Так погибали советские дети

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (89)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1549


 Дети по своей дурости погибали во все времена, погибают и сейчас. Но я прекрасно помню, как несколько раз погибал сам. Вернее, был на волосок от смерти. А потому показать такой неприятный процесс считаю необходимым на личном примере.

 Летние каникулы 1963 года. Впереди столько захватывающих игр! Даже не хочется думать, что через три месяца они закончатся, и придётся идти в пятый класс.

 Начало июня выдалось необычно жарким. Гадивлянская детвора бултыхается в Эссе.
 
 Мой одноклассник Вовка Кунчевский со своим двоюродным братом-лепельцем Вовкой Духовичем очищают от камней речное дно напротив пляжа. Нащупывают их ногами, достают и выбрасывают на берег.

 Я в очередной раз решил проделать любимое упражнение мальцев – разогнаться по пляжу, набрать в лёгкие воздуха, сходу нырнуть в Эссу и под водой переплыть русло. Разрезаю подводное течение и не знаю, что, быстро настигая меня, по точно такому же маршруту летит большой камень, вытащенный Вовками со дна и с раскачки в четыре руки брошенный в сторону берега.

 Я ощущаю подъём дна перед противоположным пляжем – упражнение удалось. И когда нос начинает бороздить донный песок, а макушка ощущает воздушное надводное пространство, мне остаётся лишь задрать голову и сделать желанный вдох. Но я не успеваю. Камень чуть-чуть не долетает до берега и приземляется на моё темечко. Ощущаю удар и роняю голову в прибрежный песок.
 
 Меня тут же подхватывают под руки другие дети и сажают на берег. Понимаю, что произошло. Из головы фонтаном бьёт кровь, стекая по волосам на всё тело.

 Приплыли испуганные Вовки. Суетятся. Просят прощения – нечаянно ведь получилось.

 Молчу. Не знаю что предпринять. Мной занимаются умные девки. Ведут в реку. Смывают кровь. Прикладывают к окровавленной голове лист лопуха и приказывают прижать его рукой. Подчиняюсь. Сами бегут в ближайшую хату Стёпки и Шурки Шушкевичей. Приносят чистую белую тряпку. Обматывают ей мою голову. Она быстро пропитывается кровью. Мухи роем кружатся вокруг источника приятного запаха поживы. Появляются толстые мясные насекомые. Дабы не допустить откладывания в крови опарышей, на моей голове сооружают зонт из лопухов.

 Ушлые девки понимают, что меня нужно доставить в больницу. До неё четыре километра. Ведут в Слободу ближайшей конной дорогой через Салыковщину.

 Фельдшер Ефимовна обрабатывает рану, забинтовывает и отправляет домой. Завтра на перевязку.

 Дома мамка, охая, соорудила на полу под окном балаган из простыней, чтобы не приставали мухи, и уложила меня спать. Проснулся через короткое время. Боль не очень сильная, но голова идёт кругом. Мутит. Подходит тошнота.

 Моё состояние проверила мамка и ужаснулась – весь горю. Измерила температуру. Зашкаливает. Побежала на единственный в Гадивле телефон, вызвала скорую помощь из Слободской больницы. Там Ефимовна снова промыла рану и ужаснулась - вторая дырка в первый осмотр оказалось незамеченной: камень оказался рогатым. Тут же увезли в районную хирургию. Положили.

 На протяжении многих дней кололи пенициллин через четыре часа. Мамке с папкой при очередном посещении меня сказали, что был пробит череп, и я находился на волосок от смерти.

 Когда выписали, папка забирал меня из больницы на велосипеде. Едем по Забоенью, и он говорит:

 - Смотри, как на тебя девочки засматриваются. Понравился ты им.

 На что я отвечаю:

 - Это им моя забинтованная голова понравилась.

 Всё лето проходил с повязкой через всю голову и под бороду. Врачи запретили мочить раны. А как это не сделать купаясь? Сначала залезал в воду по шею. А потом махнул рукой на запрет.

 Всё обошлось. В пятый класс пошёл без повязки.

 …Может следующим, а может предыдущим летом купались перед Веребской плотиной в омуте Берещи. Всегда ныряли с небольшого обрыва. Чуть выше по течению стоял высокий пень. Решил нырнуть с него. Вскарабкался и бросился в воду вниз головой. Ощутил, как по темечку будто обухом ударили. Вынырнул самостоятельно и сразу стал на ноги. Воды оказалось по пояс. Ноги стояли на каменистом дне. По лицу и затылку текла кровь. Мальцы взялись меня обмывать да затыкать раны листьями кувшинок.

 Оказалось, что за все предыдущие разы купанья я не удосужился проверить дно напротив одиноко торчащего берегового пня, как и нырнуть с него. А сообразить ума не хватило, что на коротком расстоянии между обычным местом для ныряния и пнём омут может резко перейти в мель.
 
 Удар был настолько сильным, что мальцы даже не пустили одного меня домой. Повели всей гурьбой в Веребки, но лишь до наших ворот. А там разбежались, чтобы не получить втык от бабули Анэты за недосмотр меня.

 Медицинская помощь не потребовалась. Назавтра даже купался, но в Берещу заходил лишь по шею, поскольку голова была обмотана лоскутами специально порванной простыни.

 …Когда учился в Гадивлянской начальной школе, каникулы любил проводить в Веребках у бабули Анэты. Там я родился. Там были лучшие друзья.

 На моей памяти узкую дамбу весенним половодьем прорвала Береща и соединилась с Веребским каналом. Как раз в устье прорыва мы любили купаться, поскольку там образовался омут глубиной с наш рост плюс вытянутые руки. Ныряли прямо с обрыва дамбы. Было место купанья интересно тем, что сильно ощущалась разница в температуре речной и канальной воды. В омутах Берещи она не успевала прогреваться, а в мелком канале солнце быстро нагревало поток, что делало непередаваемым ощущение в смешанном течении.

 Ежегодно после вхождения водных уровней реки и канала в межень размыв засыпали камнями, всякими деревянными отходами и песком. Восстановленная дамба держалась лишь до следующего половодья, а потом смывалась усиленным речным потоком в Веребский канал. В конце концов на размыв махнули рукой. С тех пор то место до сих пор называется Размылое, хоть уже 45 лет как не существует Берещи – убили разработчики торфоучастка «Берещанский мох».
 
 Так вот, в первой половине 60-х ныряли мальцы с размытой дамбы в размыв. Обходилось без проблем. Я же в очередной нырок взял чуть левее обычного места приводнения. Запомнил мгновение, в которое рогатина несётся навстречу лицу и больно ударяет в глаз.

 На поверхность вынырнул сам, а на берег вытаскивали мальцы, увидев окровавленный глаз. Потом специально осторожно обшарили дно в месте моего приводнения. Обнаружили растопыренный сук от старого укрепления дамбы.

 Также обошлось без госпитализации. Но глазом долго не видел – так заплыл опухолью.

 …Был уже чуть постарше, когда в хате друга Вовки Кунчевского взрослые взялись возводить новую грубку. Старую разрушили до основания высотой с полметра от пола. В потолке зияла квадратная дыра для дымохода. Поперёк неё лежала узкая доска. Кто-то из мальцев предложил залезть на чердак через дыру, ухватившись за поперёчную доску. Первым взялся осуществлять замысел я. Мальцы подсадили меня с кирпичного основания. Ухватился за доску и начал подтягиваться. Меня отпустили. Вдруг доска от усилия на одну сторону встала на ребро, сбросив державшиеся за неё ладони. Я кулем свалился боком на край основания.

 Дыхание перехватило. Стал на пол, скорчившись в три погибели. Воздух только вдыхался, а не выдыхался. Лёгкие переполнились. Дыхание совсем прекратилось. Даже стон не воспроизводился. Я посинел. Мальцы перепугались. Положили меня на пол.

 Постепенно жизнь возвращалась в меня. Понемногу воздух начал выходить со рта. Небольшими порциями взялось восстанавливаться частое дыхание. Через несколько десятков минут я полностью пришёл в себя. Лишь сильно болел бок, и что-то внутри не позволяло нормально дышать. К вечеру был в полном порядке.

 В общем, мне повезло. Из случившихся по дурости передряг вышел живым и почти невредимым. А ведь сколько знал случаев, когда мальцам выбивали глаз, да и о смертельных исходах слышал. Но сам лично тех происшествий не видел, а потому и не описываю.

 Кто в том виноват? Родители недосмотрели? Школа недовоспитала? Друзья-очевицы не упредили? Нет! Виноват только сам, личная неуёмная дурость. Правда, и друзья причастны к первому и наиболее тяжёлому случаю.


2019.


Рецензии
Конечно, вины родителей и школы здесь нет. Несчастные случаи происходят из-за беспечности самих школьников. Например, из моего класса утонул хороший парень Леня Фокша, из соседнего класса - ещё один парень, а из класса постарше попал под колесо трактора отчаянный Красношлык. Было это ещё в 1960-х годах...

Олег Каминский   23.11.2019 19:08     Заявить о нарушении