Бабай и Бука

Предпраздничный день. Коллективно пьем чай из рюмок. И провозгласил я третий тост:
– Ну, теперь за баб!

Бабы дружно возмутились:
– Мы не бабы, мы – женщины! Фи, как некрасиво. Мужики, вы почему молчите?
Мужики возмущаться не захотели, громко сопя, потянулись за горячими бутербродами.

 Язык чесался сказать бабам, что мы не мужики, а мужчины, но промолчал. Решил сказать им о бестактности, когда бабы протрезвеют, то есть, после праздников. И забыл об этом инциденте уже следующим днем.

Вспомнил я о нем много позже и задумался. Со словом «мужик» все ясно и понятно. От древних славянских слов «муж», «мужи» произошли слова «мужчины» и «мужики». Мужики есть те люди, которые работают на земле, в кузне, у горна, на мельнице. Они кормят, одевают, обувают лучших мужей, то есть, мужчин, ничего не умеющих делать своими руками.

В те времена, когда разделения на «лучших мужей» и быдло еще не произошло, стариков так и называли: старый, кнёз, дед. Кнез это старейшина рода или племени, впоследствии слово видоизменилось. Князь – главная военная и политическая фигура государства и не обязательно славянского. В небольших германских странах верховную власть осуществляли тоже князья.

А как называли пожилых женщин?  Старица, старуха, старушка. Девицу, вышедшую замуж, называли жено или жёнкой. Владимир Даль, собравший множество значений слова «баба» пояснений о его происхождении не дал. Впрочем, цель такую он перед собой не ставил. Бабушка, бабуля, баушка – пожилая женщина. Баба – замужняя женщина низших сословий. Баба Яга – злая старуха, любительница похлебки из детей.

Откуда  слово «баба» к нам пришло? Из западных стран, конечно. Был такой лихой предводитель языгов Бабай, грабивший славянские деревни. В греческих и римских летописях склонность к похищению славянских ребятишек Бабаем не зафиксирована, и можно утверждать, что предположение автора не имеет под собой почвы.

Она есть. Детей, до потемок, бегавших на улице, родители пугали Бабаем. А кем стращали ребятишек, не хотевших ложиться спать? Пугали Букой.
– Встанешь с постели, Бука тебя схватит и съест.

Бука (Бевка) был родным братом Бабая и правил второй половиной племени языгов (язов). В славянский язык вошли слова: язва, уязвить, язвить. Язы или язи племя сарматское, уже во 2 веке появилось в Центральной Европе. Языги, поселившись между Тисой и Дунаем, жили грабежом. Их покорили гунны.

Вождь гуннов Аттила благоволил славянам и недолюбливал язов и готов. Те продолжали жить грабежами, славяне же издревле считались народом оседлым.

Римлянин Приск, посланный ко двору гуннского короля, оставил записки, в которых указываются имена ближайших сподвижников Аттилы. «Министрами» двора и иностранных дел служили славяне. Именно в эти относительно спокойные годы у славян произошел демографический взрыв.

Что же сталось с Бабаем и Букой? После смерти Аттилы остготские короли разгромили гуннов и захватили их земли. В 469 г. Бабай и Бука присоединились к большой антиостготской коалиции, возглавлявшейся королём дунайских  свевов Хунимундом. Кроме них в союз вступили также скиры во главе с Эдикой и его  сыном  Гунульфом,  руги короля Флаккифея,  гепиды и другие племена. Поддержку намеревался оказать и император Византии. Все они опасались возраставшей силы остготов и претензий их правителей на гегемонию в Подунавье.

О скирах необходимо дополнить сведения. Это было славянское племя, а управлялось оно гуннским вождем Эдиконом. Его второй сын Одоакр находился в Италии на службе императора, управляя племенем турингов.

Скирию (Штирию) и Корушку (Каринтию), области в Австрии, словенцы и хорваты до сих пор считают своей исконной землей. Здесь предки их жили на протяжении пяти веков.

Выступив в поход против остготов в 469 г., войско союзников расположилось лагерем на берегу реки Болия и неожиданно были атакованы войском остготского короля Теодемира и его брата Видимира I. В кровопролитном сражении полную победу одержали остготы.

 Множество воинов союзников погибло (вероятно и король скиров Эдика). Королю Бабаю удалось спастись бегством. Судьба же его брата неизвестна, так как после сражения на Болии сведения о нём в исторических источниках отсутствуют.

Иордан в «Истории гетов» победы в боях всегда отдавал королям остготов. В том же году, но чуть ранее Эдикон разгромил армию готов. Король Валамир, старший в роду Амалов, погиб. В данном случае видно, что коалиция не уступила Теодемиру, поскольку остготы не смогли быстро восстановить свои силы.

Противореча Википедии, скажу, что племя скиров не рассыпалось на части, а разделилось. Большая часть ушла к Одоакру, а с ними – руги и гепиды. Меньшая часть скиров во главе с Гунимундом ушла на службу в Константинополь.

Теодемир занял город Сингидунум, обещая передать его Византии, но слова не сдержал. Император исправно платил готам большие деньги за охрану Дунайских границ, но в 472 г. отказался от своих обязательств.

Причиной тому послужил поход Бабая в Дакию и разгром Византийской армии полководца Комунда. Старший сын Теодемира  Теодорих, обретавшийся заложником в Константинополе, выехал к отцу.

Бабай в то время находился на Тисе, в отдалении от стойбищ соплеменников. Теодорих с лазутчиками ночью ликвидировал охрану и ворвался в шатер. Изрубили готы всех от мала до велика. Так погиб Бабай.

Ярость язов была неописуемой. Часть готов во главе с Видимиром побежала в Италию. Буй-тур Одоакр наголову разгромил их и устремился в Сингидунум.

Теодемир с трудом отбивался от язов и славянских племен, сидя за стенами. Предавшие Теодемира византийские войска, шли с востока, чтобы добить остготов.

Вскоре подошла армия Одоакра. Теодемир решил прорываться на восток. По всей вероятности, ему пришлось заплатить золотом греческим полководцам, и те предали Одоакра. Остготы в кровавой рубке прорвались сквозь ряды язов, потеряв обозы, женщин и детей. Теодемир был тяжело ранен.

Теодорих под охраной византийцев увел племя в Македонию, в пустынную долину. Вскоре Теодемир умер и тинг провозгласил своим вождем Теодориха.

Остготы вернули себе былую мощь в течение одного поколения. Языги, потерявшие много воинов, не смогли восстановиться в течение четырех веков (!!!) и, наконец, влились в племя угров. К тому времени языги перешли к оседлому образу жизни, соответственно, начала развиваться своя культура.

Языги сошли с мировой арены, оставив у славянских народов в памяти о себе негативные воспоминания. Безбородые, безобразные старушечьи рожи их, нескладные фигуры, гортанный голос послужили архитипом для вредных славянских пожилых женщин. Их стали называть бабаями.

Интерес для нас представляет славянское племя скиров и о нем стоит сказать особо. Скиры, захватив Сингидунум, переименовали его в Белград. Часть скиров под водительством Одоакра вернулась в Альпийскую Италию.

Когда Одоакр захватил власть в Италии, из Константинополя пришел со скирами его старший брат. Скиры вернулись на древнюю родину в Скио. Из этих мест   славяне выдавили местное население, заселяя Венетию в 5 веке до н.э.

 Город Скио расположен на двух реках: Тимончио и Леогре (река лигуров).

После того, как Теодорих подло убил Одоакра, началась охота на его бывших воинов и скирам пришлось выйти из Италии. Они поселились возле Белграда по берегам реки, названной Тимок в память о древней родине, и стали зваться тимочанами.


Рецензии