку в ближайшую городскую поликлинику для того, чтобы получить завершающий укол в процедурном кабинете, персонал которого предупредил о продолжении своего лечения в домашних условиях : продолжу принимать остальные  назначенные  нормальным врачом уколы с помощью одной из моих знакомых, имеющей практику в этом  деле.
Таблетки тоже входят в курс, - справляюсь сам !

Почти до завершения сентября, достаточно долгое время зная о проблемах со своими коленями, не испытывал  дополнительных проблем ни с ними, ни с тазобедренными суставами, «приспособился», - но первые дни октября  заставили  обратиться к врачу ортопеду-травматологу, принимающему в другой городской поликлинике.
На этот раз  выбрал там иного врача ; в прошлом году, кроме предложения сделать по уколу в каждое колено для создания\восстановления смазки в коленных шарнирах — а каждая ампула с лекарством стоит  пятнадцать тысяч рублей !  - и где и откуда эти рубли взять ?! --- ничего иного не было предложено.

В этом году, по направлению от врача, сделал новый снимок только тазобедренной системы ; рентген-снимки  прошлогодних коленей моих были и так достаточно красноречивы : артроз третьей степени.
Новые рентген-снимки тазобедренных показали «прогресс» …
Соответственно, был назначен  обыкновенный курс если не кардинального лечения, то, во всяком случае, стабилизирующий нынешнее состояние.
Перспектива же была выражена ясно : замена обоих коленных суставов, - для этого оформить направление и далее следовало ехать в столицу республики, пройти там — в течение месяца ! --- обследование, оформить «бегунок», и затем встать в очередь на операцию по замене натуральных, но больных суставов на титановые.
Для меня было бы идеально, «за один присест», заменить обе системы : и колени и тазобедренные.
Маловероятно ...


И для меня просто невозможно заниматься этим, пусть и необходимым, в настоящее время : живу один, помогает умный и верный Дружок,  отопление печное, газом --- ежедневно.
Так что ближе к апрелю месяцу следующего года придётся поехать в Уфу , узнать на месте о всех особенностях оформления заявки на  восстановление способностей к свободному передвижению пешком, - на велосипеде, даже в этом состоянии, намного лучше : не больно, не трудно, не медленно.

Такая вот длительная преамбула …
Но без неё не оценить в полной мере важность лично для меня возможности передвигаться на двухколёсном самодостаточном и экологически чистом транспорте. Плюс независимость !
Без помощи велосипедов были бы совершенно иными не только сама  физическая Жизнь, но  и качество  мыслей, цвет настроения, тональность и величина внутренних душевных мелодий.

Настолько  важен для меня  этот «симбиоз», возникший чуть ли не с самого детства, лет с восьми-девяти, когда отец научил меня ездить «под рамой» простого дорожного велосипеда.
До первого класса был и трёхколёсный, но я перерос его, и при нашем переезде из трёхкомнатной — на три семьи --- квартиры в «сталинском» доме во всего лишь навсего двухкомнатную малогабаритную «хрущёвку»  этот единственный личный — до начала «восьмидесятых» --- велосипед был оставлен в прежнем уютном дворе на детской площадке …

Надо ли напоминать поколениям «шестидесятых» , «семидесятых» и  «восьмидесятых» о
дефиците всех типов велосипедов в те годы : не только о практическом отсутствии в свободной постоянной продаже этой незатейливой техники, но и о недостатке денег для большинства семей, которые жили в основном «от аванса до получки»,"от получки до аванса", не имея возможности «пойти на поводу»  естественного желания многих детей обладать — своим ! --- прежде всего велосипедом.

Да, мы, детвора, тогда воспринимали  вынужденные отказы наших родителей без обид, без претензий --- понимая ограниченность средств и само отсутствие  конкретных детских и подростковых велосипедов в магазинах того времени.
Но, вот парадокс, запчасти на почти все типы велосипедов имелись постоянно,- начиная от колёс, передних и задних, в сборе, до любых мелких деталей типа подшипников.
Помню, многим удавалось таким вот образом собирать  весь велосипед --- главным было заиметь раму.
Поэтому шла настоящая охота за сданными в металлолом и сломанными велосипедами и за просто отдельными рамами, - а в те времена школьники где только ни находили залежи металлолома !

Затем, постепенно, производство велосипедов росло, и практически все желающие могли купить велосипеды разных производителей и конкретных моделей.
В нашей местности и в ближайшей округе были в продаже велосипеды от уральских заводов, от завода в Пензе, от заводов Белоруссии, Украины, вроде бы и из Прибалтики.
Но к тому времени и цены выросли.

Например, обычный дорожный велосипед типа «Урал»  прежде стоил сорок рублей, а стал от семидесяти …
То же заднее колесо в сборе прежде стоило целых десять рублей --- можно было найти и купить в  «глубинке», в поселковых и в сельских магазинах, но затем стоимость выросла до двадцати, двадцати пяти рублей …
По тем временам это были приличные деньги.

Купить же  полу-спортивный или настоящий спортивный велосипед было необыкновенной удачей !
Тот же  харьковский «Турист»  мною, после многолетних попыток приобрести в московских, в ленинградских, в казанских, в прибалтийских магазинах, был куплен, в общем-то случайно, во время командировки в Южноуральск Челябинской области осенью 1987 года !
И отдал я, с большим удовольствием, за этот вожделенный аппарат, сто двадцать шесть рублей !
А до этого повышения такой велосипед, очень дефицитный, стоил «всего» семьдесят  советских рублей. Но было не достать --- простому покупателю «с улицы» …

( Летом 1977 года, или 1978 года, была такая реальная возможность обзавестись  заветным «Туристом» --- но постеснялся : один из моих друзей тех лет трудился спортивным инструктором на обувной фабрике ближайшего к нашему рабочему посёлку города.
На всё лето и до середины осени мне был отдан в пользование один из нескольких десятков подобных велосипедов, выдаваемых  желающим сотрудникам фабрики, - безо всякой «арендной платы», обыкновенным членам профсоюза.

К себе увёз тот до сих пор памятный велосипед на  рейсовом автобусе --- был необходим мелкий ремонт.
Всё лето и весь сентябрь, половину октября того года наслаждался лёгкостью хода, возможностями переключений передач, ощущениями реального полёта --- настолько, после тяжеловесного и однообразного дорожного, были заметны преимущества такого вот  удобного велосипеда.
С грустью, с неохотой возвращал обратно, проехав своим ходом по холмистой местности незаметные чуть более десяти километров …

Видя и понимая такое моё настроение, друг предложил неожиданный для меня вариант : я отдаю ему, в качестве компенсации за якобы «утерю» те самые семьдесят советских рублей, он списывает  этот велосипед, беря на себя все формальности по оформлению акта.
Сам, до сих пор, не знаю причин моего отказа от столь щедрого предложения …
Быть может, совесть не позволила пойти даже на такой, в общем-то, не обман : компенсирую же предприятию реальный убыток …
Быть может, сомневался в том, что другу удастся, таким простым способом, нивелировать возможно неприятную для него ситуацию …
Не знаю …

Но сожаления от своего отказа  достаточно  долго не давали покоя.
Имей я и в дальнейшем этот столь заветный велосипед, многое могло быть иначе, намного лучше именно из-за свободного пользования  такой собственностью,  именно из-за отсутствия  необходимости  «делить» с отцом единственный на семью велосипед.
Опять же новые знакомства с любителями велопоездок и велопутешествий, появление вероятности отправляться в настоящие дальние маршруты …

В то лето ездил в основном на рыбалки — и один и старшим в команде из младших ребятишек с нашего и соседнего дворов, а также со своими сверстниками на ближайшие озёра, на реку, в неподалёку имеющийся лес на  западных отрогах Уральских гор, и, по субботам, в соседние города и посёлки, - с целью проведать содержимое полок в книжных магазинах и наличие новых пластинок в отделах местных универмагов.

Так было замечательно ! Так было радостно  ехать и по асфальту и по грунтовому «покрытию» !
Простым вращением педалей перемещаться с желанной скоростью, не ограничивая себя мерой времени, наслаждаясь и летними рассветами и летними закатами !

Что значат молодость, - избыток ли ? Энергии, - и желание  стать частью той самой Природы, которая естественно существует, которая проявляется  в каждом. )


Был я и в Харькове, рассчитывая «поживиться» запчастями при ожидаемом на местном велозаводе  магазинчике ;
увы, разочарование.
Но приобрёл много что про запас , будучи проездом не один раз в городе Лозовая  и в гостях у друга в городе Павлограде  Днепропетровской области.

Да и в той же Казани имелись в продаже и велокамеры и велопокрышки на этот тип велосипедов и некоторые важные детали для именно «Туриста» харьковского велозавода ;
то есть, при всех претензиях к советскому Госплану, соблюдался определённый паритет в распределении  минимально необходимых не только велозапчастей в такой гигантской тогда стране.
Так что, постепенно, создал свой личный  «склад»  запчастей, который не единожды действительно выручал не одного лишь меня.

Был ещё один, совершенно другой случай, когда вовремя принял  верное решение : купил с рук, в 2009 — или в 2010 году ? --- совершенно изумительный велосипед, намного превосходящий тот же «Турист».
Во-первых, сама рама и вИлки — места крепления осей колёс, значительно легче  (дюралюминий или иной лёгкий сплав ), производства Западной Германии, обода колёс — японские, вся механика — система переключения скоростей, пусть и «старинная», --- вроде бы тоже  германская.
Ход велосипеда «невыносимо» лёгкий --- в том числе из-за громадной разности в массе ; если «Турист» весит пятнадцать килограммов : материал --- сталь, то этот новый «любимец»  имеет всего-навсего семь килограммов в полном оснащении.

Теперь все три «Туриста» на заслуженном отдыхе, --- давно не использую по причине  не столь быстрого хода и, главное, тяжёлой массы.
Сопоставляя --- познаётся.

Возвращаясь к этому вело-сезону скажу ещё о периодических --- вынужденных --- поездках на  действительно скоростном  велосипеде по маршруту, чередующему асфальтовое покрытие и грунтовые просёлки, --- в максимальном возможном  коротком маршруте;
и об ином, только по дороге с асфальтовым покрытием на «троечку с минусом», практически объезд по длинной дуге в примерно  двадцать три-двадцать четыре километра, с несколькими  протяжёнными  и быстрыми спусками — на обратном пути становящиеся «тягунами» ;
по времени оба этих маршрута примерно равны :  первый --- за счёт расстояния, второй --- за счёт скорости.

Эти же «короткие» и наиболее удобные для меня семнадцать-восемнадцать километров,  с продолжительными постепенными подъёмами, с одним крутым спуском, обозначающим перепад высот между двумя геологическими платформами, и далее относительно горизонтальная поверхность --- по ходу в одну сторону, от города моего проживания, и, на обратном пути, часть пути с твёрдым покрытием, затем «грунтовка» с произвольными направлениями, местами с такой колеёй, что намного лучше проехать по невысокой плотной траве,- не единожды способствовали  размышлениям, по итогам которых  появлялись и новые стихотворные строки и новые темы для рассказов и, наиболее важно, новая ступень отношения к самому себе в имеющейся действительности, новая степень понимания многих событий из прошлого.

Привычка  постоянно иметь при себе блокнот, тетрадку и несколько пишущих ручек и простых карандашей иногда помогает ; но чаще всего стараюсь запомнить, — не прерывая движения, - когда уча наизусть приходящие стихи, когда стараясь запомнить «ход своих мыслей», идущих прозой.
И лишь при остановке возле «тракторного моста», возле бетонных плит настила через течение  местной реки, одного из притоков Камы, делаю заметки в блокноте --- если к тому моменту «что-нибудь»  да сотворится.
«Быть может, хоть однажды, пригодится».

Двадцать пятого октября сего года совершил завершающую  междугородный сезон поездку.
Погода была солнечной, прохладной, без сырости в воздухе и на  дороге наиболее частого короткого маршрута.
Даже забытая дома бутылка с водой не пригодилась …

По возвращении, каждый раз, было желание  «нарисовать картину»  очередного неспешного путешествия, но всякий раз отвлекали столь желанное общение с Дружком,  хозяйственные и огородные заботы, необходимость приготовления ужина для Дружка, для себя, а затем столь простое желание прилечь, восстановить силы …

Но вот  эту  мысль выскажу сейчас, сегодня.
Она касается осознанных, и признанных мною в личном опыте, различий между  собственно  поэзией и прозой, создаваемых всегда вольно и свободно.

Начну с прозы, с прозаических произведений почти всех жанров.
Не вижу ничего такого невозможного, что нельзя было бы выразить при наличии  предрасположенности к этому виду деятельности, --- то есть, имея мысли и образы, «всего-навсего»  требуется умение — и терпение --- запечатлеть представленное, придуманное, навеянное наиболее удобным для каждого способом, наиболее в подходящей каждому форме.

Поэзия же  --- почти всегда ---  спонтанна и не случайна ! Так произвольна и желанна !
Очень трудно рационально объяснить и сам принцип действия «чёрного ящика»  человеческого мозга, в котором  происходит  неизбежный и необъяснимый синтез  мыслей, впечатлений, эмоций, становящихся  образом, ритмом через  размер и через рифму, и всё то собственное удивление, вырастающее в радость от произошедшего если не чуда, то явно подарка от «неведомо кого».

.....................


Постараюсь продолжить «велосипедную тему»  в ближайшее время, начав если не повесть, то цикл из нескольких рассказов, первым из которых — по праву ! --- станет вспоминание про Армавир, про настолько счастливое время  участия в велопоходах «По Северному Кавказу» и в составе организованной туристической группы и самостоятельно.

Не мечтаю, но надеюсь на общение с теми, кто был в советские времена на этом велосипедном маршруте, имея на руках путёвки на турбазу «Армавир» и хранящих до сих пор свои воспоминания об инструкторах, о водителях  незаменимого ГАЗ-66, о самом походе и об отдыхе на Чёрном море, - одно время на турбазе «Туапсе», а затем на турбазе «Волна» в Агое.

Есть что вспомнить !  Есть что не забыть!  Есть за что судьбу благодарить !


                05.11.2019
                .............




               


               



               




























               
               




               


               


Рецензии
Александр, спасибо за публикацию!

С детства любила велосипед! Чудесное средство передвижения
которому уже более 200 лет! В велопоходах не рулила,
но на летних каникулах с великом не расставалась.
В последнее же время мой двухколесный стоит лет пять на балконе...

С уважением и пожеланием здоровья!

Лана Сиена   19.04.2022 18:19     Заявить о нарушении
Благодарю, Лана !

велосипед = желанное настолько чудо : ведь без него движение не только медленнее, но и труднее и требует намного больше времени, -
при уважении к народу пешеходному предпочитаю с апреля по ноябрь перемещение
при помощи различных типов велосипедов не только в пределах города.

( а что случилось с прежним Вашим отношением к поездкам велосипедным ?
надеюсь, это не со здоровьем связано. - возможно, с дорожными столь неудобными проблемами ? )

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   21.04.2022 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.