Блок. Иммануил Кант. Прочтение
*
Сижу за ширмой. У меня
Такие крохотные ножки..
Такие ручки у меня,
Такое темное окошко…
Тепло и темно. Я гашу
Свечу, которую приносят,
Но благодарность приношу.
Меня давно развлечься просят.
Но эти ручки… Я влюблен
В мою морщинистую кожу..
Могу увидеть сладкий сон,
Но я себя не потревожу
Не потревожу забытья,
Вот этих бликов на окошке
И ручки скрещиваю я,
И также скрещиваю ножки.
Сижу за ширмой. Здесь тепло
Здесь кто то есть. Не надо свечки
Глаза бездонны, как стекло.
На ручке сморщенной колечки.
18 октября 1903
Биографы пишут о Канте: «Это был слабенький мальчик, с нежным, бессильным телосложением, с плоской, вдавленной грудью», «человек со слабым здоровьем, причинявшим ему всякого рода беспокойства и затруднения при умственной работе».
Но…
«
Связка этого стихотворения с Кантом не является изначальной. В письме от 20 ноября 1903 года Блок писал Белому:
“…и вот женился, вот снова пишу стихи, и милое прежде осталось милым; и то, что мне во сто раз хуже жить теперь, чем прежде, не помешало писать о том же, о чём прежде, и даже об Иммануиле Канте, как оказалось впоследствии из анализа стихотворения «Сижу за ширмой»”.
Из этого ясно, что стихотворение оказалось связанным с Кантом уже после его написания – при “анализе”. В момент же его написания оно определялось переживаниями Блока в начале его супружеской жизни.
…Кенигсбергский философ многократно появляется в следующем письме Белому, и на него надеваются разные юмористические маски – Кантик, Кантище… Поэт приписывает философу роль городского сумасшедшего, пользуясь для этого символами Петербурга и элементарными идеями кантовской философии. Блок рассказывает о воображаемой сцене, в которой двое в колпаках, ухмыляясь провозят Канта по улицам Петербурга во время наводнения; философ путешествует в ящике на ялике, на котором написано: “Осторожно!!!”. На перекрёстке Кант высовывает “головку” (та же лексика, что и в стихотворении “Сижу за ширмой. У меня...”) и говорит чушь: о наводнении – что “нынче хорошая погода” и о пространстве-времени – что к вечеру собирается доплыть в Кенигсберг. Источник этого образа, возможно, стоит расшифровывать фонетически: странно подобранные слова ящик и ялик оба содержат в себе авторское ‘я’. В этом письме Блок приписывает изображённому им Канту тот же комплекс ощущений, что и в своём стихотворении: изолированность от мира, неадекватность пространству и времени, особое качество инфантильного тела.
Кантовские категории чувствительны к миру, но не к телу. Блок был прав в своём “анализе” (ему, вполне вероятно, помогли тут друзья): сингулярность тела не вписывается в категории; его “ножки”, “ручки”, “морщинистая кожа” выделены из пространства-времени особой “ширмой”.
(Эткинд А.М. Хлыст: Секты, литература и революция. М.: НЛО, 1998
»
Добавлю, что и у Андрея Белого в его «Второй симфонии» книга Канта «Критика чистого разума» является едва ли не действующим героем.
Напомню, что Блок накануне своего объяснения с Любовью Дмитриевной был на грани сумасшествия от тоски по ней и был готов на самоубийство… Но… «…мне во сто раз хуже жить теперь, чем прежде…»
Персонаж "карлик маленький", "черный человечек" - сквозной по всему трехкнижию, всеобщий слуга, бессильный свидетель рядом происходящего ежедневного ужаса, в чьи служебные обязанности входит останавливать время и гасить свет.
"Стихи о Прекрасной Даме":
"Безмолвный призрак в терему,
Я - черный раб проклятой крови.
Я соблюдаю полутьму
В Ее нетронутом алькове.
Я стерегу Ее ключи
И с Ней присутствую, незримый.
Когда скрещаются мечи
За красоту Недостижимой.
Мой голос глух, мой волос сед.
Черты до ужаса недвижны.
Со мной всю жизнь — один Завет:
Завет служенья Непостижной. .
18 октября 1902
Распутья:
" По городу бегал черный человек,
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
Медленный, белый подходил рассвет,
Вместе с человеком взбирался на лестницу...
...
Ах, какой бледный город на заре!
Черный человечек плачет на дворе.
Апрель 1903"
В непробудном сне Царевны
...Предо мной
...Исполинский карлик тянет
Руки к лунному лучу.
Апрель-май 1904.
(Из черновика одного из последних (пред-предпоследнее) стихотворений книги "Распутья" - об одном из вариантов краха его Миссии, где "Царевна сама" оказывается русалочьим мороком:
"...И Царевна, гостю рада,
Встанет с ложа сна…
...И его, дрожа от страсти,
Руки заплетут.
И потом обманут — вскинут
Руки к серебру,
Рыбьим плёсом отодвинут
В струйную игру…"
)
Во втором томе:
Ещё один морок, герой представляется себе Зигфридом, а карлик:
"Поет, краснея, медь. Над горном
Стою – и карлик служит мне;
Согбенный карлик в платье черном,
Какой являлся мне во сне.
Сбылось немного – слишком много,
И в гроб переплавляю медь...
4 июля 1904"
вот только Зигфрид ковал меч, а не гроб...
В голубой далекой спаленке
Твой ребенок опочил.
Тихо вылез карлик маленький
И часы остановил.
...
Стало тихо в дальней спаленке -
Синий сумрак и покой,
Оттого, что карлик маленький
Держит маятник рукой.
4 октября 1905"
А здесь? Кому он служит здесь?
"В пустом переулке весенние воды
Бегут, бормочут, а девушка хохочет.
Пьяный красный карлик не дает проходу,
Пляшет, брызжет воду, платье мочит.
Девушке страшно. Закрылась платочком.
Темный вечер ближе. Солнце за трубой.
Карлик прыгнул в лужицу красным комочком,
Гонит струйку к струйке сморщенной рукой.
...
Будто издали невнятно доносятся звуки...
Где-то каплет с крыши... где-то кашель старика...
Безжизненно цепляются холодные руки...
В расширенных глазах не видно зрачка...
...
В переулке у мокрого забора над телом
Спящей девушки – трясется, бормочет голова;
Безобразный карлик занят делом:
Спускает в ручеек башмаки: раз! два!
5 марта 1904"
а здесь он только смотрит, он только наблюдает, он только складывает знания на невидимую полку своей невидимой библиотеки:
"В кабаках, в переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву
Я искал бесконечно красивых
И бессмертно влюбленных в молву.
...Я спросил старика у стены:
"Ты украсил их тонкие пальцы
Жемчугами несметной цены?
...Но старик ничего не ответил,
Отходя за толпою мечтать.
...А вверху – на уступе опасном –
Тихо съежившись, карлик приник,
И казался нам знаменем красным
Распластавшийся в небе язык.
Декабрь 1904
и спустя три года его дама, его госпожа стала более презентабельной: :
"...
И вот – ее глаза и плечи,
И черных перьев водопад...
Проходит в час определенный,
За нею – карлик, шлейф влача...
И я смотрю вослед, влюбленный,
Как пленный раб – на палача...
Она проходит – и не взглянет,
Пренебрежением казня...
И только карлик не устанет
Глядеть с усмешкой на меня.
Февраль 1908"
(Я миновал закат багряный...)
*
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие Испуганный (Иммануил Кант) (Т3)
Заглавие Иммануил Кант (к юбилею) (Д)
Заглавие Испуганный (ВМИ, 12 (НР I2))
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
...в письме Блока к А. Белому от 13 октября 1903 г.: «Можно бояться сознательно т о ль к о о д н о г о: своего ужаса( ... ) Только этот испуг страшен. Он ведет к неизгладимому. Войдите к такому испугавшемуся. Он сидит за ширмой, весь почерневший, у него скрещены ручки и ножки. Они так высохли, и из лица, некогда прекрасного, стало "личико", сморщенное, маленькое. И голова ушла в пле<ш»; герой этот- "старый от рождения лгун".
Эта картина, созданная за пять дней до написания стих. "Испуганный", совпадает с ним темой и образностью. Как свидетельствует А. Белый, темы "Испуганного" и Канта совпадают: Блок "пишет о страхе: что страх перед страхом есть самый действительный страх; таким страхом испуганным он считает философа Канта; он все возвращается к Канту как к испугавшемуся на веки веков; темы страха и темы Канта не раз повторяются; ( ... ) А(александр) А(лександрович) посвящает свои стихи Канту; рисуется Кант весь в тенях, скрещивающий и ручки и ножки; химера преследует Блока; творит он мифологему о Канте" (Андрей Белый. Воспоминания о Блоке // Эnопея. 1922. М 1. С. 183-184).
Следует, однако, учесть, что стих. "Сижу за ширмой ... " вначале самим Блоком не ассоциировалось с Кантом. Ср. в письме А. Белому от 20 ноября 1903 г., где Блок говорит, что он пишет стихи «даже об Иммануиле Канте, как оказалось ВПОСЛЕДСТВИИ из анализа стих. "Сижу за ширмой"»(Курсив ред.).
»
Свидетельство о публикации №219112500585