Поэзия Басё. Глава четвёртая. Басё в Эдо

Продолжение.

Глава четвёртая. Басё в Эдо
     Изданный поэтом на родине сборник «Каиоои» стал не только значимым событием в творческой деятельности Басё в период жизни в Ига, но и полноправным мандатом для вхождения молодого сочинителя в столичное сообщество поэтов, которое постепенно перетекло из Киото в Эдо в связи с переносом туда в 1603-м году сёгуном Токугава Иэясу своего штаба правления – правительства «бакуфу».
      Попрощавшись с семьёй и друзьями, Басё перед отъездом в Эдо написал замечательный стих:
            Кумо-то хэдацу томо я кари-но ики вакарэ.
      Я постарался передать в своём переводе и настроение, и смысл слов поэта:
                В заоблачную даль
                Как гуси улетаем,
                Когда друзей и дом свой
                Надолго покидаем.

      Поэт явно намекает на то, что как «кари» - перелётный гусь, он ещё вернётся в родные края, поэтому я не совсем согласен с фразой «навечно покидаем» во многих переводах, тем более, что «навечно» в оригинале вообще нет.
      Обосновавшись в Эдо во временном жилье, Басё вернулся в Ига уже через два года. Встретился с родными и со своим наставником Китамурой Кигином.  Учитель подарил ученику новый труд «Уморэги» - «Теория хайкай», что ещё более укрепило дружеские отношения между опытным хайдзином и его взрослеющим учеником. Китамура Кигин был настолько авторитетным наставником, что с его разрешения ученики, в том числе и Басё, для придания своему имени солидности добавляли к личному поэтическому псевдониму ещё четыре иероглифа – «Кигин мондзин» – ученик Кигина.
      Пробыв на родине два месяца, Басё снова отправился в Эдо, только в этот раз уже на более длительный срок.
      Как бы надолго ни покидали свой отчий дом чтившие семейные традиции воспитанники рода, они обязаны были хотя бы раз в четыре года навещать свои родные края и проходить регистрацию в конторе уезда.  Басё, следуя и традиции, и правилу, летом 1676-го года, ровно через четыре года после зарегистрированного отъезда из Ига в 1672-м году, снова отправился на родину.
      В те времена законы были довольно строгими, и те, кто не соблюдал правило регистрации, лишались прав на свою недвижимость. Именно это, скорее всего, стало причиной утери прав на земельный надел в Ига «дзи-самураем» -  самураем-крестьянином, отцом Басё, когда он перекочевал в соседний уезд Уэно.
      После второго посещения родных мест в июне 1676 года Басё вернулся в Эдо уже не один, а с 16-летним Тоином - племянником, сыном своей старшей сестры, по каким-то причинам оказавшейся неспособной его содержать. К Тоину в дальнейшем Басё относился как к собственному сыну, но тот каких-либо творческих способностей не проявил, а чем занимался – в записях не указано. Известно только то, что Тоин страдал туберкулёзом и умер раньше поэта.
      Вернувшись в Эдо после первого посещения Ига, Басё начал бурную поэтическую деятельность в столичном квартале Канда. Издавался практически во всех популярных и авторитетных сборниках, сам проводил конкурсы и мастер-классы для поэтов хайкай. Конечно, не всё шло гладко тогда у поэта – были и победы, и поражения на конкурсах – «касэн», реальное соперничество с маститыми хайдзинами школ «хайкай» и, главное, – борьба за сторонников и последователей. Именно их числом и статусом публикаций определялся титул поэта, а заработки – от количество платных учеников. Своего рода спрос и предложение на поэтическом рынке. Басё добился ощутимых успехов и получил право установить на предоставленном ему временном жилье официальную табличку «Учитель хайкай».
      До сих пор нет единого понимания, в каком районе и в чьём доме поселился 29-летний поэт, приехав в столицу в первый раз. По мнению большинства исследователей, он ехал туда, уже зная, кто предоставит ему временный кров. Скорее всего, его уже ждал в своём доме проживавший в соседнем с районом поэтов Канда, в квартале Нихонбаси, ученик Китамура Кигина  Одзава Таро, увлекавшийся поэзией богатый господин с поэтическим псевдонимом «Бокусэки». В предоставленном Одзавой временном жилье Басё выполнял функции писаря и составителя документации для своего покровителя, а также давал уроки письма и сочинительства стихов.
      Позже Одзава познакомил Басё с другим зажиточным любителем поэзии -  владельцем рыболовного промысла Сугияма Сампу.  Именно они в дальнейшем материально помогали поэту в строительстве его хижины, известной как «Сэкигути Басёан», на месте старенького домика, предоставленного Басё водопроводной компанией «Канда дзёсуй», в которую для дополнительного заработка по протекции Одзава Таро поэт устроился в 1676-м году «смотрителем». А «присматривал» Басё за состоянием водопровода, точнее, водоканала «суйдо» длиной 66 км, бравшего начало от источника – пруда Игасира в префектуре Тотиги, сооружённого ещё по приказу могущественного Токугава Иэясу в 16-м веке. Ради любопытства нажимаю в японском поисковике известное токийское название «суйдо баси» и выясняю, что сегодняшняя станция метро и мост неподалёку названы так именно в честь того самого водоканала, который ещё тогда обслуживал великий поэт.    
      Дом, в котором Басё поселился после временного пристанища у «Бокусэки», поэт называл «Рюгэан» -  буквально – «дом, где скрывается дракон».  Басё прожил в нём три года, но, уволившись из компании в 1680-м году, переехал в район Фукагава, где на деньги учеников и покровителей соорудил дом, названный затем «Басёан Фукагава».  О самом первом домике поэта в Сэкигути напоминает теперь только памятная доска, а когда-то на нём красовалась табличка «Учитель хайкай».
      Район Фукагава был не таким оживленным и престижным, как квартал поэтов Канда, но, по воспоминаниям друзей, там Басё любовался и прекрасным садом, и даже прудом. А когда его ученик Рика принёс в дар своему наставнику росток банана (на японском – «басэ» или «басё:»), то обрадованный таким вниманием поэт сразу же посадил куст бананового дерева и написал известный хайку:
            Басэ-о уэтэ мадзу никуму оги-но футаба кана.
                Я куст банана посадил,
                И только он теперь мне мил,
                А что ковыль листки пустил -
                Так я его и не любил…

      С тех пор Басё стал называть свою хижину «Басёан» - «хижина банана», название, встречающееся во многих его стихах. Только вот из-за случившегося в декабре 1682-го года сильного пожара в храме по соседству огонь перекинулся и на дом Басё, оставив поэта без жилища и любимого растения.
      На некоторое время после пожара Басё приютил в своём доме его друг и ученик Такараи Кикаку, сам же организовавший потом сбор денег на строительство нового дома для Басё. На его призыв откликнулись более пятидесяти поэтов, и через некоторое время второй одноимённый дом Басё уже был построен. Там он и написал хайку о "четырёх углах":
            Вага ядо ва сикаку-на кагэ о мадо-но цуки.
                В хижину мою
                С четырёх сторон
                Лунный свет заходит
                Прямо из окон.

      Возвращаясь к теме переезда поэта из Ига в Эдо, стоит обратить внимание на ещё одну очень правдоподобную версию о деталях первого появления  Басё в столице.  Согласно письменным источникам, Басё сначала поселился в домике на территории храма Тосэйдзи. Поэт и в дальнейшем там бывал многократно, молился и даже переименовал себя в псевдоним Тосэй. В то время он уже серьёзно увлекался китайской философией, поклонялся святым храма и серьёзно изучал дзен-буддизм.
      Храм Тосэй существует и сейчас, в нём установлен памятник Басё, а гору по соседству переименовали в Басё-яма. Сами служители часто называют свой храм Басё-дзи – «храм Басё».
      Итак, в 31 год Басё получил аттестат поэта, в 33 стал учителем «хайкай» и одновременно  устроился  в водопроводную компанию, совмещая работу с творческой деятельностью. 
      Казалось бы, поэт и водопроводчик – странное сочетание, но только не надо забывать, что дело было в середине 17-го века, когда человек, разбиравшийся в водных коммуникациях, был не менее уважаемым, чем сегодня специалист по компьютерам, а мастер по телегам ценился как в наше время опытный специалист современного автосервиса. Да и должность Басё в водопроводной фактории - «ооараи-но сэки», подразумевала «гэмба кантоку» - контроль за обустройством подачи питьевой воды «дзё:суй» в дома из чистого источника. Это совсем не то, что работы по «гэсуй» - канализация. Басё проработал в компании почти четыре года и тем самым существенно облегчил бремя своих расходов, так как поступления от учеников за уроки поэзии были недостаточными для содержания дома и обучения приёмного сына.
      Теперь немного о новых друзьях поэта. В Эдо Басё отправился, имея репутацию ученика уважаемого Кигина и был встречен сторонниками и последователями наставника с теплом и уважением. Появились и спонсоры, и друзья, и ученики. Помимо могущественных покровителей, таких как Одзава, Сампу, Найто, существенную поддержку в Эдо Басё оказали его первые и в дальнейшем проявившие творческую солидарность и преданность ученики, вместе с ним отдалившиеся затем от сменившей классический «тэймон-хайкай» влиятельной группы поэтов «данрин хайкай», когда Басё вступил в противостояние с новомодной школой поэзии. Принято считать, что это были «десять верных учеников»: Такараи Кикаку, Хаттори Рансэцу, Мукаи Кёраи,Найто Дзёсо, Морикава Кёрику, Сугияма Сампу, Кагами Сико, Татибана Хокуси, Сида Яба, Оти Эцудзин, а также  близкие помощники поэта: Сора, Тири, Хаттори Дохо.   
      Среди тех, кто помогал Басё на жизненном пути, были и единомышленники, принявшие непосредственное участие в перевозке и погребении на кладбище в Оцу останков скоропостижно скончавшегося поэта. Какими бы ни были трудными ситуации в жизни Басё, ему всегда помогали соратники, на которых он мог опереться. И в путешествиях, и в повседневных заботах.
      А в поэтической карьере Басё в Эдо не всё складывалось так, как ему хотелось. В то время наиболее популярными в издательских кругах столицы были хайдзины школы Тэймон, к которым с начала своей творческой деятельности причислял себя и Басё, продолжая писать в духе смакования житейских удовольствий, сочиняя стихи в стиле лёгких шуток и сарказма. Простое чтиво охотно печатали издатели, а чтецы-актёры мандзай веселили деревенскую публику поверхностным юмором. Басё тоже не утруждал себя глубинной философией слов и писал в подобном доходчивом стиле. Если внимательно присмотреться к словарному набору его стихов, написанных в Эдо до 1680-го года, когда он перебрался в Фукагава, то «сакэ», похмелье и другая связанная с бытовыми сценами лексика нередко появлялась в его коротких стихах наряду с оценочно-созерцательными и философскими стихами.
      Однако публика, уставшая от столетнего засилья «тэймон», хотела новизны.  На этом фоне возник и стал набирать популярность новый жанр хайкай – «данрин», провозгласивший свободу тем и вольность лексического содержания стихов. Стало возможным писать вульгарным стилем, смаковать непристойности, не стесняясь бытовой аморальности, сочинять стихи только для того, чтобы вызывать хохот и веселить незатейливыми шутками простую городскую и сельскую публику. Новый стиль с его основателем Нисияма Соин и уже хорошо известным в то время писателем Ихара Сайкаку, знакомым нашему читателю по изданной в 70-х годах прошлого столетия забавной эротической книжке «Пять женщин, предавшихся любви», быстро набирал популярность, вытесняя классическое направление «тэймон хайкай», приверженцы которого придерживались стиля и форм традиционного сочинительства на принципах «рэнга» и «вака».    
      Такая ситуация угнетала Басё. Первое время он следовал течениям моды и даже сам написал не один десяток стихов в духе «данрин», но, разочаровавшись в стиле, стал отказываться от публикаций в сборниках «данрин хайкай». Правда, и сами издатели предпочитали печатать то, что хотела непритязательная публика. Басё и другие последователи Китамура Кигина стали один за другим уходить из поэтической жизни Эдо.   
      Возможно, именно поэтому неудовлетворённый новыми тенденциями Басё переехал из центра поэзии в тихий район Фукагава, напоминавший тогда окраинную деревушку столицы, и на некоторое время прекратил сочинительскую деятельность, впав в затворничество.
      Однако странному переезду поэта из благополучного для творчества квартала исследователи находят и другое объяснение, не подкреплённое фактами и письменными источниками, но соответствующее логике событий.
      Известно, что вслед за появлением в доме Басё после второго посещения родного Ига, сына старшей сестры - племянника Тоина, к нему переселилась и приехавшая из родного уезда рано овдовевшая молодая женщина по имени Дзютэй. Она появилась в доме поэта как помощница по хозяйству.
      Многие исследователи пишут, что на самом деле Дзютэй  с поэтом ещё на родине связывали очень тесные отношения, но, поселившись в доме Басё, она якобы переметнулась к его племяннику Тоину,  с которым сначала сбежала от Басё в неизвестном направлении, а через какое-то время оказалась в монастыре в облике монашки. По некоторым данным Тоин исчез и не появлялся в доме Басё до тех пор, пока его уже совсем больного не привезли в дом поэта, где он и умер от туберкулёза в 33 года в дни, когда Басё был в походе. Чуть позже от туберкулёза в возрасте 42-х лет скончалась и Дзютэй, но не в монастыре, а тоже в доме Басё, и тоже, когда он находился в странствии. Узнав о её смерти, Басё только через четыре месяца написал о ней очень странный хайку:
            Кадзу нарану ми то на омоисо тамамацури.
      «Кадзунарану-ми» - фраза, упоминавшаяся ещё в антологии «Кокинсю» и в «Сказании о прице Гэндзи».  Очень широко трактуемое слово – от «невозможно сосчитать», «не поддающийся счёту», «не имеющий смысла подсчитывать», и в то же время – в извинениях – сожалениях, когда говорящий сетует на то, что «не оправдал возложенные на него ожидания». Тама-мацури – поминание на 50-й день умершего добрыми словами живыми родственниками, танцующими у костра вместе с духами умерших. Он же – "праздник дУхов". Мне этот хайку показался очень трудным для понимания и толкования. В японском подстрочнике я даже не нашёл вразумительного пояснения. Остаётся «фантазировать» на фоне слов:
                Не стала ты
                Какой хотела быть,
                А я твой дух
                Готов благодарить.      

      Информация об отношениях поэта с Дзютэй и Тоином противоречива и сложена из отдельных строк писем сподвижников Басё, поэтому серьёзно рассуждать на эту тему нет смысла. Хотя любители фантазировать издали книгу «Два лика Басё» и сняли художественный фильм о романе поэта с Дзютэй-ни. Надо отметить ещё и то, что к фамилии Дзютэй с какого-то момента прибавился суффикс «ни», означающий «оставшуюся без мужа женщину старше 20-ти лет, ушедшую в монастырь и принявшую монашеский постриг». В переводах у других коллег нахожу – гетера, низменная женщина и прочее, но с таким толкованием согласиться не могу. Есть и скандальная версия переезда поэта из Канда в Фукагава – якобы сбежавшая парочка прихватила и все накопления поэта, в результате чего он вынужден был выехать из богатого района и отказаться от арендуемого у водоканала жилья. Но это всё домыслы, появившиеся оттого, что нет никаких источников для подтверждения любой похожей на правдоподобную версию странного переезда поэта. А то, что Басё действительно жалел о случившемся, я сужу по  его же строкам, написанным зимним днём сразу после переезда в Фукагаву:
            Юки-но асита хитори карадзакэ-о камиэтари.
                Зима, закрылся в доме,
                В зубах еда – кеты кусок,
                С утра грызу сухую рыбу,
                И здесь совсем я одинок…

      Пережив трудную ситуацию, Басё через какое-то время всё же прекратил затворничество благодаря поддержке и существенной материальной помощи от друзей и покровителей. Он снова занялся любимым творчеством, но уже на другой философски осмысленной основе. К тому же после резкого падения популярности «данрин хайкай» общество почувствовало потребность в умной и высокой по стилю поэзии, именно такой, какой учил Басё его наставник Китамура Кигин.  Публика снова обратила внимание на классику, приверженцем которой оставался Басё и его друзья-единомышленники. Возродив традиционные ценности «рэнга хайкай» и предложив новые по форме и тематике принципы сочинительства, они организовали свой «Сёфу хайкай», наставником которого и стал Мацуо Басё. Именно в то время, погрузившись в буддийскую философию, он предлагал в стихах воспевать духовное, созерцательное, философское. И не замыкаться рамками конкурсного сочинения, а давать возможности для проявления способностей каждого из хайдзинов.  Он дал понять это в приветственном хайку, обращённом к сообществу поэтов «Мино-ха», как бы благодаря их за проявления индивидуальных черт в поэтическом творчестве:
            Куса иро-иро оно-оно хана-но тэгара ка на.
                На свете множество растений,
                Дарящих нам свои цветы,
                Природой созданных творений
                Неповторимой красоты.

      Здесь «оно-оно хана-но тэгара» - буквально – «у каждого цветка свой характерный вид», поэтому меня несколько удивляет самый известный перевод этого хайку: «О, сколько их на полях, но каждый цветёт по-своему. Вот высший подвиг цветка!»  Звучит перевод, конечно, красиво, но «подвиг» - это уже «соавторство».
      Так начался новый этап в творчестве Басё и его единомышленников. А больше всех повлиял на мировоззрение поэта в период, когда он, проводя время в «куса-но то» - «хижине из травы», отгородил себя от активной светской жизни, священник соседнего прихода-молельни, служивший когда-то настоятелем известного храма, но покинувший свой пост и потерявший сан после личного конфликта с представителями могущественного клана Токугава Иэясу. Возможно, именно этот священник своими нравоучениями и наставлениями убедил светского стихотворца изменить образ жизни и превратиться в странствующего поэта-отшельника.
      За годы в Эдо Басё издал много стихов, среди которых были и шедевры, и в то же время довольно ординарные «ку», ориентированные на вкусы составителей популярных брошюр для непритязательной публики.  С 1676-го по 1680-й год он сочинил более двухсот стихов, дошедших до нашего времени благодаря изданным в тот период сборникам. В хронологиях поэта, составленных исследователями, проставлены даты публикаций и подробные сведения об издателях и издательствах, выпускавших сборники сочинений Басё, поэтому любой желающий может легко получить доступ ко всем хайку поэта и современной трактовке смысла строчек его стихов.
      Я сделаю перевод лишь некоторых хайку того периода.
      В сборнике «Эдо Сангин» под псевдонимом Тосэй. 1676-й год.
          Ара нани томона-я кино: ва сугитэ фугу то сиру.
 Мой перевод:
                Решил себя я испытать
                И суп из фугу заказать,
                Я волновался непривычно,
                Но утром встал – всё как обычно!

      Рыба-фугу, она же «рыба-собака», очень известна своим сильным ядом, поражающим нервную систему. До сих пор встречаются случаи смертельного исхода среди людей, отведавших блюда из этой рыбы. В списке «ушедших» есть и россияне. Басё решил попробовать суп из фугу в период, когда концентрация яда в ней максимальная – осень-зима. И был разочарован – с ним ничего не случилось.
      Следующий стих о том, как Басё по пути из Эдо в Ига во время второго посещения родного края встретился с местными поэтами и передал им «подарок» - ветер священной горы Фудзи, которой он смог полюбоваться:
            Фудзи-но кадзэ я о:ги-ни носэтэ Эдо миягэ.
      Перевожу:
                Я вам дарю из Эдо веер,
                Подарок, может быть, простой,
                Но им обмахивал я ветер,
                Когда на Фудзи брал с собой!

      Лёгкий юмор чувствуется во многих «ку» того периода:
            Гу-ни кураку ибара-о цукаму хотару кана.
                Я ночью светлячка ловил,
                Хотел жучком полюбоваться,
                Но на колючку наступил
                И в глупости готов сознаться.

 Хайку о  кукушке – одной из наиболее часто встречающихся птиц в японской поэзии, как и растение «мискант» -  «дальневосточный ковыль». Басё в хайку упомянул оба слова:
            Хототогису манэку ка муги-но мураобана.
                Не ждёт ковыль кукушку,
                Хоть машет как руками,
                Зовёт её пшеница
                На зёрна с колосками.

      Конечно, не шедевр, но улыбку на лицах слушающих такие стихи тогда точно вызывали.
   
    Материально приземлённый проблемами оплаты своего собственного существования Басё пародирует на тему стоимости земли в Эдо:
            Гэ-ни я цуки магути сэнкин-но Тооритё:
                На То:ритё земли цена
                Безумно высока,
                Как и весенняя Луна –
                Видна, но далека!

      В то время квартал Тооритё в столице был богатым торговым и увеселительным районом с очень высокой стоимостью земли. Сейчас это «задний план» хорошо известного туристам района Акихабара – настоящего «рая» радиоэлектронных товаров. Теперь там много оптовых складов и земля уже не такая дорогая, как в середине 17-го века.
      Стих о сливе и иве – тоже типичных для поэзии символов природной красоты, написанный в стиле лёгкой шутки:
            Умэ янаги са дзо вакасю: ка на онна кана.
      Мой перевод:
                Кто юноша, кто девушка?
                Глядишь и не поймёшь –
                Цветущей сливы веточка
                И ива в листьях сплошь.

      Немного философии, навеянной осенним мрачным днём:
            Гуандзуру-ни мэйдо мо каку я аки-но курэ.
                Если всё же есть
                Где-то мрачный ад, 
                Он такой же скучный,
                Как осени закат…

      Подражая новому, близко к вульгарному стилю «данрин», Басё тоже не брезговал тогда словечками разговорного быта:
            Юку кумо я ину-но какэбари мура сигурэ.
      «Какэбари» – мочиться на бегу. Попробую перевести:
                Бежит по небу тучка,
                Местами дождь прольёт,
                Как пёсик на ходу –
                То там, то тут «писнёт»…

      Стиль перевода "сниженный", зато почти буквальный. В  те годы Басё сочинил много разного рода простеньких стишков, таких как «дождь наполнил пруд, и аист выглядит коротконогим», «увидишь первый цветок сакуры и проживёшь на 75 лет дольше» и подобных, которые тогда составляли большинство его произведений, но я не вижу особого смысла их переводить, поскольку куда интереснее и глубже то, что поэт писал в последующие годы.

Продолжение следует. Завтра - глава пятая.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!
Вот:
"а заработки – от количество платных учеников" - описка: от количествА
"поэт сразу же посадил куст бананового дерева" - банановое дерево действительно напоминает куст, тем более, что это вообще травянистое растение). Тут надо выбрать. Либо куст, либо дерево. А еще лучше просто "посадил этот росток".

"Басё переехал из центра поэзии в тихий район Фукагава, напоминавший тогда окраинную деревушку столицы, и на некоторое время прекратил сочинительскую деятельность," -- перед И запятая не нужна (переехал и прекратил).

" По некоторым данным Тоин исчез и не появлялся в доме Баксё" - описка? К. И... Тосэй или Тоин? Или это одно и тоже?)))) ("Басё вернулся в Эдо уже не один, а с 16-летним Тоином - племянником, сыном своей старшей сестры"."она якобы переметнулась к его племяннику Тосэю").

Совсем я запуталась в этих японцах)))

Надежда Розенбаум   11.11.2019 14:49     Заявить о нарушении
Надежда, огромное спасибо! Очень ценные замечания. Как раз готовлю список исправлений для редакции. Тоин - племянник, сын старшей сестры. Дзютэй - подруга. Тосэй - псевдоним Басё... Наверное, я уже и сам запутался... Надеюсь, у Вас хватит терпения дочитать мою книжку до конца! С искренним уважением, Алексей Раздорский.

Алексей Раздорский   11.11.2019 15:07   Заявить о нарушении
Ненене. Посмотрите внимательно. Племянник в двух вариантах. "она якобы переметнулась к его племяннику Тосэю") - есть такая фраза. Я поэтому и споткнулась.

Надежда Розенбаум   11.11.2019 15:18   Заявить о нарушении
Точно!!! В двух местах Тосэй вместо Тоина. А ведь писал на трезвую голову... И Баксё вместо Басё... На прозе всё исправил. Какая же Вы внимательная! Ещё раз спасибо!

Алексей Раздорский   11.11.2019 15:29   Заявить о нарушении
Пожалуйста)
Рада помочь)

Надежда Розенбаум   11.11.2019 15:47   Заявить о нарушении
Кстати, Д з ю т э й - та еще штучка. Я думала, в 17-м веке всё было иначе. Однако, что тогда, что сейчас... Ничего не изменилось...
(мой комп отказался писать её имя без пробелов :))

Надежда Розенбаум   11.11.2019 17:21   Заявить о нарушении
Но и Басё тоже не "стёклышко". В юности он посещал секту Сюдо - там юноши занимались однополой любовью. Информации об этом крайне мало, поэтому я вообще не стал затрагивать тему его ориентации. И в стихах - ни одного ласкового слова о девушке или женщине...

Алексей Раздорский   11.11.2019 18:20   Заявить о нарушении
Древняя проблема идентификации...

Надежда Розенбаум   11.11.2019 18:29   Заявить о нарушении
И ещё - у меня большие сомнения в естественности ранней смерти его молодого господина, после чего начинающему поэту пришлось срочно покинуть хозяйский дом...

Алексей Раздорский   11.11.2019 18:43   Заявить о нарушении
Ого. Есть о чём задуматься...

Надежда Розенбаум   11.11.2019 18:49   Заявить о нарушении
В последней главе есть интересный факт, так что надеюсь, что Вы дочитаете!

Алексей Раздорский   11.11.2019 18:57   Заявить о нарушении
Куда я денусь)))
Если только на Луну улечу, а там интернета не будет)

Надежда Розенбаум   11.11.2019 19:27   Заявить о нарушении