Рекламист часть 3

   Продукт Плайсмент это  сладкий сон любого продюсера. Реклама без убеждения и напряга. Главный вопрос труженников экрана- как найти товар, который можно элегантно впутать в сказку.
   Вроде чушь собачья, однако  и на самом деле рыцарям- богатырям и красавицам- лягушкам позарез оказывается нужны памперсы и средства от перхоти, а без СВЧ печек и турбопылесосов просто немыслимо поднять в  воздух ковры- самолеты, сдать в эксплуатацию избы на курьих ножках и пустить в плаванье Синбадов- мореходов.

   Продакт Плейсмент стал всемогущим и всепроникающим средство проталкивания
товаров. Пентагон продвигает оружие от пехотного до космического, автоконцерны
начиняют лимузинами и спорткарами сериалы. В Японии консервативной и традиционной, вдруг рьяно взялись продвигать в кино сигареты и кофе. Настырно учили всех от гейш до самураев, как пользоваться уличными  автоматами - как пить растворимый кофе и дымить  кольцами. В России ударная сила РР пришлась на водку и пиво в печально известных "Разбитых фонарях".

   Под РР подгоняют сценарии, проводят кастинги исполнителей, придумывают искрометные  трюки. В некоторых фильмах - сквозной РР позволяет оплатить все расходы по съемкам и даже продвижению на рынке экранных опусов.
А сами актеры намертво присыхают к своему товару и даже становятся лицом бренда.
Из сотен различных товаров и услуг самое соблазнительное и безвредное РР это
продвижение самой местности.

    Оттого  отснято   бесчисленое  количество  различных  "Санта Барбар." " Спасателей Малибу" и "Полиций Майями". Что Маями и Париж! Да в родной  Москве существует комиссия которая курирует все городские съемки и финансирует те ли иные конфетки московских декораций.   Камера  въедливо проводя актерские  интермедии, дает панорамы шикарных пейзажей и городских красот.  А началось с бестолкового шпината Папайя и его непутевой подруги из оливкового масла. А на целых сорок лет! Дело выгодное и заводное.
   Даже истоптанная тысячами туристов Европа  ежегодно лихорадочно выбрасывает на экран криминальные поделки уровня "Джо" про ключевые примочки Парижа или боевики уровня "Залечь на дно в Брюгге".

    И обилие покойников и преступников всех мастей в этих опусах не снижает комплиментарность и привлекательности рекламируемых  пространств.
Однако и в этом ремесле есть свои ограничения и четкие законы.
Не увлекаться  алкоголем в кадре.
Четко разграничивать товары повседневные и  предметы роскоши.
Избегать навязчивости и негативных эмоций.
И главное -не прикипеть напрочь в этому продукту особливо ежели он дармовой и хмельной.

Глава 9  Продакт Плейсмент.

       Получив деньги, я торжественно объявил компаньонам, что надо срочно их пропить. Со временем у меня оформился комплекс Остапа Бендера. Благо времена были идеально схожие - времена триумфа прохиндеев и деляг. Берлаг и Корейко, время хрестоматийных афер и уличных разводок.

    И лучше побалдеть  от всей этой бодяги,  где нибудь за границей, пока дверь за бугор открыта настежь. Идеальное место  для оттягивания Прага.В этом славном городе я бывал много раз и знал как и где можно душевно  поиметь красавицу Прагу .
     Можно было бы рвануть чуть дальше в Амстердам или Рим, тоже  сильно  расслабляющие места.
      Но Прага это что-то - это и далекое и близкое сразу в одной кружке пива.
 Конечно мы осели не в студенческом типа Жасмина", а в приличном  Хилтоне -в двух номерах. Мы с Игнатом вместе Кристина  в люксе отдельно от старших товарищей.  Надо признать ,что серьезно к Кристине меня не тянуло - был достаточный негативный опыт с таким стрекулистками .Вначале заводит, а потом не отсморкаешься.Тем более секс с такой молодятиной просто уже опасен. А так крутится между нами как нештатная  скриптгерл без особых претензий и полномочий, набирается профессии.

         Прага  -это типовой туристический город с избытком  интима типа тайского массажа и прочих  шалостей и услуг.
      Вся реклама для местных, включая вывески  дешевых супермаркетов пишется мелкими букавами,.  крепится вне поля зрения туристичекой толпы.Сияют только  ряды пивных ресторанов  и дорогих баров.  Даже в центре Праги огромные супермаркеты "Альбрехт"   запрятаны  в подвалы, а сверхдешевые вьетнамские  лавки " Вечорка", с ценами двое  ниже московских,  вообще не сыскать. Но аборигены довольны.
        Конечно, лучше всего по Праге слоняться в Рождество, когда вся Старомястская площадь уставлена прилавкам ,  с утра до вечера бренчат на подиуме оркестры,  и толпами толкаются ряженные.  Но можно и так - в сезон.
      Первый день я показывал им весь пражский антураж,  музеи   тут не слишком
впечатляют, а вот храмах от Святого Витта до Эмаусов потоптаться есть смысл.
Лет десять назад мы мотались здесь в поисках истоков бархатной революции - кого это тогда занимало. Помню бесчисленные интервью с упавшими гигантами   чешского социализма и с прокураторами новых демократий. Помню просторную конюшню в пражском замке Троя заваленную демонтированными Ленинами в кепках. шапках-треухах и просто лысых. Сколько их было наваяно  придворными ремесленниками.Кошмарное число - не меньше чем по паре на каждую деревню Богемии. Заодно там же проскладировали  и  памятники своим номеклатурным   чешским богам.
   Я по случаю  показал ребятам обалденную уличную скульптуру Праги- все эти черепы и  задницы, писающих мальчиков и безголовых писателей,  мы потопали с Карлова моста и  закончили у Пороховой башни, где сгрудились главные пражские  универмаги,включая самый бюджетный "Бялый лябудь" с его хрестоматийными ящиками на входе, где  обозначено - "Задарма". Там  и десять лет назад кипами насыпаны разноцветные трусы для  покупателей обоего пола.  После того как ребята креативно зарядились, мы пошли дегустировать  пиво.
      Честно говоря я чешское пиво люблю не шибко. Оно специфическое - с избытком муравьиной кислоты. Тяпнешь  пару кружек - и все  ты красный как рак и все выпитое  выскакивает пенной струей навылет.   Ехидней чешского, разве только китайское пиво. Поэтому я  душой  ближе к доброму  германскому лагеру. Некрепкому, пряному и не угнетающему своим игривым характером. 
Кристина этот ньюанс сразу просекла,  на местное пиво не налегала и обзавелась маленькими плоскими мерзавчиками Бехеровки, которыми таскала с собой повсюду.

На следующий день Игнат рванулся по местным рекламным конторам;
Этого трудоголика было не остановить - она работал даже во сне.
-Ты ж языка не знаешь, - пытался я его урезонить.-Как ты их будешь разводить?
-  Мы  рекламщики,как Маугли, все  из одного сдобного  теста,- отмахнулся он.- И болтаем на одном языке - креативного азарта.
 Мы с Кристиной чинно взяли такси и отправились на воды в  Карловы Вары. По пути я пытался объяснить,  что основная удача Чехии в холмстом пейзаже, на котором удачно было размещать  живописные замки. Именно это и нравится туристам, привыкшим глазеть на современное стекло и бетон.

  Мы неспешно  прошлись по ухоженному ущелью, уставленному солидными санаторными зданиями. Отовсюду тянуло настоящей Европой. Д и народ кругом был   какой то невозмутимый и консервативный - тут и рекламы никакой не нужно.
  Стоя у легендарного Вржидла с кружкой теплой целебной мочи в руки и. морщась от родной речи, звучайщей со всех сторон, я пожалел, что не двинул дальше в Париж.
- Ну надо же какие люди ,- услышали мы за спиной вдруг,- Ну и встреча!
   Ну и встреча! Наш заказчик по хлебопечкам собственной персоной. Уже не в протокольной форме -а  в махровом халатике и шлепанцах, невзирая на свежесть чешского ущелья.
- А Вы-то  тут по какому случаю? - после паузы только и выскочило из меня.
- Вышел  из своего дома на променад - да и полечиться пора,- просветил нас он благодушно..
- Так у вас тут недвижимость как у нормального бизнесмена? Теперь  вижу, что выпекал свой хлеб не зря - реклама прошла по делу.- засмеялся я
- Это есть. Нормальный ролик слабали - без претензий. Товар пошел резво. А сюда я попал
исключительно по старой мудрости - полжизни трать здоровье, чтобы заработать деньги,
по потом трать капитал, чтобы здоровье вернуть. И сразу оценил  ситуацию  - дом тут неплохая инвестиция.Тут вообще все наши скупили. Оптом. Едва успел развалюху пансионат прикупить по случаю.
- Интересное дело, -вырвалось у меня с подозрением.- Что то я рекламы по этим самым Варам  на отчизне не наблюдал.
- А ее и нет, - засмеялся заказчик - Тут в основном германцы набегают на лечение - им ближе - давно тут пасутся. Ну а наши так. Эпизодически - да и пока Минводы выручают Но я  как раз хочу свой лепрозорий продвинуть.  Возьметесь?
    Это как то  рухнуло в руки  неожиданно - я привык, что заказы  мне таскает Игнат.

    Мы прошлись  к пансионат, который прятался в третьей линии ближе к горам  и посмотрели его недвижимость. Впечатляло не слишком - по виду типовая сельская школа, перестроенная в приют для престарелых. Да и ремонт еше не близился к финишу. И я подумал, что тут без Игната не обойтись.
     Вечером мы столкнулись в номере. Игнат был зол и замкнут , как загнаный волк.
   -Послали подальше, тут  не Москва -без местной лицензии, хрен чего получишь. Да  еще и тендеры у них на каждом углу,-  проскрипел он.
     -А у нас обломилось, -с легким злорадством объявил я .- Есть  подача с привязкой к Карловым варам.
     Утром мы уже топтались в Карловых Варах втроем. Заказчик дружелюбно смотрел как Игнат обследует сказочную чешскую местность. Оглядев пансионат он резво рванулся к Вржидлу.
- Завелся  с ходу, -пояснил я заказчику.- Ищет целеполагание.
К обеду Игнат прибежал в ресторан, где мы мирно пожирали кнедлики со свининой и сразу  выпалил.
 - К черту всю рекламу!  Будем делать кино! Ну не кино, а сериал сделаем.
Кнедлик сразу застрял у меня в горле.
-  Тут такие пейзажи  - картинка живая и сладкая. Я все обстучал - тема живая - наши вдали от Родины, но в шоколаде. Тут пахнет сериалом точно,- убеждал нас Игнат.
  - Игнат,  очнись - кино не наша поляна - какие у нас навыки, -пытался я его урезонить. Напрасно.

     На самом деле - навыки у нас были - лет пять назад  мы замахнулись. на   рекламный фильм  про Оку, инвалидную коляску коммунизма.
     Это же не каждый рекламист прогнется на такой просроченный товар.-  морщился я недовольно. Связываться с масштабной затеей было вовсе ни к чему - была  в работе кой какая мелочевка. Но Игнат был неугомонен.
- Ты что только Брабусы хочешь рекламировать?- кричал на меня Игнат,-Вспомни Бернбаха! 
Да  был такой рекламист прокруче всех. Отдельная школа парадокса, которая рекламировала совсем глухие товары.
     Только  он сумел впарить американцам, любителям огромных лимузинов и стремительных спорткаров –  Америке, победившей немцев стране -  тарахтящий фольксваген, да еще с задним мотором. Это надо уметь!
      Тогда мы сидели  с Игнатом пару дней, пожирали дармовые пельмени от предыдущего заказа по-моему «Дарья» и  перебирали варианты получить заказ.Давай подумаем как нужно эту тарахтелку рекламировать?
Вначале меня понесло на Бендеровский автопробег по бездорожью и разгильдяству. Но было ясно что на этом примусе далеко не ускачешь. Оставался только Серпухов - да и так под сомнением.
      Какие  были варианты на тот момент:
      Первый вариант с моей подачи– Арт такси - пробег по крупным городам России с звездами эстрады.
-Ты что думаешь, что они будут по Москве кататься на Оке? Хотя дареному коню под хвост не смотрят,- убежденно твердил Игнат. Под хвост  Оке смотреть никто не стал.Кому только  мы не предлагали.
   -Ну если не клюнули, - смеялся я- Давай распишем АРТ такси. Снимем крышу, распишем под хохлому кузов. Пальчики оближут.В конце нужно  побольше известных лиц. Тестемонирование проклятое обязывает -  Киркорова, Пугачеву,это вряд ли а вот  эстрадную пехоту можно ангажировать.
 -Прокрутим к  месту  клипы. Кинут пару фраз импровизационно. Хватит на все про все.- размышлял в сомнениях я.
    - Точно нет .Да кто на нем поедет - только клоуны,- остудил меня  Игнат - Это же прокол имиджа.

      Второй вариант Самоделкины – минимум средств на обслуживание- сервис в подворотне. Тоже не впечатлял никого. Потом придумывали  тесты. На экономичность, на проходимость, на выносливость Товар трогать нельзя. Он в кадре должен быть натуральный. Серийный. Чем хуже тем лучше.
Заставим МаЗ вытягивать из болота! - мелькнуло в голове гротесковая идея и растворилась.
    Третий вариант:  пробег по городу –Серпухову, оказался самым проходным
Завод давал на  гонки  автомобилей  десяток ( формула 900 -  Ока)Основательно позабытая Ока была запущена в рекламу.
-Никаких лишних денег.-невесело обмозговавал итоги  переговоров с местной дирекцией Игнат, - Только Ока нам с тобой, каждому по штуке. Ведущему штуку. Гонщики, если захотят, возьмут для дачного пользования. И то все после этих гонок. С пробегом в тысяч десять. Правда все довороченные и докрученные местными мехниками.Не реально крутить такой проект.
-  Ну отчего нет ? Все реально. Хоть и не жирно .Только пусть мэрия починит мостовую, а то мы без колес останемся, - шутили заказчики.- Ищите эфир - деньги есть.
Значит нужен было обмозговывать и согласовывать формат программы.На такое мы тогда не тянули.
Пришлось в итоге идти на телевидение с поклоном и просить эфир.
-Гонки обязательно?  -с сомнением  размышлял я
-Гонки обязательны,- отвечали мне телевизонщики.- Будет гонщики раллисты. Все по правилам  под стенами Серпухова. Мэрия город приведет  в порядок, чтоб туристы позарились на  экскурсии. Когда пошло финансирование гонок и подписание договоров, мы оказались консультантами , и  гонорары ломовыми не  оказались.
Нас в итоге  отодвинули на рубрики.И Оку так и не дали.

И все равно это  не убеждало никак. Одно дело Серпухов другое - Европа.
Ну это все лирика. Тут другие вкусы и другой цимес.
-  А финансы? На хлебопечки кино не сделать.- осторожно острунил его я.
-А тут наших ребят прорва. - убежденно  твердил нам Игнат. -   И рестораны и лечебницы и тур агенства.  Скинутся - на курорты еще и субсидии выделют. Как в Римини - не сезон  и пусто,но мерия подбрасывает, чтобы  гостинничный фонд не обвалился.
И тут я и впрямь подумал, -  Отчего нет?  Чего только не бывало. Ведь и Чеважевский со своими окорочками Буша и да Грымов со своими мерзкими окурками из женских тел, тоже в итоге добрались до высокого  экранного искусства. Грымов, правда на пути к лапидарной фигуре худрука столичного театра наделал порядочно экранного продукта. Одна лишь "Муму" в его  интимной версии интерпретации потрясла всю столичную публику.

   Пару дней мы, запершись в номере в Праге, расписывали синпсис сериала, не имея еще и договора.  Ну потянуло на работу в хороших декорациях.
 Кристине позвонили из Москвы и она, сделав озабоченное лицо первым самолетом убыла домой. Мы даже и не заметили бегство сабинянки. Так нас зажевал чешский разворот.
  Просился сразу простенький сюжет о излечении на водах российского обывателя, разочарованного в консервативном лечении. Типовая экранная тягомотина не заводила.
  - На хрена это дребедень. Никто смотреть не станет, - разочарованно говорил Игнат.Его всегда заводил хороший  экшн. со стрельбой и погонями. В струе  сериального майнстрима.
     В конце концов  сошлись на варианте супружеской пары - жена лечится, а муж при ней заводит  роман с местной  врачихой, раскручивает ферму со страусами и постоянно отбивается от братвы, вышибающей из него прежние долги.   
 .  - Ну ведь можешь! Я всегда говорил , что из сносного копирайтера по случаю выйдет приличный сценарист! Главное сюжет сколотили. А на диалоги мы наймем  профессиональную братву. - собираясь в Карловы Вары, радовался Игнат.
Он смылся собирать инвестиционный пул, а  я следуя Кристине набрался Бехеровки но уже из нормальной поллитрухи. И славно. Через пару дней с договором мы вернулись домой.

 Сразу по прибытию  Игнат штурмовал бастионы телевидения. СМИ - Это вещь сама
в себе -там царят абсолютно неопостижимые для других принципов, недоступные для непосвященнх ценности. Нельзя сказать, что мы были совсем посторонние люди, но телевидение в ту поначалу так сильно трясли по причине смены владельцев, что всегда приходилось начинать поиск общих интересов с нуля. Помимо, не к ночи помянутой Оки,у нас был еще не слишком позитивный опыт  работы с эфиром.
        Как то раз мы получили заказ и бодро выполнили рекламу заграничных матрасов. Сделали  даже два варианта - ну так полагается, если заказчик будет капризным,  один с намеком на секс и другой - для совсем больных пенсионеров с радикулитом и остохондрозом.  Нашли актеров и подложили красивую музычку с  шикарными басами. Заказчик был в диком восторге. Принял оба варианта, более того он оказался шибко верущим и ухватив меня за рукав, шопотом прочел целую молитву. Это меня тронуло - такого еще не было. Деньги и деньги. А тут  - от  самой души.
  А вот когда мы пристроили рекламу на канал  и там ее стали прогонять, тут что оказалось не так. Вначале мы не могли понять - потом, когда я записал с эфира ролик и сравнил с
оригиналом понял - они на эфире  взяли и зажали басы. Картинка таже , а музыка стал стала отстойной. Ну, небольшой такой   привет от конкурентов. Не лезь поперек старшего дядьки.
 
Кубышкин объявился через неделю  мрачный и нервный.
-   Дело дрянь ,- объявил он с порога.-   Все оббегал, всем  оттопал мозоли - теперь я совсем не удивлен, что на нас скинули размещение.  Они делают ставку на сериалы   от Американских и бразильских до пошлых индуских Абарагу А-ааа. СпортивноеТВ еще не созрело ведь у нас  кроме футбола и тенниса народ не интересуется.    Все  крутят и отмалчиваются. Тут надо разруливать с самого старта. Придется мне смотаться в Дагестан и просечь все  все риски на месте. Отсюда не черта не видно.
- Сам справишься? - посочувствовал я.
- Не справлюсь вызову -добирай все хвосты и пока тренируйся с байком. Вдруг запустим.

   глава 11 Фильм  для чиновника
   
   Если у вас на душе помойка и хочется застрелиться, посмотрите японскую рекламу.Не пожалеете никогда.  Это такой ураган провинциальной буффонады, такой искрометный коллаж деревенских ужимок  гэгов и приколов, что вылетает вся муть из души сходу. Абсолютно ничего реально серьезного для коммерции,  как  в класической американской рекламы. И как не странно - это и работает. Никому из нас не суждено понять принципы японского позиционирования. Как-то на спутниковом канале. мне пришлось посмотреть  традиционную   джинсу- два придурка клоуна смакуют  рыбу в различных  рыбацких гаванях  Японии . Эта дегустация была тотальная - все и везде. Им просто нарезали куски свежей рыбы. Не рыбы- фуги, естественно, а то бы они много бы не накривлялись. Но те ужимки и гримасы застряли навсегда; такой буффонады я не видел даже у испытанных
клоунов цирка ДюСолей. Словно трескали они не сырую рыбу, а настоящее парижское фуагра с малиновым вареньем.

Только мы появились в Москве,как меня  вспомнила вдруг Кристина  и похвалилась первым проектом. Выяснилось, что она вписалась на заказ на  фильм о столичном районе . Этот наивняк вдруг почуял себя Феллини и начал брыкаться с мощью священного кентавра. Счастье самосоятельного труда распирало деловую барышню.
Меня это вначале  никак не  заинтриговало - явно комплиментарный буклет районного масштаба .

   Видели мы такое пачками лет десять назад - когда  новая власть набирала силу.
Но она понесла такую ахинею про съемки с вертолета, постановочные сцены и прочее, что я потребовал,  чтобы она принесла мне синопсис -ну что, как  и где она собирается снимать в районе.
 Я не интересовался,  как она вышла на сравнительно серьезный проект - ее мама имела  в собственности несколько  кабельных каналов и там сумели развести честолюбивого префекта на  имиджевую ленту - а в постановщики она попала автоматом.  Такое  в то время было нормальным явлением.  Это кажется, что  нашей стране режиссеры и писатели не очень любят рекламу. Не смотреть , ни делать.  Принято считать, что стыдновато в России для мэтров пахать на рынок: репутация не позволяет размениваться на мелочи, малые формы, а может  маркантилизм человека порочит. Это не так и сидеть без дела и лязгать зубам от зависти они не будут. Сам товарищ Михалков строгал рекламу не только про Фиат. А Великий Феллини ковал рекламы регулярно - про Напитки "Кампари биттер", макароны - барилла и  Банк ди Рома в Италии. И ничего,  не  опустился.
   Назавтра сияя, как  императорский фарфор, Кристина примчалась ко мне.
Синопсиса  как такого не было -  было несколько точек по  техзаданию префектуры, связанной легким текстом, который мало кому понравится не только на экране. Она прикинула вопросы навскидку. И все. Я внимательно просмотрел содержание.

 Что   выставила префектура :  ключевые персонажи   - неизвестный, но с русской фамилией художник. местный непризнанный гений,  известный но не с русской фамилией  композитор, имевший там студию записи,   нежирный банк, только что переооснащенная больница, пара  невзрачных  храмов на выбор - один отреставрированный внутри а другой только снаружи, да и новостройка этажей на сорок.
-  Слушай меня внимательно, ночная ты ваза Марии Антуанетты, -внушал я ей строго и назидательно.  - Первым делом ищи для ленты медийное лицо - харю по известней и по лапидарней. Накидай ему текст под нормального обывателя. И чтобы он отработал социальную маску добросовестно.
- Они мне дали кой кого на выбор у которых там квартиры- они там не живут, но иногда светятся.Должны помочь если надо, - пискнула Кристина.
Этими кое-кем оказались известный сатирик,  фольклерный семейный дуэт, и авторский песенник. Впрочем, песенник сразу просек всю декоративность этой затеи и отключил телефон. 

  -Никто тебе, зеленая ты редиска в этой стране победившего волюнтаризма никто не должен. Ты скоро это поймешь.- урезонил ее я.-   Если сумеешь  с ними договориться  - то хорощо. Медийная публика капризная и жадная - заруби себе на лбу. Начнет мотать нервы условиями и ограничениями. А потом еще и кинет. Затем сумей поставить  себе сверхзадачу. Всюду  идет дуэль брендов - кто сильней тому и полагается.Твой бренд - ноль.
-Это как?- вылупила глаза Кристина.-И что делать.
-То  что я учил на лекциях. Вспомнить все! Найди способ воткнуть в кино мэра или способ сделать ему комплимент на уровне Гомера с полнометражным пафосом. Для этого и строгают эту дребедень. Это обязательно - может тебе не сказали - но  к этому приходят самоходом через проколы и пролеты ,- нравоучительно щелкнул ее по греческому носу я.

 Кристина поморщилась, но стоически промолчала.
-Пойми заказчика, - внушал я ей психологию типового  бюрократа.- Главное - как говаривал старик Станиславский -  не задача, а сверхзадача : вся затея- только что бы всунуть личную благодарность щефу -самому мэру, а лучше президенту. Другой цели у чиновника нет по определению.
Кристина  понимающе кивнула.
-А еще неплохо бы задвинуть  на тот же бюджет  еще сюжетик , на уровень повыше чем больницы, садики и местные таланты,- тут понесло меня  раскручивать концепцию фильма для чиновника. Ну да, ведь  академический доцент -он во мне всегда квартировал. 
 - Да там ничего такого -спальный район,- развела  руками Кристина.
-Карту давай,  киндер сюрприз, - приказал я строго,- А  может там театр андеграунда. Или шапито.  Ну- ка глянем- ну да - тут МГИМО. Что я последние десять лет ничего про него не слышал. Закрытое режимное предприятие. Прорвись  с камерой и сними там под этот тухлый  заказ сюжетик. А вдруг куда пристроим.
  Я  еще раз внимательно просмотрел  жидкий синопсис Кристины. Художник меня заинтересовал - а вдруг там подпольный Модильяни ли Ван Гог, который хранит сокровища в чулане. Такое бывало в России - стране чудес креативного зазеркалья. Что долго вспоминать - Чурленис - вдруг  выстрелил почти как Пикассо.А  так и всем был по бабарану.

- Группу сколачивай - посмотри что они умеет сходи на пленер порепетируй.- мимоходом посоветовал я.
- Деньги мне дали и есть оператор с канала. Снимать завтра. Надеюсь что  пять сюжетов по времени  слепим. Единственно что - сатирик поставил жесткое условие - техника профессиональная -никакой любительщины, у мамы на канале такой просто нет но я заказала на ТВ в аренду.Там район махонький - думаю свободно за смену уложимся. Главное актер согласен у него день свободный - потом - гастроли, не поймать.

Очень ей хотелось все самой - я тут даже и не вписывался. Пущай рискнет - не надорвется как мы с Игнатом на заре дикого капитализма - значит повезло.
-Ну ну удачи тебе , -сказал глядя на наивное создание,  каких чудес только не бывает!!- Ты только сделай контрольный звонок, а то можещь вляпаться с этими арендами .
Ночью звонок  - Кристина. И сразу сопли с визгом. Ее подставили и послали далеко и надолго. А тут -  все готовы, а камеры нет и не предвидится.
  Я   с чувством выругался и потянул из шкафа свой гроссбух рекламиста- альма матерь производства - сотни имен и телефонов на все случаи жизни. Не только полезных людей,но и спецов - редакторов, режиссеров, актеров. Там были даже адреса в Праге, Берлине  и Будапеште, где можно было схватить сходу любую технику. Был даже адрес одного хозяина в  берлинском Марцане, у  которого под кроватью было аж семь  японских бетакамов.

   Что Берлин!  В свое время разной  техники было и в Москве выше крыши. В институте Марксизма Ленинизма  догадались прикупить  аппаратуру, чтобы самим научным работникам в  1988 годы снимать в Финляндии страдания Ленина в ссылке. После распада и закрытия института камера оказалась в руках одной аспиранши. которая просто н знала что с ней делать и предлагала технику всем халтуршикам с единственным  условием - вставить ее в тритры
- Скажи куда подгонять технику?-закричал я в трубку.- Больше.от тебя не требуется ничего!

  Я звонил всем подряд и добился пять твердых обещаний с камерами.В три часа ночи я нашел камеру аккурат напротив съемочной площадки на проспекте Вернадского. После чего спокойно доспал эту  бедламовскую ночь.
Утром  я застал  засморканную  Кристину у памятника Гагарина в бодром одиночестве и наказал  никуда не двигаться и  ждать полного сбора.
После чего я двинул за камерой напротив  с деньгами в руке. Дверь оказалось открытой: я осторожно вошел под рулады крепкого перегарного храпа,  хозяин дрых  в одежде на диване, на столе стоял  дорогущий японский Бетакам, рядом заряжались аккумуляторы. Владелец оказался пьяным и к тому же инвалидом. Я спрятал деньги в карман. Пока я раздумывал будить его или просто забрать камеру, хозяин проснулся,  глянул на меня мутным глазом. Я его видел первый раз в жизни - да и он меня тоже не чаще.
-Ты его верни, ладно.- проскрипел он и снова закрыл глаза.
Когда я вернулся к памятнику  Гагарина вокруг Кристины уже шевелился  народ - артист Иван Марлозоров, оператор и еще пара техников с точно такими же камерами, как у меня в руке.
Я облегченно вздохнул - перспективы проколоться не предвиделось.
Я поздоровался с группой, пожал руку артисту и отозвав в сторону Кристину. В спину нам артист напомнил, что ему через пару часов нужно спешить на самолет.

- Хрен с тобой - подумал я и наметил оперативный план съемки.
- Слушай меня, Лени Рифеншталь, отработай с актером сквозной сюжет о районе спонтанно и ситуативно, на основных точках успеешь и отпускай его с богом.     Потом бегом в префектуру и тащи  заказчика  в тот храм,  который уже отреставрирован  внутри  Пущай помолится и заодно облегчит душу комплиментом   Лужкову. Обязательно крупными  планами и больше дублей -чтобы ощущалось усердие. Потом снимешь другой храм только снаружи. Смонтируем - картинка будет  цимес - никто кроме местных и не поймет этот наворот. А я тем временем пройдусь по другим площадкам - художнику, банкиру и девелоперу.

- Он не хочет читать текст, а там смысловое ядро, - пожаловалась Кристина. - И вообще сказал, что намерен заняться хеппенингом -  разводить прохожих  на откровения.
- Великолепно,- вырвалось я меня.- Пущай потолкается возле  метро - не страшно,  парень он узнаваемый - имидж клоуна у него есть. Дадим на  наш протокольный сюжет чуток эстрадного сумбура.  Только,  если его никто не узнает в первые десять минут - текст в руки  и  пусть озвучит за кадром  весь сквозняк.  Упрется - не беда  - прочту я сам. Не впервой. 

 Благо техника нас уже не связывала. Можно было и выдать  качество.
У художника я сразу ринулся в запасники.
Как я ожидал, у него было  налеплено более семисот картин разного  стиля и  тематики.
Они были бережно разложены по стеллажами-  запасники занимали целую команату  в трехкомнатной квартире. Я принялся их оценивать - что-то в станковой живописи я понимал.
Вначале первые серии меня не впечатляли - он всю жизнь оттрубил оформителем на заводе и потом пошли заводские интерьеры станки и продукция в ящиках и без.
Были и серии рабочих портретов. Лица так себе  замученные, совковые, да и кисть торопливая без лиссировки.
Много места занимала Москва - семидесятых. выполненная в ярких бравурных тонах
праздники,  демонстрации и прочее.

Такой творческий коллаж было явно в традииции - в свое время  подбирая кинохронику тех лет для одной  проходной работы, и вдруг  обнаружил, что все это было  снято с привязкой к пропаганде. Обязательно в кадре торчали лозунги  типа " Слава КПСС" или портреты вождей. либо кумачевые знамена.
А вот  дальше было интересно - батальные серии для души - 1812год в духе Рубо.
с  обилием  фигур и канонады. Странно что они никому не понадобились! Патриотизм, однако! А в самом конце я нашел небольшую серию разрушенных церквей - похоже Подмосковье с проросшими на куполах и стенах березок. Жалостные такие в багровых тонах.
То что надо - мелькнуло сразу.


   Я  приказал художнику собираться - взял пяток  животрепещущих полотен и этюдник и потопал  с ним к ближайщему  храму. Художник поспевал сзади, на ходу репетируя большое спасибо  родному префекту. Никаких  лишних слов от него я не планировал.

    Когда снимал художника  на паперти - мимо пролетела сияющая Кристина с  Марлозоровым,
 в руках у него  белела бумажка с текстом - уговорила. Молодец!
Трудно было остановить художника - так он размяк и понес благодарности  всем подряд, включая  Леонида  Ильича и  Михаила Сергеевича.  Я не удивился - оказалось,что  на экран он попал впервые в жизни.

     С  банкиром оказалось все сложнее.  Банк  финансировал много чего хорошего и плохого. Но он сам, как и все нормальные банкиры был абсолютно не  медийным.
- Зачем мне светиться,- объяснил он свою позицию,- вы  меня покажете и пойдет  фонтан  различных прожектов, различных  просьб и  мольбы. Ко мне и так ежедневно подсылают до  сотни душераздирающих петиций. Больные, сумасшедшие, бандиты,  банкроты - кого только нет. Ну,  могу я рассказать про детский садик, который мы   проспонсировали. И все.
Остальное  - увольте - не те времена - у нас Ротшильды живут с оглядкой.
Я ему поверил - в одной стране живем. Подснял я его в кабинете без лишних откровений только  благодарность власти, ну  и фасад  на городском пейзаже
 
     Оставался девелопер - солидный мужчина кавказского типа с ухоженной бородой.
 Сели мы у него в кабинете - вид из окна двадцатого этажа на  ряды облупивщихся хрущоб был отвратительным,  если бы он не собирался их сносить.
Это и было главным посылом всего фильма-  "До основанья - А затем!".
И про новый мир он  рассказывал охотно - баритончик у него  был поставлен грамотно.  Видно насобачился общаться со СМИ.
И как будут сносить  советскую рухлядь - - эскаватором или взрывом, какие тут хоромы  вырастут,куда он упрячет автостоянки  и  где раскинется  масштабный  аквапарк.  Тут внезапно появился проспавшийся владелец камеры и освободил меня  от съемки.
   Снимал он,как выяснилось потом скверно - тряслись руки с похмелья. Но его пустили свободно - он здесь был застарелым  гостем. Что еще удивило - как  запросто он поздоровался с девелопером- похоже были знакомы близко.
Все шло складно  - И черт меня дернул  спросить его о прошлых проектах . Чем он занимался до  этой глобальной перестройки.
И тут он запнулся - понес ерунду о социальных обзательствах и  любви к городу.
Что то было не то - нормальный журналюга, наверняка, был стал раскручивать правду матку, но мне это было ни к чему.
Я  аккуратно остановил его,  сказал инвалиду подснять живописный макет застройки и откланялся. Уже на лестнице я  нажал на  инвалида - было интересно куда я залез невпопад.
    Инвалид усмехнулся и сказал - что на деле девелопер сам префект - а этот, с бородой, в прошлом  обычный буфетчик в администрации.
Доверенное лицо - дома сам не строил. Зицпредседатель.
 Но говорун приличный. Бывают  в жизни парадоксы!

На улице меня ждала Кристина с отснятым материалом. Префект нас не подвел отчитался по полной программе и даже перекрестился в храме. В четыре руки мы уложились часа в четыре. Рассказывать компромат про префекта я ей не стал - ни к чему ехидство под руку. Пусть собирает  фильм как заказали, без  излишних экспромтов. Главное чтобы пафос не потеряла!
Вот так - она  рванулась на монтаж,а  я к студентам.


Рецензии
Добрый вечер, Владимир!
Прочитала 3-ю часть повести, интересно почитать о кухне изнутри рекламщиков.
Жму зелёную!
Скоро прочту и 4-ю часть.
С уважением,

Анна Мельниченко 2   18.10.2021 19:17     Заявить о нарушении
Согласен - креативная кухня не всем доступна. Свой мир - иная логика. В девяностых жесткая конкуренция. Сейчас многое упростилось.
удачи.

Владимир Падейский   18.10.2021 19:22   Заявить о нарушении
Иной раз, как хочет заказчик, - логики нет...
Сейчас конкуренция за идеи. Заказчик хочет выделяться из толпы. Простые, заезженные решения его не устраивают.
И поэтому порой в рекламе, или в дизайне мы видим "шедевры". Хотя как, говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. Эт я просто провожу параллель между рекламой и графическим дизайном.
У нас долго на автобусной остановке на Щёлковской висел плакат-баннер с повешенными ногами... Креативная концепция рекламы обуви и бренда... Запомнился же?!
Запомнился!
Чего ещё надо?
Хотя бывают встречаются и интересные работы.
Спасибо, и Вам удачи!
С уважением,

Анна Мельниченко 2   18.10.2021 20:04   Заявить о нарушении
Реклама воспринимается на грани эстетики и эпатажа. Но обязательно с ментальным подтекстом. Поэтому и японская реклама уникальна.

Владимир Падейский   18.10.2021 20:45   Заявить о нарушении
Честно признаюсь, не видела японскую рекламу. Интересно даже стало. Вот турецкую - да. Так как смотрю их кинематограф, и там бывает редко где-то проскакивает реклама. Но она у них очень сильно отличается от европейской, так как везде серьёзная цензура до сих пор. Я бы сказала, что она у них очень простая.

Анна Мельниченко 2   18.10.2021 21:10   Заявить о нарушении