Поиски правды и счастья А. Балабанова

В главной роли фильма А.Балабанова «Я тоже хочу», наверное, должен был сниматься С.Бодров.
Ко времени работы над  ним  главный герой эпопеи 90-х годов «Брат» и «Брат2»  Данила Богров уже имел славу национального героя.
Его портреты рисовали в стиле граффити во всю стену жилых домов и на майках.
Фразу Данилы   «Скоро всей вашей Америке кирдык» в то время воспринимали как дерзкую браваду.
А сегодня она,  как никогда,  вписалась  бы  в политику страны и могла бы стать эпиграфом к словам В.Путина о том, что «мы попадём в рай", а агрессоры «просто сдохнут».
             
Герои фильма «Я тоже хочу»  поехали в район заброшенной атомной станции, узнав от некоего Рафаила о том, что  где-то там, в старой заброшенной  колокольне происходит чудесное взятие на небо праведников с предоставлением счастья.
Идея сюжета  не противоречит Писанию:
 «Тогда будут двое на поле: один берётся, другой оставляется»  -  сказано в Евангелии.
Именно так, темнеющими на фоне снега трупами, режиссёр изобразил людей, оставленных на земле.
А взятые уносились на небо через   разрушенный купол колокольни  в сиянии света  и с лёгким шумом  порыва ветра или  вспышки огня.
   Начало фильма напоминает обычный почерк создателя фильма про Данилу Богрова: на фоне панорамы заброшенного завода Саша расстреливает несколько бандитов.
              А потом идут неторопливые сцены бани с бассейном, пивом и воблой,
где Саша делится с  знакомым музыкантом идеей искать счастье в чудотворной колокольне.
Музыкант, как позже выясняется из его маленькой песни, спетой под гитару, никакого отношения к музыке не имеет: как говорится, ни слуха, ни голоса.
Музыкант – это,  скорее всего, кличка такая.
Но подробности его покаяния показаны в начале фильма очень тщательно: там и свечи, и молитва, и смиренный вид – всё есть, и неподдельное.
   
Естественная для бани мужская нагота не акцентируется, проходит мельком видом сзади, и можно сказать, прикрыта простынями.
              Вместе с Музыкантом они выкрадывают из клиники принудительного лечения от алкоголизма друга Саши, Юру.
А Юру от алкоголизма почему-то лечат уколом, от которого он должен, по словам врача, потерять сознание.
   Возможно,  здесь есть намёк на то, что у нас лечат от алкоголизма ценой потери сознательности. И такие люди ходят среди нас.
Потом его, потерявшего сознание,  везут на раздолбанной тележке по такой же дорожке больничного двора санитар в белом халате и охранник в форме ЧОПа.
Так везти могут только  в морг или на серьёзную операцию с вскрытием, но тут поспевает Саша, «вырубает» санитара и охранника на время, достаточное, чтобы перетащить друга с тележки в автомобиль.
        Потом идут неторопливые сборы в дорогу, где вместе с тёплыми вещами  берут с собой престарелого отца Юры. 
Тёплые вещи, видимо, потому, что около атомной станции всё время ядерная зима.
 По пути они по настоянию Музыканта берут с собой девушку, голосовавшую на обочине,  которой было, по её словам,  всё равно куда ехать.
Она представилась проституткой, окончившей университет по специальности философия,
и в нескольких фразах  со слезами рассказала мужчинам о том, что ей совсем не нравится «торговать своим туловищем», но работы по специальности найти невозможно. И ей показалось, что подставлять себя мужчинам легче, чем переносить тяготы бедности.
После такой исповеди Музыканту стало ещё жальче девушку, и он дал ей пить из бутылки, которую он распивал с Юрой.
             Дорога к чудотворной колокольне оказалась закрыта шлагбаумом.
Военные вежливо, в духе МЧС, который извещает об опасностях плохой погоды, предупредили, что «оттуда» живым никто не возвращается.
И это тоже, возможно, намёк на то, что власть не препятствует верить в чудо колокольни,
но всячески не рекомендует это делать, чтобы не пропадали люди: жить-то кому-то надо. Так, если все за счастьем погонятся, кто же останется – одни пьяницы, проститутки и музыканты с кинорежиссёрами?
                Всю жизнь   некоторые живут по принципу «а мне всё до колокольни».
И вот герои  фильма   уже на месте, о чём свидетельствуют валяющиеся всюду в снегу тела людей.
До колокольни остаётся дойти немного. А там,  может быть, и наступит, наконец,  счастье...
           Внезапно отец Юры умирает, и сын решает похоронить его в мёрзлой земле, хотя Саша его убеждает оставить тело.
Желание Юры не оставить родителя  поверх земли выглядит благородным.
Но и решимость Саши не медлить обоснована:
ведь,  Христос сказал ученику, хотевшему похоронить своего отца:
 «Предоставь  мертвым погребать своих мертвецов».
           Покаявшаяся блудница была взята на небо сразу, как только переступила порог церкви. Вслед за  ней вознёсся  и Музыкант.
На глазах Саши умер режиссёр, которого не взяли на небо.
Не взяли и самого майора  Сашу, недавно с гордостью рассказывающего о том, как он убивал плохих людей …

          Первой приходит мысль, что А.Балабанов своим последним фильмом развенчивает Данилу Богрова и раскаивается в том, что породил его.
А как ещё понимать тот факт, что Сашу и режиссёра не взяли на небо?
Тем более, что у Балабанова было предчувствие своей скорой смерти.
Он мог полагать, что фильм «Я тоже хочу» будет его последним посланием…

А.Балабанов не первый, кто показал  в кино людей, взявших оружие для противостояния злу и самосуда над ним.
«Ворошиловский стрелок» в исполнении М.Ульянова мог бы тоже стать национальным героем. Но не стал. И почти забыт.
А там даже участковый милиционер в исполнении В.Галкина проявил солидарность и спас «стрелка» от уголовного наказания.
Неужели Балабанова мучила совесть за фильмы, в которых мог быть услышан его призыв не полагаться на органы внутренних дел, а расправляться с бандитами своими силами?
                В сериале  «Меч» идея мести за преступления разработана гораздо более тщательно, чем у Балабанова. Там мстят работники милиции, участники боевых действий в «горячих точках».
Там уже не одиночка, а организация убивают бандитов, наркодельцов, наркоманов  и создателей детской порнографии…
Герои сериала – бывшие «афганцы», бывший работник КГБ, действующий прокурор и другие – не менее романтики, чем Данила Богров.
Но действие фильма протекает не под нервную музыку «Наутилус Помпилус», а под умным  руководством бывшего офицера и начальника отдела по борьбе с бандитизмом…
              Фильм «Меч» остался почти незамеченным, и героев его не рисуют на фасадах домов… 
   И «закрытого показа» на телевидении ему не делали…
               
- Не в чем раскаиваться А.Балабанову. Тем более, что, по большому счёту, не был услышан его призыв к самосуду.
 Если и были где попытки мести за беззакония, то они не приняли масштаба, стоящего внимания.
Одна станица Кущёвская чего стоит: сколько лет позволяли Цапкам зверствовать…
Хотя, и там импульс к разоблачению банды исходил от частной инициативы,  а не в результате бдительности органов.
            Фильм «Я тоже хочу» по интонации  похож на сказку: в нём нет  впечатляющей   ложной чувствительности,  повествование идёт  без нагнетания эмоций. 
Актёры играют, но не заигрываются.
Фильм  и напоминает сказку о правде и кривде из сборника Афанасьева.
 Только там ищут не счастье, а решают  практический вопрос: «Как лучше жить - правдою или кривдою?».
Один встречный на дороге отвечает на него: «Правдой век прожить
не сможешь, кривдой жить вольготней. … Нас обманывают, и мы обманываем".
Там даже поп говорит, что
«Какая нонче правда? За правду, слышь, в Сибирь угодишь, скажут – кляузник».
А в фильме  не решают вопрос о правде и кривде, а прямиком хотят счастье получить.
Но сюжет как бы утверждает, что без ответа на вопрос о правде и кривде счастье получить нельзя.
Данила Богров, отвечая на свой вопрос  «В чём сила?», сказал: «В правде».
Но не сказал в чём же она, его правда.
Последний фильм А.Балаганова утверждает, что у Музыканта, любящего правду, и у раскаявшейся проститутки правды больше, чем у человека, который убивает  бандитов, наслаждаясь своей ролью мстителя…
Неужели Балабанов осудил  «Ворошиловского стрелка» и Данилу Богрова?
Нераскаянный пьяница у него не допущен даже до порога колокольни,  майор милиции Саша, убивающий  бандитов, к рассмотрению в стенах церкви допущен, но на небо не взят…
Неужели покаяние проститутки и музыканта сильнее и ценится на небе больше, чем активное противление злу насилием?
          В реальной жизни известны несколько маньяков, которые убивали проституток.
Есть большие сомнения в том, что их преступления совершались ради правды, а не по другим причинам.
            Нет  у нас благодарной памяти и к революционерам, которые приближали своими актами террора революцию 17 года.
Неужели и А. Балабанов стал разделять теорию непротивления злу насилием?
        Во всяком случае, он заставляет задуматься над этим вопросом и поставить под сомнение праведность романтики Данилы Богрова, «Ворошиловского стрелка»  и героев сериала «Меч» .
Но это ни сколько не отменяет достоинств его первых фильмов, 
а только существенно дополняет их.
Ведь и  Новый Завет пришел  после многих веков, в течение которых люди искали правду и счастье  по принципу « Око за око и зуб за зуб».
Тем более, что Писание предостерегает о последних временах, когда праведников будут убивать, думая, что тем служат Богу.
Надо отметить, что фильм "Брат" снимался почти на "общественных началах": Актёры согласились играть за мизерные гонорары. Их участие было своеобразным манифестом и выражением солидарности с главным героем фильма, у которого, возможно, были и прототипы.
Фильм помог многим  россиянам пережить времена шоковой терапии 90-х годов, он стал романтической сказкой, глотком свежего воздуха и отчаянным призывом не терять достоинства.Был ли услышан призыв?
Похоже на то, что А.Балабанов в своём фильме "Я тоже хочу" пытался дополнить фильм "Брат" так, чтобы его правильно поняли.


Рецензии
Геннадий, мне думается, что отдельные "ворошиловские стрелки" у нас есть. СМИ частенько сообщают, что кто-то покусился на Росгвардию или Омоновцев...Не исключение и кавказцы... Но силы не равные, ибо ЗЛА больше Добра.

Эмма Гусева   26.01.2020 13:46     Заявить о нарушении
"Стрелков" можно понять. А если кто призовёт их строиться "в ряды", надо седьмижды семь раз отмерить.

Геннадий Гаврилов   27.01.2020 07:44   Заявить о нарушении