Монолог счастливой матери

   Кто бы знал до какой степени мне поперёк души наличие огромных вещевых рынков в нашем прекрасном курортном городе! Таких рынков, которые располагаются на многих гектарах некогда благодатных пахотных сельхозугодий, канувшего в лету знаменитого овощесовхоза. Базаров, постепенно и малоприметно переходящих из одного в другой и кажущихся сколь суетными, столь и бесконечными. Имеющих конкретные названия, как-то: "Лира", "Людмила", "Грис", "Аргашоковский" и тому подобных. И даже персональные адреса торговцев, вроде: рынок "Привокзальный", ряд двадцать шестой, контейнер номер десять. Базаров с бесчисленными рядами металлических, не отапливаемых зимой контейнеров, множественными развалами разношёрстного барахла, мечущихся с тележками между рядов продавцов чая, кофе, пирожков на перекус, потрошённых кур, фруктов,овощей и зелени.

   Все эти рынки кажутся зоной отчуждения, вроде той, где вынужденно  отбывают наказание государственные преступники. Здесь всегда царит особая, нездоровая атмосфера жажды наживы. Тут занимаются перепродажей в основном китайского, не особо ценимого и качественного товара. Опытные торгаши старательно высматривают своего покупателя, частенько забалтывая и обманывая его. Бесцеремонно и навязчиво лукавят с родимыми, выставляя их доверчивыми недоумками, потому как "не обманешь, не продашь".

   Здесь зона интриги и фальши, дешёвых забегаловок, гордо именуемых кафе, примерочных на виду у владельцев контейнеров и проходящего мимо люда, грязных и вонючих платных общественных туалетов. Это не тот рынок куда   производители доставляют результат своего собственного труда и с удовольствием им торгуют. Мысль о созидании бесконечно далека и чужда обществу современных торговцев, чьи усилия направлены исключительно на личную выгоду и сверхприбыль. Чужда как сравнительно обеспеченным, так и тем, кто победней и элементарно выживает за счёт рыночной торговли.

   Наверное поэтому, пока нахожусь на территории огромного современного рынка, не оставляет нездоровое чувство неловкости и растерянности, гнетущее ощущение насильственного превращения Российского государства в целом вот в такой непроизводительный, полудикий и грязный базар. И, как следствие, одолевает нестерпимое желание, решив самые насущные вопросы, поскорей покинуть чуждую токсичную зону.  Малоприятного общего впечатления не спасает даже знакомый мелодичный бой московских курантов, ежечасно раздающийся с узкой высокой башни, расположенной на территории пригородного автовокзала.

   - Юля, Юля, посмотри какие классные часы на вершине башни! - восхищённо и широко распахнув, поднятые к небу глаза призывал малыш, держащийся за руку мамы, свою старшую сестрёнку к своему неожиданному открытию. - И бьют совсем как куранты на новый год! Только ёлки не хватает.

- Какая тебе ёлка в октябре? - спокойно парировала девочка младшего школьного возраста своего неумеренно восторженного братишку. И тоже задрала лицо кверху.

- Детки, пожалуйста, не отставайте! Никак не могу найти нашу маршрутку. Утром вроде здесь нас высаживали, - нервничала молодая, нагруженная объёмистой сумкой с покупками мама. - И смотрите под ноги, мы с вами не на экскурсии.

   Мама говорила громко, она старалась переключить на себя всё внимание детишек. Потому что водители целой череды поджидавших пассажиров маршруток, от скуки громко и темпераментно шутили и потешались друг над другом, нисколько не стесняясь в словах и выражениях. Выходцы из солнечной Армении с заметным акцентом,   выдававшем их не столь долгое пребывание в дружественной России, похабно матерились и будто не видели совсем потерянной мамы с малолетними детками и пожилых женщин, постепенно заполнявших салоны их маршруток.

   Водитель нашей машины сел в кабину вместе с товарищем, продолжая общаться с ним в том же непристойном духе. Женщины-пассажиры осуждающе косили глазами и молча терпели.

   - Скажите, пожалуйста, а в армянском языке разве нет подобных слов? Почему вы ругаетесь на русском? - не удержалась с вопросом по своей извечной привычке.

   Водитель маршрутки нисколько не смутился.

- Почему же нет? Ещё как есть! Но по-русски получается более смачно.

- Понятно. А как у вас насчёт этики? Имеет место быть? Или вы на рабочем месте и в семье при старых и малых можете позволить себе всё что угодно?

   Водитель не обозлился, но и извиняться не стал. Просто завёл и тронул машину.

- Поехали!

   Пожилая женщина в тёмном жакете и ажурном вязаном платочке обернулась вослед оставшимся на привокзальной площади маме с малышами, вздохнула и вдруг как-то неожиданно, не по-осеннему и не по ситуации радостно заявила: "Вот и моим внукам, девочке и мальчику, было примерно столько лет, когда мой сын решил разойтись со своей женой и оставить их. Но я самая счастливая мать на свете! И самая счастливая бабушка." И оглядела окружающих. Ей явно хотелось поговорить.
   
   Пассажиров было человек семь, их лица  выражали миролюбивое согласие  послушать. Тем самым скоротать дорогу и заодно отвлечься от неприятно высокомерного и пренебрежительного отношения к своим пассажирам матерщинника водителя.

   - По национальности я грузинка, родом из Грузии, а сейчас живу в посёлке недалеко от города Железноводска. Пенсионерка и уже несколько лет подрабатываю торговлей на рынке. Два раза в год езжу на свою Родину. Там у меня дом, родня и воспоминания. Сын с семьёй тоже живёт с семьёй в России, но не Кавказе, а Москве, у него свой бизнес.

   Волею судьбы случилось так, что муж мой погиб на производстве и я овдовела очень рано, оставшись на руках с маленьким сыном. Работать приходилось за троих. Я слово себе дала, что наш сын никогда не почувствует недостатка моей материнской любви и заботы. Работала за троих, бралась за любое дело, которое могло принести хоть небольшой доход, не гнушалась помощью родственников, как со стороны мужа, так и собственных. И наш мальчик рос не хуже тех, у кого были отцы. Он имел абсолютно всё, что имели его сверстники. Возможно, и больше. Я никогда не запрещала ему отдаваться увлечениям, заниматься спортом, приводить домой друзей. Всегда и во всём старалась понимать и поддерживать.

   Сын мой вырос, поступил в институт, окончил его, влюбился, женился, народил детей. Со временем открыл с товарищами своё дело, купил машину, квартиру и, казалось, что ему во всём можно было только позавидовать. Однако никто не знает где споткнётся - мой мальчик влюбился. И не просто влюбился, а потерял голову. Мне они ничего не рассказывали, но разве материнское сердце обманешь? Узнала и я об этой напасти.

   Приехали как-то на праздник они семьёй ко мне в гости. Вышли мы со снохой на веранду, а она всё ластится ко мне, обнимает и смотрит в глаза так, будто заглядывает прямо в сердце моё. И слёзы прячет. Сопоставила я кое-какие события и частные наблюдения и сделала собственный, пока предварительный вывод, что в дом моих детей заглядывает беда. И так не хотелось верить в возможность тяжёлых перемен!

   Решила не портить детям праздник, мирно проводила их на самолёт. А потом позвонила сыну и напрямик спросила, верны ли мои подозрения? Сын не стал юлить и выкручиваться. Сказал честно, что собирается с женой разводиться, потому что встретил прекрасную девушку - женщину своей мечты. Я тоже не стала его обманывать и поделилась опасениями врачей о моём больном сердце и необходимости обследоваться в московской клинике. Договорились о встрече.

   По Москве сын возил меня сам и с каждым врачом беседовал отдельно. Покупал дорогие лекарства, уговаривал бросить работу, переехать к нему в столицу или же  вернуться в Грузию, к родственникам. Я отказывалась менять жизнь, которая меня устраивала и к которой привыкла. И ещё я была очень грустная и ничего не могла с этим поделать. Сын не знал как мне угодить и отвлечь от печальных мыслей.

   - Мама, чем я могу тебя порадовать, чтобы ты хоть немного повеселела?

   - Только одно - разреши поговорить с тобой и обещай меня услышать.

   - Ради Бога, я сделаю всё что ты пожелаешь, лишь бы это пошло тебе на пользу.

   - Спасибо, сынок, только прошу, выслушай меня до конца.

Мой добрый, воспитанный мальчик пообещал.

   В салоне потрёпанной временем и дорогами маршрутке стояла тишина, нарушаемая лишь шумом работавшего мотора. Рассказ немолодой женщины слушали не только случайные попутчики, но казалось, что проявляли интерес и водитель со своим приятелем. Темноволосая с проседью грузинка поправила слегка съехавший набок платочек и продолжила свой монолог.

   - И тогда я сказала своему сыну: "Ответь мне, дорогой, можешь ли ты припомнить хотя бы одно твоё желание в детском, юношеском и взрослом состоянии которое я бы для тебя не исполнила?"

- Нет, мама, не было такого.

- Скажи, сынок, а сохранилась у тебя хотя бы одна обида на меня, которую бы я специально или же ненароком нанесла тебе?

- Нет, мне не за что на тебя обижаться.

- Спасибо, родной! Я никогда не старалась управлять, манипулировать тобой. У тебя было столько друзей, сколько ты сам желал. Институт для учёбы и специальность тоже сам себе выбирал. Женился по любви на своей избраннице. Свадьба была такой замечательной, что запомнилась всем друзьям и нашей многочисленной родне. И город для самостоятельной жизни ты со своей семьёй подбирал. Разве я когда-нибудь и в чём-нибудь тебе препятствовала? Разве хоть словом или взглядом обидела твою жену? Никогда и ни в чём не знали вы от меня упрёка и отказа. Также я никогда и ни о чём тебя не просила.

- Согласен. И за всё тебе очень благодарен.

- А вот сейчас впервые в жизни хочу обратиться с просьбой. Преклонить голову и попросить о самом дорогом - о моих обожаемых внуках. Умоляю тебя, сын, не сироти собственных детей, поверь, ты им очень нужен. Не разводись со своей женой, не уходи к другой женщине! Зная тебя, верю, что она красивая и очень хорошая. Ты бы не мог полюбить недостойную. Только запомни, сейчас мы все вместе настоящая семья. А если осиротишь своих детей, то осиротишь и меня. Возможно, внуки и будут бабушку навещать, однако раны на их сердечках будут кровоточить всегда. И на моём сердце тоже. А ещё я буду горевать и обливаться слезами всю свою оставшуюся жизнь. Подумай, моя радость, и прими решение достойное мужчины.

   Сейчас дети моего сына уже выросли, оба учатся в институте. Все вместе они приезжают ко мне в гости, не забывают. Я тоже иногда бываю у них, но столичную суету не особо жалую. Сноха и раньше-то ко мне тепло относилась, но видно поняла кто помог в сложный момент сохранить ей семью. Всегда ласкова со мной. И заботится, и одаривает. А как я рада, один Бог ведает! Самая счастливая на свете мама! И бабушка тоже!

   Маршрутка приближалась к месту моего назначения. Водитель притормозил, открыл автоматическую дверь, подождал пока выберусь и добродушно заулыбался вслед. Случайные попутчики пожелали доброго пути и хорошего дня. Я неторопясь перешла автотрассу и зашагала домой по неширокой, но чистой дачной дороге.

   Настроение кардинально переменилось. Увиделась осень во всей своей нарядной и расточительной красе. Небо было синим-синим и бездонно глубоким. Листья деревьев на его фоне играли всеми красками от ярко-зелёных, до оранжево-жёлтых, красных и багровых. Перелетавшая с дерева на дерево стайка скворцов, уже не первый год зимовавших в городе, обещала завтрашним ранним утром незатейливую и по-весеннему радостную  песню. На душе было просторно, светло и безмятежно.

   

   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.