Балалайка

                «Балалайка»


 -Уфа, 07-й! Ушел на второй круг – попал в снежный заряд. Подскажите место катапультирования!
 -Вот «балалайка», - крякнул стоящий рядом со мной подполковник из «Военного сектора» Володя Н.
 О том, что самолет МиГ-21 шутники за треугольную форму крыла называют «балалайкой», я слышал, но это сейчас нисколько не рассмешило меня.
 Они пришли парой и это был не первый прилет военных самолетов в Уфу.
 На специальной площадке местного авиационного института, где студенты изучают особенности эксплуатации военной техники, стояло уже несколько разных экземпляров самолетов и вертолетов.
  Правда аэродром наш гражданский, специальных мест для катапультирования не предусмотрено, да и диспетчеры, сидящие за пультами,  управлять полетами боевых самолетов не учились.
 Рассуждать было некогда. Понятно, что самолеты на «вечную» стоянку к студентам передали самые «улетанные», с минимальным ресурсом, керосином под пробки, надеясь на хороший прогноз погоды, не заправляли и тут на тебе: снежный заряд с видимостью менее тысячи.
 Первый самолет успел сесть и уже освободил полосу, сбросив тормозной парашют на рулежной дорожке, но ведомому не повезло. Видно, что пилот снижался почти до самой земли, но, так и не увидев полосу и ее сигнальные огни, ушел на повторный заход.
 Рев двигателя еще не стих за окнами, а в динамиках радиостанции на пульте уже прозвучал тревожный доклад.
 Диспетчер, явно не зная, что ответить, смотрел на меня большими, круглыми глазами.
 Медлить было нельзя. Этот самолет, при многих своих преимуществах, имеет одну особенность – он очень скоростной. Сейчас, когда по экрану локатора его отметка просто стремительно перемещалась по схеме захода, которую пилоты и диспетчеры называют «коробочка», каждая секунда дорога.
 - Объяви сигнал «Готовность» аварийно-спасательной команде, - крикнул я своему заместителю и, не слушая бубнящего подполковника, про катапультирование рядом с взлетно-посадочной полосой, метнулся к пульту, запросил у экипажа остаток топлива.
 - На один заход, - буднично доложил тот.
 -07-й, заходим на посадку, катапультироваться отставить, держите курс обратный посадочному, по моей команде спаренный разворот с выходом в створ полосы.  Я буду подсказывать место по посадочному локатору.

  Этот пульт оборудован так, что можно контролировать движение самолетов и в районе аэродрома, и непосредственно полет на посадочной прямой.
 Как же быстро перемещается отметка от самолета по экрану локатора! Практически в два раза быстрее, чем это делают гражданские «Туполевы» и «Ильюшины».
 Едва я успел сказать первую фразу, как самолет уже отмахал больше десятка километров и пора давать команду. Тянуть нельзя, но и торопиться тоже не хочу. Чем дальше я уведу борт от полосы, тем больше у меня будет времени на устранение бокового уклонения, если ошибусь с командой на разворот, тем вероятнее, что заряд, который вдруг пришел к нам этим мартовским днем, пройдет, видимость улучшится и пилот с большего расстояния увидит огни посадочной полосы, которые я уже включил на самый максимум.
 Но ведь и тянуть с выходом на посадочный курс тоже нельзя, самолет может просто упасть, не долетев и тогда успеет-ли  прыгнуть пилот с малой высоты? Куда упадет не управляемый самолет-снаряд? На колхозные поля или пригороды столицы республики?
 Многие мысли в такие минуты проносятся в голове, но главная командует мной и обстановкой на аэродроме: завести самолет на посадку. Не угробить его, сохранить здоровье пилоту, ведь не известно еще, как пройдет катапультирование, не допустить полет в неизвестном направлении неуправляемого самолета вблизи огромного аэропорта с десятками лайнеров на стоянках.
 -Видимость два километра – снег, - докладывает метеонаблюдатель.
  -Есть два, - подтверждаю.
 -07-й, выполняйте правый разворот, курс сто сорок.
 -Выполняю, 07-й.
 Я его уже вижу на посадочном локаторе. Он очень точный и показывает мне и высоту, и место самолета относительно курса посадки. Здесь главное угадать с временем начала разворота. Я уже решил, что не буду указывать пилоту точно курс в градусах. При его скорости полета и маневренности самолета, мне лучше говорить об уклонении, а летчик сам, управляя истребителем, выйдет на верный, ведущий прямо к полосе курс.
 -07-й, удаление 18, правее тысячу.
 - Понял.
 -07-й, подходите к глиссаде, на курсе.
 Он меня понял! Он управляет самолетом правильно, грамотно использует информацию, которую я имею и едва успеваю передавать, поскольку скорость МиГа, сейчас под четыреста километров в час.
 -07-й шасси выпущены, зеленые горят, к посадке готов!
  Слышу волнение. Пилот, вероятно, еще не видит огней полосы. Снег пеленой стоит перед глазами!
 -07-й посадку разрешаю. На курсе, на глиссаде.
 Я вижу, как самолет несется к земле и хорошо, что он на нужной траектории. Ну! Еще немного, еще несколько секунд и пилот должен «зацепиться» глазами за огни, увидит осевую и сядет. Хоть бы погода улучшилась! Не может ведь вечно этот снежный заряд стоять над нами. По всем законам метеорологии он должен смещаться!
 -07-й сажусь!
 Голос пилота, искаженный ларингофонами, показался мне хриплым и было совсем непонятно: увидел он, куда садится или в желании сохранить самолет сядет мимо или до полосы.
 Напряжение стало просто невыносимым, все, находящиеся рядом словно застыли, ожидая последующих докладов.
 Я нашел глазами большую, красную кнопку, на которую должен был нажать, в случае объявления сигнала «Тревога» для начала поисково-спасательных работ.
 -07-й посадка, освобождаю в конце полосы.
 Наконец! Долгожданная информация, что все закончилось, да еще как хорошо закончилось, для этого пилота, по крайней мере.
 А у нас на аэродроме все должно было продолжаться, ведь несколько самолетов уже ждали своей очереди на запуск, чтобы лететь, согласно расписания, а пара бортов летала в зоне ожидания, пока ситуация не разрешится. Я должен обеспечивать безопасность полетов и не подвергать пассажиров и экипажи абсолютно никакому риску.
 -Ну, спасибо тебе за «балалайку», - крикнул я уходящему с чувством выполненного долга подполковнику Н.
  Свою задачу он выполнил: обеспечил перегонку пары бортов с военного аэродрома на гражданский.
 Мы выполнили свою, как умели и вот уже следующий вылетающий самолет докладывает диспетчеру:
 - Уфа, 65834, к взлету готов!


 На фото тот самый МиГ-21 На стоянке УГАТУ.
  фото, как и многие здесь, любезно предоставлено Макс Штурм(Максим Чегодаев)
 
 
 
 
 


Рецензии
Хорошо чувствуется напряжение ситуации.

Стефа Рейо   30.11.2023 17:40     Заявить о нарушении
Для меня тот случай был хорошим уроком. Спасибо.

Владимир Лыгин   01.12.2023 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.