Учитель!

Когда я училась в седьмом классе, к нам в школу пришла новая учительница по труду – Александра Николаевна. Женщина, которая разменяла седьмой десяток, она немного прихрамывала, говорила быстро, при этом смешно вытягивая губы. К ней сразу прилипли несколько смешных прозвищ. Я, как и мои сверстники, не восприняла ее всерьез. Помню, на вопрос о том, чем мы будем заниматься на уроках, она ответила: «Выращивать сад в поселке и в душе». Ее слова тоже были восприняты скептично. Но… месяца через два мы все уже были в курсе о том, как правильно разбивать клумбы, выращивать цветы, о соседстве растений друг с другом. Много интересного узнали о плодовых деревьях, кустарниках, декоративных видах капуст. И я, влюбленная без памяти в литературу, вдруг раскрыла в себе такого садовода-энтузиаста! Я засыпала с книгами о цветоводстве.  Дело шло к весне, Александре Николаевне выделили большой светлый кабинет: мальчишки колотили ящики, девчонки занимались подготовкой почвы и семян. Как ждали мы первых всходов!

К августу месяцу наш небольшой поселок просто благоухал. Клумбы были разбиты около школы, садика, магазинов, административных зданий. До сих пор, когда чувствую аромат душистого табака, память возвращает в юность.

Александра Николаевна любила повторять: «Все нужно делать профессионально, будете трудиться кое-как, так и жизнь проживете кое-как».

У меня дома плохо росли цветы, однажды я обратилась за советом к Александре Николаевне: «А ты их любишь? Разговариваешь? С ними ведь как с детьми надо. Они все чувствуют, все понимают!» Так я научилась разговарить с цветами!

Я не помню математических формул, размножения простейших, но я помню уроки труда, вернее, мою любимую учительницу. И когда я, например, не знаю, как поступить, ставлю себя на место Александры Николаевны, а как поступила бы она…и все разрешается, я нахожу ответы на сложные вопросы.

Иногда мне кажется, что где-то в моем сознании просто выгравированы ее любимые выражения: веди себя достойно;

делай все профессионально и с любовью; не жалуйся; живи по совести, у каждого в душе цветет свой сад.

Александра Николаевна умерла больше десяти лет назад, но то солнце, которое она вселила в сердца своих учеников, оно светит и греет. Своими лучиками оно касается пока еще совсем юных умов моих учеников.

Вот он пример «великого в малом».

Могла ли она предположить, что ее любовь к делу, ее слова, найдут такой отклик в детских сердцах, что для кого-то она станет путеводной звездочкой, наверное, нет. 


Рецензии
Анастасия, хорошую и добрую память оставила ваша учительница в душах учеников. Вот и память о ней жива. Достойным была человеком и настоящим учителем.Вечная ей память.

Светлана Селиванова   21.03.2024 12:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.