Блок. Я бежал и спотыкался... Прочтение
Андрею Белому
Я бежал и спотыкался,
Обливался кровью, бился
Об утесы, поднимался,
На бегу опять молился.
И внезапно повеяло холодом.
Впереди покраснела заря.
Кто-то звонким, взывающим молотом
Воздвигал столпы алтаря.
На черте горизонта пугающей,
Где скончалась внезапно земля,
Мне почудился ты — умирающий,
Истекающий кровью, как я.
Неужели и ты отступаешь?
Неужели я стал одинок?
Или ты, испытуя, мигаешь,
Будто в поле кровавый платок?
О, я увидел его, несчастный,
Увидел красный платок полей…
Заря ли кинула клич свой красный?
Во мне ли грянула мысль о Ней?
То — заря бесконечного холода,
Что послала мне сладкий намек…
Что рассыпала красное золото,
Разостлала кровавый платок.
Из огня душа твоя скована
И вселенской мечте предана.
Непомерной мечтой взволнована —
Угадает Ее Имена.
18 октября 1903
Напомню кем Блок был для Андрея Белого. Вот как Борис Бугаев ("Андрей Белый" - его псевдоним) узнал о нём:
«Помнится, что в июле [1901 года] пришло от С. М. Соловьева письмо …Письмо Соловьева ко мне преисполнено изумлением перед смелыми выводами своего троюродного брата; упоминалось в письме о стихах, написанных Блоком. Письмо взволновало меня; оно падало на почву вполне готовую; ведь я в это лето отдал безраздельно себя соловьевскому мистицизму… Письмо Соловьева о Блоке – событие; понял: мы встретили брата в пути…»
Андрей Белый «Воспоминания о Блоке»
«Мы встретили брата в пути»… Как бы не больше. Они в Москве обсуждали мистику Соловьёва, присматривались к ней, примеривались к ней. И вдруг увидели, встретили человека – ровесника! – который жил ею. Который претворял её в явь!
А сам он для Блока… Андрей Белый был для Блока – «немногим знающим», «символистом», с которым, даже не общаясь можно «перемигиваться», ещё одним «теургом, то есть обладателем тайного знания». Андрей Белый был для Блока тем, кто стоял рядом, плечом к плечу в борьбе за «"иные", еще неизвестные миры». Он был «другом» – в древне-славянском смысле этого слова – тем, кто в одной с тобой дружине!
И вот это стихотворение. Раздерганное, неустроенное, с рваным ритмом…
Я бежал и спотыкался,
Обливался кровью, бился
Об утесы..
Да уж, это не полеты «в лазурную высь»… Помните, с чего начиналось:
«Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла…»
Зори начала того века… Об их восприятие символистами тоже есть у А. Белого:
«В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой, происходящей уже в атмосфере душевных событий, еще не сгущенных до явных событий истории, подготовляющей их; в чем конкретно события эти, – сказать было трудно: и "видящие" расходились в догадках: тот был атеист, этот был теософ; этот – влекся к церковности, этот – шел прочь от церковности; соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы».
«Воспоминания о Блоке».
Даже не верящая ни в какую мистику Любовь Дмитриевна и та с некоторым изумлением вспоминала:
«...Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко…»
Любовь Дмитриевна Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе».
Итак, ещё одна заря:
И внезапно повеяло холодом.
Впереди покраснела заря...
Но теперь это уже не «Стихи о прекрасной даме», когда было:
«Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?»
Теперь – «Распутья», и впереди не «терема» с «Царевной», а «на черте горизонта пугающей… скончалась внезапно земля», и осталась не вера в Лучезарную Подругу, а надежда на брата, который:
…звонким, взывающим молотом
Воздвигал столпы алтаря.
Но и он…
…умирающий,
Истекающий кровью, как я.
Неужели и ты отступаешь?
Неужели я стал одинок?
Да и заря… Красные всполохи, которые, казалось, ранее только добавляли яркости, теперь проявили свою сущность. Вот воздвигающий взывающим молотом алтарь брат в отсветах зари, кажется, мелькающим кровавым платком, а вот сама заря расплескалась на «красном платке полей» – кровь, кровь, кровь…
И больше нет уверенности, что Ты – «в имени одном»! Осталась лишь надежда, что Её имя угадает… может, угадает хоть он…
Из огня душа твоя скована
И вселенской мечте предана.
Непомерной мечтой взволнована —
Угадает Ее Имена.
Распутья…
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «... столпы алтаря» - колонны, поддерживающие своды алтарной части храма, где совершается богослужение.
- «На черте горизонта пугающей ...» и след. - Строфа представляет содержательную (тема гибели "за великое дело любви"), метрическую и грамматико-интонационную (три действительных причастия наст. времени, из них два - в позиции рифмы: "пугающей" - "умирающий" - "истекающий") реминисценцию из поэмы Некрасова "Рыцарь на час".
[
Некрасов "Рыцарь на час", обращение к женщине - матери? Родине? -
«...Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!»
]
Мотив встречи "на черте горизонта" восходит к надписи А. Белого на посланной Блоку 9 мая 1903 г. фотографии: " ... Если и заря станет потухать( ... )- улыбку прощания Вы увидите с горизонта" (Блок и Белый. С. 32. Примеч. 1) .
- «... Мне почудился ты ...» и след.- Ср. в письме А. Белого от 4 января 1903 г.: "В то время, когда каждый думал, что он один пробирается в темноте, без надежды, с чувством гибели, оказалось - и другие совершали тот же путь" (Блок и Белый. С. 7).
- «... Истекающий кровью, как я». - Почти одновременно с созданием этого стихотворения А. Белый писал в стих. "А. Блоку ("Суждено мне молчать ... "): "0, приблизься ко мне - // Распростертый, в крови // Я лежу у подножия гор".
- «Или ты, испытуя, мигаешь ...» - Образы "мигающих", "подмигивающих" (восходящие к философской поэме Ф. Ницше "Так говорил Заратустра") часто встречаются в переписке Блока и А. Белого, означая существа или предметы, подающие ложные, обманные знаки.
[
Не согласен. С моей точки зрения - это обращение к другому поверх толпы свидетелей.
А. Блок "О современном состоянии русского символизма":
«...мы: немногие знающие, символисты.
С того момента, когда в душах нескольких людей оказываются заложенными эти принципы, зарождается символизм, возникает школа. Это - первая юность, детская новизна первых открытий. Здесь еще никто не знает, в каком мире находится другой, не знает этого даже о себе; все только "перемигиваются", согласные на том, что существует раскол между этим миром и "мирами иными"; дружные силы идут на борьбу за эти "иные", еще неизвестные миры».
А. Белый "Воспоминания о Блоке":
«...Стало быть, школа русского символизма по Блоку есть некое интимное братство "конкретно зарю увидавших"; заря эта - родина: Дух. Символизм так возник; так, как встретились мы (С. М., я и А. А. [то есть Сергей Михайлович Соловьев, Андрей Белый и Александр Александрович Блок]), так встречаются лишь эзотерики, заговорщики Духа: "Здесь... "перемигиваются ", согласные на том, что существует раскол между этим миром и "мирами иными" (из той же статьи); "Символист уже изначала - теург, т. е. обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие". Весь стиль наших встреч и бесед en trois ("Втроем (фр.)") (С. М., я, А. А.) в 1904-1905 годах - "перемигивание" о знании, из которого должно воспоследовать: действие; выдуманный С. М. Соловьевым "Lapan" был лишь способом "перемигивания". Увы, действия -- не воспоследовало...»
(Lapan: « С. М. ему имя измыслил: то был академик, философ Lapan, выдвигавший труднейший вопрос: существовала ли "секта", подобная нашей, - на основании: стихотворений А. Н., произведений Владимира Соловьева и "Исповеди" А. Н. Шмидт. Lapan пришел к выводу: С. П. X., друг Владимира Соловьева, конечно же - не была никогда ...она есть легенда, составленная учениками философа.
Мы - хохотали». Андрей Белый "Воспоминания о Блоке"]
]
- «... И вселенской мечте предана«. - Ср.: "Стебель вселенского дела" ("А.М. Добролюбов").
- «... Угадать Ее Имена». - Ср. у Вл. Соловьева: "Только имя одно Лучезарной Подруги// Угадаешь ли ты?" ("Лишь забудешься днем иль проснешься в полночи ... ", 1898, первоначальная редакция). Разгадывание "имени" отождествлено с познаванием явления, "овладением" им.
Другие редакции и варианты
- «Черный человечек их рвет и поет. (Т3, ст. (42))- Ср. стих. "По городу бегал черный человек ... ".
[
"По городу бегал черный человек.
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
Медленный, белый подходил рассвет,
Вместе с человеком взбирался на лестницу.
Там, где были тихие, мягкие тени —
Желтые полоски вечерних фонарей, —
Утренние сумерки легли на ступени,
Забрались в занавески, в щели дверей.
Ах, какой бледный город на заре!
Черный человечек плачет на дворе.
Апрель 1903"
]
»
Свидетельство о публикации №219111800649
каждый раз заходя к Вам, нахожу волнующее и необычное
Исключительная Сова 24.11.2019 02:33 Заявить о нарушении
НЕ обычный, НЕ такой как все... Не такой, как мы
Виталий Литвин 26.11.2019 19:33 Заявить о нарушении