Вечно живёт любовь
— Была, внученька. Была. Первая любовь бывает у всех.
— И у меня будет?
— А как же! Непременно будет.
— Тогда расскажи мне скорее про свою первую любовь, очень надо! — нетерпеливо закончила диалог Лиза, похлопав меня ласково по руке.
— Почему бы и не рассказать, если очень надо? Спешить нам некуда. Слушай тогда, внученька, не перебивай, а я с радостью расскажу тебе историю своей первой любви! — я на минутку замолчала, а потом начала свой долгий и давний рассказ.
***
Училась я тогда, как и ты сейчас, в седьмом классе. Класс у нас был шумный и дружный, а возраст как раз тот, когда подростки переживают свою первую влюбленность, взрослеют и становятся девушками и юношами. Вокруг меня всегда суетились мои одноклассники, стараясь привлечь внимание, но я на них даже не смотрела, потому что не воспринимала всерьез. Мне нравились ребята постарше. Но в третьей четверти я стала замечать проявление особых к себе знаков внимания со стороны двух своих одноклассников, неразлучных друзей, и поневоле обратила на них внимание.
В классе они сидели вдвоем за последней партой, так как были довольно высокого роста и выглядели старше своих сверстников. Позже я узнала, что они занимались баскетболом и выступали в сборной команде города. Оба они были довольно симпатичными и я никак не могла понять, кто же из них мне нравится больше. Определилась я со своим выбором только к концу учебного года. Помог случай.
Я была дежурной в классе, а раньше дежурные всегда после уроков мыли полы в классе. Помыв пол, я пошла в туалет, чтобы вылить грязную воду и вымыть ведро. Иду обратно с пустым ведром, напеваю спокойно вслух, потому что это была вторая смена, все давно разошлись, в школе тишина. Выхожу в коридор, ведущий к нашему классу, а один из них идет мне навстречу. Идет и смотрит только на меня, прямо в глаза. Поравнялись и остановились. Стоим, молчим, смотрим друг другу в глаза. Пауза затянулась, мне стало неловко и я сделала шаг влево, чтобы обойти его и пойти дальше. Но он тоже делает шаг со мной вместе, в ту же сторону и преграждает мне дорогу. Я делаю шаги вправо — он повторяет тот же маневр. И снова, влево-влево, вправо-вправо, да еще и руки расставил. И все — без единого звука. Все-таки я извернулась, проскользнула мимо него и пустилась наутёк, а он и не стал догонять. На следующий день, когда друзья снова были вместе, мы сделали вид, что вчера ничего не было, но я знала наверняка, кого из них я выбрала. Того, чьи глаза так много мне сказали вчера.
Время шло, а я, как всякая влюбленная девушка, упорно продолжала скрывать свои чувства, старалась держать себя гордо и достойно, делала при встречах довольно безразличный вид.
Закончился учебный год, пришло время летних каникул. Я часто вспоминала его, даже видела издалека несколько раз на озере, куда он ходил купаться со своей кампанией, а я со своей. Так и осталось все на своих местах, мы, казалось, совсем отдалились и все чувства погасли.
***
Наступил новый учебный год, мы снова учились в одном классе, виделись каждый день и мои чувства к нему вспыхнули с новой силой. Я рвалась в школу, даже когда болела, стараясь не пропустить ни одного дня, только бы его увидеть!
А они с другом продолжали по-прежнему оказывать мне знаки внимания. Друг даже писал мне записочки, которые я не читала. Однажды, на уроке литературы, он кинул мне очередную записку. Она не долетела и упала в проходе между рядами. Кто-то ловко подхватил и пацаны начали перебрасывать её по всему классу. Учительница литературы была очень строгая, но в этот раз, видя мое смущение и переживания, она проявила такт и понимание — отобрала записку, положила мне на парту и, как ни в чем не бывало, продолжила урок. Эту записку я решила прочесть. В ней было написано: «Ларичева Инна! Ты мне нравишься. Давай дружить. Павел» Но Павел — это не Юрий, я не ответила. А потом я получила письмо по почте, опять от его друга, Павла, в котором он клялся мне в любви и приглашал на каток в воскресение, то есть — на свидание. Я подозревала, что это пишет моя одноклассница, но она вовсю отнекивалась. Мол, знает, что мне нравится Юрка и не стала бы так шутить, тем более, что она страдала как раз по Павлу. Вот и попёрлись мы с ней в воскресенье на каток, но так никого там и не нашли, только промерзли насквозь. Вот я наивная была, но зато проверила. А может, надо было одной идти? Больше записок не было.
Восьмой класс считался старшим классом и нам было позволительно посещать школьные вечера наравне с девятыми и десятыми классами. Мы, девчонки, так ждали этих вечеров! Готовились, наряжались, волновались. Каждый раз я надеялась, что он пригласит меня на танец, что мы поговорим, но увы, он не пришел ни на один вечер. Тогда я не понимала, почему он не приходит, не использует возможность познакомиться поближе, а потом, спустя время, я поняла, что девочки гораздо развитее мальчиков, которые хотя и оказывают знаки внимания, но на большее мало кто решается.
Помню, как после очередного школьного вечера, когда он вновь не пришел, мне было так грустно, что я весь вечер простояла у стенки и ни с кем не пошла танцевать. После вечера, подойдя к своему дому, я долго стояла возле забора и все мысли были только о нем. Я смотрела на звёздное небо и слёзы текли сами собой, так мне было пусто и одиноко, так жалко себя. Почему я такая не смелая и не знаю, как выяснить с ним отношения? Почему он такой не решительный? В тот же вечер я решила, что никогда больше не буду позволять себе подобных слёз. Плакать позволительно только от сильной обиды или потери, по всем остальным поводам стоит только огорчаться и делать выводы — так меня учили дома, в семье.
Когда мама заметила, что со мной что-то не то, она спросила, не влюблена ли я, часом, в кого нибудь? Я сначала отнекивалась, а потом назвала его имя и рассказала, как все сложно у нас. Мама тогда сказала, что все пройдет, ты забудешь, еще и будешь смеяться над этим, удивляться, как могла его любить и так за ним страдать, когда влюбишься по настоящему.
Теперь, спустя годы, я могу сказать, что на время это сработало, мне стало легче, но я не забыла ничего и всё это время оно жило во мне. Наверное, для того, чтобы однажды я рассказала эту историю своей внучке. Чтобы она тоже была готова к встрече своей первой любви. Итак, Лизавета, рассказываю дальше.
Пришла зима и начались сильные морозы. Когда морозы ниже тридцати пяти, школьники до седьмого класса сидят дома, учатся только старшие классы. Морозы были за сорок, с буранами и метелями. К тому же, произошла серьёзная авария и городок наш остался без света. Замерзла центральная теплотрасса, разморозило отопление.Нелегко тогда пришлось всему городу. Несколько дней все работали днем и ночью, без сна и отдыха. Наша школа пострадала в том числе. Все занятия были отменены и мы целый день помогали убирать. Особенно пострадал третий этаж, там из лопнувших труб вылилась вся вода и на полу застыл толстый слой льда. Все это время мы были рядом, я не замечала трудностей и была счастлива. В конце дня мы, уставшие, замерзшие и голодные, расходились по домам, а утром снова торопились в школу. Через неделю, наконец, восстановили отопление и учебный процесс возобновился.
В то время была так называемая «кабинетная система обучения» — каждый предмет проводили в соответствующем уроку кабинете.
Однажды пришли в кабинет биологии. Как обычно, биологичка опаздывала минут на пять и более. Пользуясь моментом, класс шумел, галдел, кто-то бегал по партам. Я же, в ожидании учителя, стояла в проходе возле своей парты и терпеливо ждала. Он тоже стоял возле своей парты, в этом же ряду, следом за мной. Я так явно ощущала его присутствие, что называется, чувствовала затылком, как он на меня пристально смотрит. Потом я почувствовала, что он подошел совсем близко, наклонился и тихо сказал мне: "Ларичева, я тебя люблю! " Я остолбенела, сделала вид, что ничего не слышала. Может, он подумал, что я и в самом деле ничего не услышала из-за невообразимого шума, но тут вошла биологичка и все в миг угомонились.
Потом был случай на уроке истории. Пользуясь тем, что в разных кабинетах можно было садиться на разные места, мы с одноклассницей сели в первом ряду на предпоследнюю парту, как раз перед ними, неразлучными друзьями Однокласснице сильно нравился его друг Павел и она рассчитывала привлечь его внимание. Но этот друг в течении урока повадился выдирать из моего длинного хвоста волосок за волоском, привлекая так мое внимание. Так длилось несколько уроков. Я крутилась, чтобы стукнуть его книжкой, но получала замечания от учителя и обиженные взгляды от подружки. Потом решила окончательно проучить его и, как только закончился урок и прозвенел звонок, я вскочила, схватила его за его кудрявые волосы двумя руками и начала трепать из стороны в сторону. Он взвыл от неожиданности и боли, схватился за голову, а я почувствовала, как копна его кудряшек осталась у меня в руках, Я и не думала, что выдеру их у него. Меня обуял небольшой страх. Думаю, парень он здоровый, как залепит мне сейчас, но вида не подаю, а приговариваю: «Будешь знать, как мне исподтишка волосы выдирать!» После этого происшествия никто больше не посмел вырвать у меня ни единой волосинки, а то привычка такая была у многих смельчаков. Он же, Юрий, все это время стоял как вкопанный. Наверно тоже понял, со мной шутки плохи.
Дальше все было как обычно, на уроках я чувствовала, как он смотрит на меня, но когда я оборачивалась, он резко отводил взгляд к доске. Моя любовь к нему росла и крепла, я ни одного дня не могла прожить без него, в любой мороз бежала в школу, только бы увидеть его и быть рядом с ним.
Заканчивался учебный год, наступала пора экзаменов. Многие из нашего класса собирались поступать в училище или техникум. Я же настолько сильно любила его, что не зная, придет он в девятый класс или нет, решила учиться дальше, чтобы хоть еще два года видеть его в школе, быть рядом с ним.
А пока наступило лето, очередные каникулы и я, в полном неведении, в надежде на новый учебный год рядом с ним, жила надеждами и ожиданиями своих девичьих грёз.
***
Этим летом, как и предыдущим, мы целыми днями пропадали на озере и без воды себя не представляли. Это были бы не мы, если бы в такую жару хоть один день не поплавали! Часами не вылезали из воды. Все умели хорошо плавать, но моему умению завидовали многие — не каждый парень переплывал озеро, а я запросто. Любила плавать и чувствовала себя в воде, как рыба.
Народу на озере всегда было много. Мы приходили целой улицей, они, два друга, тоже часто приходили со своим двором. Как обычно, все плавают, ныряют, играют в догонялки на воде. Все знают друг друга, все перемешались, не важно, кто с кем пришел. Пацаны подныривают, хватают девчонок за ноги, девчонки визжат, пугаются, а потом смеются, догоняют парней. Вот и он осмелел, нырнул и схватил меня за лодыжку, а я не растерялась и стукнула его другой ногой. Девушка я была сильная, наверное, ему хорошо досталось, потому что больше повторить этот трюк он не пытался. Так и плавал поотдаль.
Как-то раз мне очень не хотелось вылезать из воды. Время шло к вечеру, все собрались идти домой, а я все плаваю. Только наши скрылись за бугром, вижу, идут они, два друга, мои одноклассники. Я бегом выскочила из воды и давай наскоро вытираться полотенцем. А они подошли, стоят и смотрят на меня во все глаза. Я начала их стыдить, мол, что смотрите? На что его друг смущенно сказал: «Да я что? Я ничего, это он», и медленно побрёл за бугор, а он стоит молча и без тени смущения, смотрит мне в глаза. А глаза у него — можно раствориться или растаять в них. Я резко натянула на мокрый купальник платье и быстро ушла догонять своих.
***
Начался новый учебный год. Придя в девятый класс, я узнала, что он не придет. Я очень жалела, что пошла учиться дальше, ведь если бы я поступила в техникум, училась бы с ним в одной группе. Только ради него пожертвовала всем, но, видать, не судьба. Оба друга поступили в тот техникум, куда хотела и я. Оказалось, его отец работал там преподавателем и устроил обоих. Но делать нечего, мне пришлось заканчивать десять классов. Потом я поступила в другой техникум, сразу на третий курс.
Я любила его и страдала от неразделенной любви. Искала любую возможность, только бы увидеть хоть одним глазком!
Наконец, повезло. У них в техникуме проводили «Осенний бал» и вся молодежь, кто там учиться и кто не учиться, устремилась на вечер. Я с подружками тоже поспешила. Может, пригласит на танец, так я мечтала. Вечер проходил в спортзале, народу было битком. Под конец вечера я издали его увидела, но не осмелилась подойти. Когда закончился вечер, вся молодежь ринулась в раздевалку, как в час пик в переполненном автобусе, когда все лезут вперед, друг друга давят. Кое-как получили свою одежду, отошли в сторону. Тут же две разукрашенных девицы стоят рядом и я слышу, как одна другой говорит: "Смотри, смотри, Ленка! Вон Юрка Данский стоит! " А та ей громко, с понтами так, чтобы и он услышал, отвечает: " И что с того?! Мало других парней, что ли! Подумаешь, Данский Юрка! " Потом я узнала, что она учится с ним в одной группе и сама за ним бегает, проходу ему не дает.
Следующий раз, в надежде его увидеть и, наконец-то, поговорить, я пошла со своей подружкой во Дворец Культуры, где их техникум проводил «Новогодний бал». Я пожертвовала новогодним вечером в школе, который проводили в тот же день — что мне там делать, если его там нет?! И вот, идем с подружкой, заворачиваем за угол в фойе и — сердце сильно забилось, внутри все перехватило — они идут навстречу, его друг и он! Я шепчу подружке: "Тихо! Проходим, словно не замечаем! " Они остановились, смотрят на нас, улыбаются, а мы, демонстративно делаем вид, что нам все равно, есть они тут или нет, мы их в упор не видим, мы гордые, себе цену знаем! Так и прошли мимо них, я даже не глянула в его сторону. Подружка глянула — у них были очень удивленные, растерянные лица. Потом другая одноклассница сказала нам, что они приходили на школьный вечер, спрашивали, где Ларичева? Им сказали, что мы пошли к ним на вечер и они сразу ушли нас искать. Вот что значит — не судьба. Я очень страдала за ним, все отчетливее понимая, что даже если он решиться ко мне подойти и заговорить, то всё равно ничего у нас с ним не выйдет толкового.
Время шло, я стала уверенной в себе девушкой. Стала посещать танцы, другие культурные мероприятия. Нравилась молодым людям, они провожали меня домой, но в душе моей по-прежнему жила несбыточная любовь к нему.
Закончив школу, я решила, что жизнь на нем не заканчивается, вокруг столько парней и надо устраивать свою жизнь наилучшим образом. В это время пришел один парень из армии, друг моего брата. Мы стали дружить и через полгода поженились. Я решила, что надежней и лучше его не найти. Парень серьезный, работящий и меня любит. Мне тоже было с ним хорошо, спокойно и надежно. Он мне сильно понравился еще раньше, когда прислал письмо из армии, увидев у брата мою фотографию, но я же жила чувствами к другому человеку и отвергла его внимание, отказала в общении. А когда он специально к нам в гости с братом приехал — поняла, что он моя судьба и тот, кто по-настоящему достоин моей любви. Твой дедушка, Лизонька, и по сей день меня любит. А я его. И мы счастливы, что именно так сложилась наша жизнь и что у нас такие замечательные внуки растут.
***
Про дальнейшую судьбу Юры Данского я узнала от друзей. Он, услышав о моем замужестве, женился на той самой Ленке, которая оказалась проворнее меня и смогла его окрутить, пользуясь случаем.
Но на этом Юра Данский не исчез бесследно из моей жизни. Время от времени, так или иначе, он о себе напоминал.
Года через три, когда мне был уже двадцать один год, мы с мужем, маленьким сыном и моей младшей сестрой Аллой, которой как раз исполнилось восемнадцать лет, поехали в начале мая на своей машине на озеро. Сначала мы были внизу плотины, на камнях, долго там плескались в воде, уединившись от мужчин, а потом, взяв одежду, начали с Алкой подниматься на дорогу, к мосту. Вдруг вижу — на мосту стоит Юра Данский! Увидел нас и давай боком, чтобы мы его не заметили, скорее отходить за мост, там их машина стояла, с другой стороны моста. Его семья и друзья купались, а он за нами наблюдал...
Через четыре года, на восьмое марта, моя сестра Алла пошла на какой-то праздничный вечер в кафе. Там был и Юра Данский со своей женой. Что-то случилось у них, он поругался с женой и пристал к Алке, пошёл её провожать, да так и стал к ней ходить. Алка ушла из дома, ей дали от работы комнату в квартире. Так она с ним и гуляла какое то время, но от него, как от мужчины, была не в восторге, да и вообще, у него семья. Всё это время она ко мне не ходила, скрывала эту связь, после уже рассказывала, как и что получилось. Наверное, о моей юношеской любви к нему она ему тоже рассказывала... Не рассказала мне сестра только о том, что могла от этой связи родить ребёнка, но не родила...
Через пять лет наши сыновья ходили в одну группу в садик. Но так как я сидела со вторым сыном в декрете, то старшего сына водил и забирал мой муж, а его сына водила и забирала всегда его жена, поэтому мы с ним в садике не встречались. Виделись случайно пару раз в городе, издали. И оба раза он сразу ретировался. Только меня увидев, сразу отходил в сторону, а я, с гордым и безразличным видом, проходила, словно мимо пустого места.
И потом, через 16 лет, уезжая из города навсегда, я увидела его с семьей на даче. Оказывается, их дача находилась через дорогу от дачи моих родителей! Мне было, с одной стороны, непонятно, как же так? А с другой, как будто какие-то силы не позволяли знать это все годы, а в последний раз свели нас, дав возможность увидеть его хотя бы на расстоянии. Я просто недоумевала — надо же, как так бывает?! Я ведь не сразу его и узнала! И думать не думала о нем, а потом увидела: знакомый силуэт, походка... И вдруг поняла — да это же он, Юра Данский, моя школьная любовь!.. Потом и жену его узнала, такая же разукрашенная-размалёванная, бегала недовольная по огороду и орала.
Теперь на сайте все предлагают дружбу, вот и он среди моих одноклассников есть. Зашла к нему пару раз на страницу, посмотрела, что жив-здоров, и достаточно. Дружбу не предлагаю. Зачем? Да и не может быть между нами никакой дружбы, даже бывших одноклассников. У каждого своя жизнь. Хотя не скрою, увидела его в сети и вспомнилось все.
Видать, первая любовь не забывается, особенно не разделенная. Она остается в нас, как не сбывшаяся мечта.
И его ли я любила? Иль был юности порыв?
Я его боготворила, из мечтаний сотворив...
***
— Да, бабушка, ну и любовь у вас была! Сейчас так не влюбляются и так не думают. Сейчас всё иначе, про секс в детском саду уже знают. А у тебя какая-то старомодная, допотопная любовь, как из первобытного строя, честное слово! — Лиза резко откинула плед и встала с дивана, она была явно разочарована моим рассказом, но и обидеть не хотела, подбирала слова.
— Что ты! Всего-то в прошлом веке, прошлого столетия! — пошутила я.
— Я и говорю, что так влюбляться и так думать, терзаться, не решаться подойти друг к другу, какую-то гордость изображать, просто не спросить — могли только сто лет назад! Да и как вообще можно помнить то, что было в прошлом тысячелетии? Разве можно столько жить и столько помнить? — недоумевала внучка Лиза.
— Ста лет еще не прошло — пятьдесят с хвостиком всего-то! — я засмеялась. Мне было весело от непосредственности этих всезнаек современной любви, — Лизонька! Сколько человек живёт, столько он и помнит — свою первую любовь. Я тебе рассказала, ты своим потом внукам расскажешь и мою историю, и свою. Вот и будет жить она в веках, вечно.
— Бабушка, а если серьёзно, есть что-то, что действительно живет вечно?
— Есть, внученька. Есть. Вечно живет — Любовь!
17.04.2017 года,
г. Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №219111401874
Козлов Александр Михайлович 24.01.2022 15:26 Заявить о нарушении
Лидия Шатилова 24.01.2022 15:46 Заявить о нарушении