Кнут - терапевтическое средство

Кризис в медицине, переживаемый в настоящее время, как бы тяжел он не был, представляет в социологическом смысле огромный интерес и обширное поле для наблюдения и определения вопросов дельнейших путей развития или упадка. Многочисленные объявления, на многих сайтах в интернете, типа: «(такую-то болезнь)… вылечить поможет копеечный… и невероятное сочетание симптомов болезни и «лекарств»: от простейшего огурца до химических препаратов. По аналогии, можно также рекомендовать и такое объявление: « чтобы постоянно в доме водились деньги держите дома…  у крыльца лопату». Понадобились деньги – бери лопату и… вперед. Богат интернет «советами»…

У различных народов, как известно, существует множество различных приемов, употребляемых «знахарями» при лечении всевозможных болезней, одним из наиболее оригинальных по крайней своей незатейливости и легкости повторения - является описываемый ниже способ лечения ударами нагайки, наблюдавшийся  более 100 лет назад в селе Сайрам, что в 20-ти километрах от города Чимкент, прием по моему еще не описанный до сих пор в этнографической литературе.

Сайрам – один из древнейших населенных пунктов, чудом сохранившийся в первозданной чистоте на территории Южного Казахстана. В описываемый период это был центр с оживленной торговлей хлебом и скотом, куда в базарный день, стекается масса народа со всех окрестных кишлаков и киргизских аулов. В окрестностях Сайрама, одного из крупнейших городов древнего Турана, обитало   свыше 50-ти тысяч хлебопашцев.

Между целым рядом развалин древних сайрамских мечетей, частью реставрированных, частью же вполне разрушившихся, среди многочисленных гробниц местных святых (аулиэ) ничем по внешнему виду не отличается гробница святого «Кокташ-ата», расположенная на высоком, правом берегу реки Сайрам-су: та же лепная глиняная односкатная постройка, без окон, с одной дверью, в которой находится могила, тот же лоскут белой материи, подвешенный в виде флага к длинному шесту, те же тряпки всевозможных цветов, в изобилии навешанные на ветвях деревьев, окружающих эту гробницу. В небольшой рощице пирамидальных тополей, с традиционной чайханой вдоль Сайрам-су производит свои своеобразные терапевтические манипуляции местная знаменитость – (киргиз) Чимкентского уезда Досмагомет Косяков – личность единственная в своем роде, так как по преданию, ему дана свыше способность излечивать целый ряд болезней... ударами нагайки!

Знахаря этого, на местном языке народ называет «сокуч», что в буквальном переводе означает «бьющий», человек, профессия которого - бить. В базарные дни по сень тополей стекается множество больных, причем преобладающим  элементом являются женщины, так как «знахарь» считает себя специалистом, главным образом, по женским болезням. Еще одна специализация «знахаря» - лечение пациентов укушенных собаками или другими животными, вернее, это не лечение, а предохранение от бешенства.

Лечебный сеанс длится в течении нескольких минут, на глазах многочисленных пациентов и прохожих, и заключается в следующем: пациент смиренно подходит к «сокучу», отвешивает на почтительном от него расстоянии поясной поклон, сбрасывает с ног свою верхнюю обувь и безмолвно, не произнося ни единого слова, ложится плашмя на землю, «сокуч» подходит к лежащему сбоку, перешагивает через него раз, затем круто поворачивается, перешагивает снова и, наконец, в третий раз. Во время каждого перешагивания «сокуч» слегка касается своей пяткой ноги - спины пациента. Перешагнув три раза через пациента, «сокуч» останавливается и трижды ударяет по спине лежащего нагайкой, неразлучно находящейся при нем, после чего сеанс терапии считается законченным, пациент поднимается и платит гонорар за «лечение». Бедняки покупают для его лошади не¬сколько снопов люцерны, богатые же одаривают «знахаря» более щедро: кто приводит ему барашка, женщины нередко снимают с себя серебряный браслет. Общее же правило для всех - платить за сеанс не менее 20 копеек серебром.

Иной раз у «сокуча» наблюдается такое скопление пациентов, что он для экономии времени упрощает свой терапевтический прием: он просит пациентов укладываться в ряд, на некотором расстоянии друг от друга. Процедура «лечения» одна и та же: проход трижды через всех пациентов и обязательные тройные удары каждому, при последнем проходе. После ударов нагайки весь этот ряд поднимается на ноги, уплачивает гонорар и заменяется новым рядом ожидающих очереди пациентов.

Закончив свой прием, «сокуч» медленным шагом направляется под тень ветвистого дерева к разостланной кошме, где и ожидает новых пациентов. С чайханы, чайханщик услужливо передает ему, через прислугу, традиционный зеленый чай и тандырную лепешку. Все процедуры приема пациентов и их ожидания, за пиалой зеленого чая, со стороны «сокуча» не слышно ни одного слова. Он не расспрашивает их об недугах, и даже, согласно местным обычаям, не интересуется откуда они и как добрались, все происходит как в безмолвном царстве.

Но это не вызывает у пациентов недоверия, а наоборот, больные с безграничным доверием идут к нему, подставляя свои спины под удары его нагайки, невзирая на то, что не далее как в трехстах метрах, от импровизированной амбулатории народного целителя, находится фельдшерский пункт, с крупной вывеской: «медицинская помощь бесплатно».

Слава о «сокуче» гремит среди не только в окрестностях края, но и по всей Средней Азии, к нему в Сайрам едут с Семиречья и даже больные из Акмолинской области. Жители Чимкента и его окрестностей особенно расхваливают «сокуча», как специалиста по предупреждение заболевания бешенством, отговаривая иногда своих знакомых, укушенных бешеными животными, от лечения прививками на пастеровской станции в Ташкенте.

Секрет популярности «сокуча», как специалиста по всевозможным укусам животных, объясняется, вероятно, тем, что к его содействию прибегают укушенные вообще собаками, вовсе и не бешеными, - конечно, такие пациенты и не заболевают водобоязнью. Весной окрестности области «наводняются» пауками - каракуртом, особенно досаждающих овечьим стадам, большая вероятность, что укусы пауков были и у людей. За давностью лет невозможно проследить путь «сокуча» в лечении таких укусов, но достоверно, что название города Чимкент произошло от слова «чим», так называли самку каракурта в древности.

Что же касается других болезней, то, например, некоторые нервные заболевания он, вероятно, в состоянии излечивать, благодаря искренней, непоколебимой вере пациентов в его чудодействие. Что же касается остальных болезней, с которыми пациенты приходят к «сокучу», то здесь играет роль исключительно подражание, традиция... Эффект плацебо.

Эффект плацебо – побочный результат развития человеческого сознания, психики человека. Одним из проявлений этого побочного эффекта является целительство - различные лечебные ритуалы, воздействующие на психику, и вызывающие эффект плацебо. Этим эффектом объясняются реально зарегистрированные случаи выздоровления под действием «заряженной воды», «заговора», «наложения рук» и пр.
Не путать с «эффектом домино», когда разрушив государственную промышленность, разрушается образование, медицина, с примитивной верой в свою национальную «исключительность» - быть как ВСЕ, -  колониальными Державами. Вот где требуется кнут, как средство осознания.


Рецензии
Здесь скорее просматривается причина возникновения болезни от греха, а нагайка, как способ наказания за этот грех.
Получил наказание плетью, значит болеть уже необязательно, ибо и так наказан.
В логике людям не откажешь...

Надежда Рязанова   23.11.2019 01:15     Заявить о нарушении
Церковь думала аналогично, когда организовала продажу индульгенций, уровняв в понятиях греха: ковыряние в носу и убийство. Насилие в наказание за грех.

Ибраев Геннадий   23.11.2019 06:19   Заявить о нарушении