Сказочная судьба

        Судьба этого человека была сказочной   
 
     Наконец, друзья мои, наступил долгожданный зимний вечер. Из комнаты сына, где он устроился с дружками, попеременно доносилась пальба, переходящая то в восторженные, то досадливые вопли. Шла азартная игра в «стрелялки».
     Я с кружкой хорошо заваренного чая расположился в обжитом за многие годы уютном кресле. Смакуя любимый напиток, готовясь к долгожданной встрече, припомнил сказанное великим русским композитором Сергеем Рахманиновым: «Шаляпин не умрёт. Умереть он не может. Ибо он, этот чудо-артист с истинно сказочным дарованием, незабываем… Для будущих же поколений он будет легендой».
     Поистине, ребята, так мог сказать о великом артисте и человеке только равно великий человек огромной души.   И так…
Сегодня 13 февраля 2019 года. Фёдору Ивановичу Шаляпину исполнилось бы 146 лет.     С волнением набрал в мэйле заветное имя. И зазвучал, столь любимый мной, высокий бас, согретый бархатистым, мягким тембром. Голос звучал полнокровно,переливаясь богатейшей палитрой вокальных интонаций:«Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная сама пойдёт! Подёрнем, подёрнем, да ухнем!»
     Дверь комнаты сына внезапно отворилась. Ребята гуртом окружили моё кресло и загомонили. Суть их вопросов свелась к одному.
     «Кто это такой? Мы такого ещё не слыхали».
     Я тут же рассадил их рядком. Привёл мысли в порядок. Неожиданный интерес было необходимо удовлетворять немедленно. Кому же, как не мне, поведать юным любителям компьютерных игр о судьбе человека, которую писатель Иван Бунин назвал сказочной.
    Ихотя феномен этого Творцас трудом поддаётся какому-либо объяснению, попробуюудовлетворить любопытство к данному явлению у любителей виртуального существования.
Подумать только. Мальчику, родившемуся в бедной крестьянской семье, к двенадцати годам успевшему побывать учеником сапожника, токаря, столяра, переплётчика, переписчика, удалось стать голосом целой эпохи. Он и по сегодняшний день остаётся эталоном для всех без исключения исполнителей. Имея только начальное образование, Фёдор Иванович сумел стать другом и желанным собеседником образованнейших людей двадцатого века. Уму непостижимо.
     Но это факт.
     А факт, как известно, вещь упрямая. Начну-ка я, ребята, что называется от печки.
Уже в детском возрасте Федя обладал красивым дискантом.
Дискант, ребята, - самый высокий голос изо всех певческих голосов.
Шаляпин рассказывал, что пятилетним мальчиком слушал, как вечерами мать с соседками под жужжание веретён пели заунывные песни о белых пушистых снегах, о девичьей тоске и о лучинушке. Под грустные слова его душа тихонько грезила о чём-то, ему мнилось, что он мчится по полям среди пушистых снегов. Сам того не замечая, он часами подпевал этому хору.
Однажды, субботним вечером мальчишкаслучайно зашёл вцерковь св. Варлаамия и услышал стройное пение иного свойства. Протискался ближе к поющим.На клиросе пели мужчины и мальчики. Подобное хоровое пение он услышал впервые,и оно ему очень понравилось. Когдасемья переехала в две маленькие подвальные комнатки на Суконной слободе, онопять услышал над головою столь понравившееся пение. Когда всёстихло,а исполнители разошлись, паренёкнабрался смелости, отправился наверх и там прямо с порога попросил незнакомого человека взять его в певчие. Человек оказался регентом, то есть,дирижёром церковного хора по фамилии Щербинин.
     Регент взял скрипку. Федялегко пропел под это музыкальное сопровождение несколько нот. Щербининначертил на бумаге гамму, объяснил, удивившему его мальцу, что такое диез, бемоль и ключи. Федябыстро постиг и эту премудрость. Его взяли певчим. Три месяца он пел бесплатно, а потом положили жалованье. Три рубляв месяц. Большие деньги по тем временам. К слову сказать, корова тогда стоила, ребята, пять рублей.
     Вот так Фёдор Иванович Шаляпин сделал первый шаг к грядущей мировой славе.
В 1883 годуон первый раз попал в театр. Удалось за двадцать копеек достать билет на постановку «Русской свадьбы».
И вот он на галерке. Занавес дрогнул, поднялся, и будущая знаменитость обомлела. Передним ожила сказка. Великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом каким-то особенным красивым языком. Так в его окружении не разговаривал никто. Он не понимал, о чём говорят актёры. Просто никогда не слышал подобных слов. И до глубины души был потрясен очаровавшим его зрелищем.Когда спектакль кончился и начали гасить огни, ему стало до жути грустно. Волшебная жизнь закончилась.
Театр буквально свел его с ума.Посещение храма Мельпомены  решило судьбу Фёдора Ивановича Шаляпина. Он попробовал поступить в увеселительный хор Серебрякова, где произошла его заочнаявстреча с Максимом Горьким. Парадокс заключался в том, что будущего автора «Буревестника» приняли в хор, аего прокатили.
Фёдор поехал в Уфу, где подписал контракт на летний сезон сантрепренёром Семеновым-Самарским.
А30 декабря 1890 года Фёдор Иванович Шаляпин впервые спел сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька».
Об этом событии он рассказывал так: «По-видимому, в скромном амплуа хориста я успел выказать природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда один из баритонов труппы накануне спектакля почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил. Несмотря на печальный инцидент (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне и другие роли. Всю последующую карьеру язорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого… Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру».
Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у бывшего лирического тенора, а ныне педагогаДмитрия Усатова.Шаляпин начал с выступлений в любительских и ученических концертах. В 1894 году он уже пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. 5 апреля 1895 года Фёдор дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно в Мариинском театре.
     И этот взлёт произошёл за рекордно короткий срок. Судите сами, ребята. В 1896 году Шаляпин был приглашен предпринимателем и меценатомоснователем Московской частной русской оперы Саввой Ивановичем Мамонтовым в труппу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант.За годы работы в этом театре Фёдор Иванович создал целую галерею незабываемых образов в русских операх: Ивана Грозного в «Псковитянке»  Римского-Корсакова, Досифея в «Хованщине», Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского.
«Одним великим художником стало больше». Так написал о двадцатипятилетнем Шаляпине выдающийся музыкальный и художественный критик того времени Владимир Васильевич Стасов.
Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России Василием Поленовым, Исааком Левитаном, Валентином Серовым, Михаилом Врубелем, Константином Коровиным давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла этих двух великих художников до конца жизни.
«В русском искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин», — писал Максим Горький. Опираясь на лучшие традиции национальной вокальной школы, Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства — драматическое и музыкальное, подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.
Лучше любого рецензента о ФёдореИвановиче Шаляпине, – сказал писатель Леонид Андреев:«Я вспоминаю его пение, его мощную и стройную фигуру, его непостижимо подвижное, чисто русское лицо – и странные превращения происходят на моих глазах… Из-за добродушно и мягко очерченной физиономии вятского мужика на меня глядит сам Мефистофель со всею колючестью его черт и сатанинского ума, со всей его дьявольской злобой и таинственной недосказанностьюот которого веет ужасом».
После Октябрьской революции 1917 года Фёдор Шаляпин занимался творческим переустройством бывших императорских театров. Пик популярности певца совпал с приходом советской власти. Ленин и Луначарский, сознавая, какое влияние на умы слушателей оказывал Шаляпин, изобрели способ привлечь артиста на свою сторону. Специально для Шаляпина в 1918 году было учреждено звание «Народный артист Республики». К этому времени певец пел в Большом и Мариинском театрах.Теи не менее, Федор Иванович Шаляпин собрался уехать из России в эмиграцию. Решение покинуть Россию пришло не сразу и далось ему очень тяжело. Вот, как он сам вспоминает об этом: «Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с надеждой как-нибудь вырваться на волю, то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя…»
9 июня 1922 года ранним летним утром на одной из набережных Невысобрался небольшой кружок его знакомых и друзей, что бы проводить певца, как они считали, на гастроли. Фёдор Иванович с семьей стоял на палубе. Когда же двинулся пароход, он, сняв шляпу, взмахнул ею и поклонился провожающим.В тот грустный для него момент, он уже знал, что не вернётся на родину.
     За границей, между тем, концерты Фёдора Ивановича пользовалось неизменным успехом.Он гастролировал почти во всех странах мира — Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии.
     Но до конца своей жизни великий певец оставался русским гражданином, не принял иностранного подданства и мечтал быть похороненным на родине. Через 46 лет после смерти его желание исполнилось: прах Шаляпина был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.
     Я понимал, что рассказал ребятам о жизни Фёдора Ивановича, что называется «Галопом по Европам». Но время было уже позднее. Друзьям сына было пора расходиться по домам. Но, они попросили разрешения послушать хотя бы одну песню в его исполнении.
И зазвучало: «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны выплывают расписные осторогрудые челны…»


Рецензии