Октябрята

   В тамбуре электрички стоял мальчонка. Он гордо выпячивал грудь и выставлял напоказ какой-то значок. Я стоял рядом. Напротив нас, прислонился к раздвижным дверям и икал какой-то подвыпивший гражданин в продавленной шляпе. После очередного ика гражданину захотелось поговорить. Со мной он заговорить не решился, и поэтому пристал к мальчугану. Мужик ткнул заскорузлым пальцем в значок и спросил:

- Это что за знак? Пионер небось?

- Октябрёнок, - ответил паренёк, и как бы нечаянно, приоткрыл ещё один значок отодвинув полу своей курточки. Он ожидал, что и этот металлический символ кого-нибудь заинтересует, но пьяный пассажир ни о чём больше не спрашивал.

   Для поддержания разговора пацанчик предупредил подгулявшего мужичка:

- Сейчас откроется дверь, и Вы упадёте!

- Не упаду, - буркнул пьяный и снова умолк.
 
   Октябрёнок обиделся и тоже замолчал. На следующей остановке я сошёл вслед за нетрезвым пассажиром, дверь захлопнулась и поезд пошёл дальше.

                * * *
   Всё проходит, всё меняется. Электропоезда в Юрмалу теперь ходят редко, поскольку распался на  банановые республики Советский Союз и город перестал быть Всесоюзной здравницей. Развал страны я застал директором средней школы. И вот как-то раз зашёл ко мне в кабинет мой приятель, тёзка по фамилии Репин. Сын его учился не у нас, а в 12 школе. Мы поговорили о том о сём, но я понял, что он пришёл не для того чтобы вести пустые разговоры, а чтобы посоветоваться. Перед самым уходом Володя спросил:

- А скажи мне, что сказать моему сыну. Он увидел мою школьную фотографию, сделанную когда я учился в 3 классе. На фотке заметил октябрятскую звёздочку, которая украшала мою грудь, и сказал, что хочет в школу ходить с таким же значком. У меня где-то среди значков завалялся один с кудрявым Лениным среди пяти алых лучей. Я эту звёздочку дал сыну, и на следующий день он, гордый, нацепил её на школьную форму и явился в класс. Всё бы ничего, но звёздочку увидела учительница и велела снять. Мальчишка пришёл домой заплаканный.
 
- Сходи в школу, поговори, - посоветовал я.

- Я и пошёл поговорить с учительницей, а она отвела меня к директору, и тот мне объяснил, что положение о школе не предусматривает ношение каких-то значков на школьной форме. Ушёл не солоно нахлебавшись. Что сказать сыну: мальчишка рыдает и хочет  носить звёздочку для того, чтобы походить на меня? Скажи, прав ли директор? Куда мне  жаловаться?

   Коллегу, который руководил той школы я знал. Это был тихий и осторожный нерусский человек, которого всегда ставили в пример многим из нас за лояльность власти. Он всегда держал нос по ветру и чувствовал веяния гораздо лучше меня, поэтому всегда и стоял в сторонке от событий. Националистический режим в республике тогда только начинал проявлять свой душок, страна ещё не развалилась до конца, но уже вовсю шла борьба Народного Фронта Латвии с Интерфронтом, выступавшим за сохранение СССР.

   Мой приятель ждал совета, а мне, несмотря на большой к тому времени педагогический опыт, посоветовать-то было и нечего, поэтому я только развёл руками:

- Володя, жаловаться некому: время играет не на нашей стороне!

   Вечером я смотрел новости. Понаехавшие невесть откуда в Москву опрятные люди, якобы шахтеры, тупо стучали новенькими касками по брусчатке в поддержку Ельцина, события нашей жизни катились по нарастающей, и я надолго забыл простенькие истории, связанные с октябрятской звёздочкой. А вот сегодня почему-то вспомнил.


Рецензии
Действительно, невозможно дать совет в этой ситуации. Приходится только сожалеть.
Спасибо, Владимир!

Мила Суркова   20.01.2020 10:36     Заявить о нарушении
Эта история случилась через пару лет после развала СССР. Сейчас всё гораздо жёстче: уже не до звёздочек с Лениным, скоро говорить в школах на русском языке дети будут вполголоса только на переменах чтобы директор не услышал. Доигрались, спасибо дедушке Ельцину.

Владимир Улас   05.02.2020 11:19   Заявить о нарушении
Да, печально повернулась история. Или повернули.

Мила Суркова   05.02.2020 20:52   Заявить о нарушении
Мила, мы дождались. Все предметы в школах теперь только на латышском языке, учителей, которые не владеют языком на достаточном уровне , чтобы учить детей по-латышски, изгоняют из школ. И на переменах некоторые рьяные директора уже запрещают говорить по-русски, хотя закон этого пока не предусматривает.

Владимир Улас   12.09.2023 20:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Как все это печально...

Мила Суркова   13.09.2023 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.