В армии от А до Я
Во времена моей молодости очень редки были случаи уклонения молодых людей от армии. Даже и не слышно было о таких случаях. А сам я в армию попал не с первого захода, хотя и стремился туда. Отец даже пошутил надо мной, что вот, мол, сын, тебя в армии сильно не ждут, значит домой потом не будут торопиться отпускать! И ведь, как в воду смотрел! Расскажу всё по порядку.
По призывной повестке я обязан был прибыть в райвоенкомат с вещами и запасом провианта на трое суток к 16.00 17 мая 1968 года. Прощальный вечер с друзьями, с родителями, с домом, я провёл накануне, а 17 мая выдвинулся уже по повестке в райвоенкомат. Надо сказать, что путь был неблизкий и в райвоенкомате я оказался в 16.10, где и получил от тамошнего майора выволочку за опоздание на 10 минут, которых мне не хватило, чтобы попасть в транспорт, увозивший призывников в областной военкомат. Раздосадованный майор приказал мне ехать домой, а на следующий день явиться в областной военкомат в Челябинске. Так я появился снова дома, где от меня уже ждали солдатских писем.
На следующий день ни свет, ни заря, меня уже можно было видеть слоняющимся по большому внутреннему двору областного военкомата среди таких же призывников, ожидающих комплектования воинской команды для того или иного рода войск. Мне был определён вид войск “артиллерия для школ”, что говорило о том, что впереди “светила” сержантская артиллерийская школа. Здесь в ожидании полной комплектации команды мы провели около двух суток, а затем, с наступлением ночи, нас строем повели по главной улице города, проспекту Ленина, из центра города в Тракторозаводский район. Привели нас в баню на 7-ом участке, за бывшим рестораном “ Восток”.
Эта баня функционировала со времён строительства Челябинского тракторного завода, ещё с довоенных времён. Знаменита она была тем, что в ней имелись прожарочные шкафы, в которых выдерживалась при высокой температуре вся одежда пришедших в неё людей. Таким образом, помывшись в той бане, и одевшись в слегка остывшую после прожарки одежду, мы продолжили движение теперь уже к железнодорожному вокзалу.
В остаточную часть ночи нам предоставили возможность поспать в приземистом здании железнодорожного клуба имени В.И.Ленина недалеко от вокзала. Съестные припасы, захваченные из дома, уже были съедены и нас всех поставили на армейское довольствие. С восходом солнца вся наша команда переместилась в солдатскую столовую, находящуюся рядом со станционными путями в районе Северных путей станции Челябинск – Главный.
Через некоторое время мы уже грузимся в довольно комфортабельные пассажирские вагоны, стоящие напротив вокзала. По слухам, поедем в Забайкалье. Ура, Байкал увидим! В вагонах царит большое оживление. Занимаем места. Знакомимся друг с другом. Вдруг в общую картину вагонного шума вплетается стальной голос рупора-мегафона:” Всем призывникам, чьи фамилии будут названы, выйти из вагонов и построиться на перроне в одну шеренгу!”. Тут и ежу понятно, что назвали и мою фамилию, закон подлости ведь никто не отменял. Накоротко прощаюсь с несостоявшимися однополчанами и выскакиваю из вагона. Нас таких 10 человек. Эшелон медленно отъезжает.
Очередной майор, высадивший нас из вагонов, убедившись в том, что мы все проживаем недалеко от областного центра, отпускает на побывку домой, до завтрашнего утра. Еду в краткосрочный отпуск. Дома вижу небольшую панику с некоторым удивлением. Всем непонятны такие армейские порядки, мне тоже, но кровать моя свободная, и я спокойно сплю дома сколько мне хочется. С утра по накатанной дорожке прибываю в областной военкомат.
Снова слоняемся по двору областного военкомата в ожидании доукомплектования своей воинской команды. Завязываем очередные знакомства между собой. Суток через двое оказываемся в знакомой бане. Мелькает мысль о недостаточной прожарке одежонки в прошлый раз, но развитие событий не даёт таким мыслям долго сидеть в голове. После бани нас ждёт ночной переход в железнодорожный клуб и небольшая остановка в нём. Завтрак в армейской столовой позволяет понять, что в этой столовой первое блюдо под названием “ Щи пустые” является фирменным блюдом.
Посадка в следующий эшелон, не менее комфортабельный предыдущего, проходит без сучка и задоринки. Мимо поплыли панорамы родного Челябинска. Уфф!! Вроде поехали в армию. На 10-ый день после призыва по повестке я в армии. Замечу вскользь, что моё поколение – это везунчики. Судите сами, среднюю школу заканчивали, нам скостили год, позволив получить среднее образование в 10-ом классе. Пришли в армию, нам скостили год, разрешив тянуть солдатскую лямку 2 года, вместо трёх.
Мои армейские два года пролетели, как стрела Ивана-царевича к Царевне-лягушке: быстро и не зря. Обо всей службе не резон рассказывать вам, потому что получится, как будто я ещё два года прослужу, если начну всё вспоминать.Хотя об армейской службе Вы найдёте у меня некоторое количество рассказов.Пользуясь случаем, приглашаю к прочтению оных,а тут перехожу сразу к дембелю, который все “звёздные” службисты безуспешно пытаются переделать в увольнение в запас. А воз и ныне там!
В наши годы из армии без добрых дел для родного подразделения никого не отпускали домой. Вполне возможно, что и нынче военная тактика такова же, ведь от дармовщинки отказаться не так-то просто.
По – доброму поговорили с заместителем командира полка по тылу о нашем дембельском аккорде на троих (нас три земляка, призваны в одно время). Указ министра обороны об нашем увольнении в запас вышел в апреле, а на дворе уже было начало июня.
Родному подразделению захотелось получить от нас траншею для прокладки кабеля к штабу. Траншея не представляла на первый вид особой трудности. Мы с энтузиазмом принялись за рытьё этой тридцатиметровой траншеи глубиной около метра. И на первых же метрах копки обнаружили непреодолимое препятствие для наших шанцевых инструментов. Это был огромный пень, оставшийся когда-то от росшего здесь дерева. Но у нас же была в руках боевая техника, и мы не преминули ей воспользоваться. Прошлись сначала по всей траншее, очистили от земли все выявленные пни, и давай их тягать лебёдкой автомобиля КрАЗ-219 из состава нашего боевого расчёта. Буквально в считанные часы мы расправились с пнями и предоставили командованию требуемую траншею. Дальнейший ход событий показал, что в быстроте и качестве работы был сокрыт наш стратегический просчёт.
Между тем одновременно с траншеей нам был поручен ремонт свинарника, снаружи и внутри. Снаружи надо было подправить многочисленные места облупившейся штукатурки, а внутри забетонировать писсуар. Не буду вас утомлять вопросами технологии ремонтных работ, скажу только, что и здесь здорово сработала солдатская взаимовыручка. Даже назову имя солдата с Кубани, не стёршееся за столько лет из памяти, Витя Салиев. Спасибо, Витя! Уверен, твоя штукатурка будет падать последней, при сломе того свинарника! Мы втроём едва успевали подготавливать ему раствор, и это было продолжением нашей стратегической ошибки. Сдав и эту работу начальству, мы стали готовиться к отъезду домой. Не тут – то было! Разве можно отпускать кого-нибудь домой, если он сделал дембельский аккорд, да к тому же, быстро и хорошо? Конечно, нет! Всплыл вопрос о протекающих крышах казарм, о неотложном ремонте теплиц. На следующий день наша троица перешла в разряд помощников тем, кто ничего не делает.
Решили больше не поддаваться на фальшивые посулы об увольнении в запас, и дождаться того момента, когда у начальства проснётся совесть.
А фортуна повернулась в этот момент к нам лицом. Всё, а для меня почти всё, разрешилось следующим образом. Писарь из строевой части прослышал о нашей беде и посодействовал известными ему путями оформить наши документы об окончании воинской службы. Получилось у меня 2 года и 21 день службы в армии.Завтра уезжать, а мой непосредственный начальник, капитан, решил меня в командировку на соседнюю боевую позицию направить. Я ему показываю свой военный билет, где стоит уже штамп об увольнении меня в запас с завтрашнего числа, а он мне говорит, это будет завтра, а сегодня выполняй приказ. Как тут не вспомнить слова отца, который сказал мне, если армия не торопится принять тебя в свои ряды, значит не будет торопиться отпускать домой?
Хорошо, что на того капитана нашёлся другой капитан, по должности повыше, и отменил необдуманный, а может, наоборот, хорошо обдуманный приказ. Завтра мы прощались с ребятами, которые ещё оставались служить. До свидания, армия!Я никогда тебя не забуду! Ты всё ещё снишься мне!
Свидетельство о публикации №219112201476
С уважением-Варя.
Варвара Полянская 15.12.2019 19:34 Заявить о нарушении