О Чёрном квадрате Малевича
— Темен, и зол, и свиреп:
Инок у входа в обитель
Видел его — и ослеп ...
Александр Блок
По просьбе моей тёзки и товарки по цеху любителей писательства углубилась в исследования и интернет-дебаты по поводу «Чёрного квадрата» Малевича.
Прочитала массу восторгов и тонких исследований на тему глубины этого "шедевра".
Не удержалась и написала в коменте: «А король-то голый!».
Потом нашла высказывание одного из посетителей той выставки, на которой впервые было эпотажно представлено «полотно» Малевича.
Александр Бенуа - художественный критик, основатель объединения «Мир искусства».
В газете «Речь» в январе 1916 года Александр Бенуа пишет:
«В углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» господина Малевича, изображающее чёрный квадрат в белом обрамлении.
Несомненно, это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер, это и есть то «господство над формами «натуры»…
Чёрный квадрат в белом окладе – это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле.
Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем «Мерзость запустения» и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели.»
« В углу, высоко под самым потолком, на месте святом! » – вот главная фишка и дерзость этого «произведения». Здесь же и предмет восторгов пред дерзостью иноверца, позволяющего себе вторжение в святая святых народа этой страны.
Да, Малевич был в теме начинающегося в России!
Уже написан роман Достоевского «Бесы». И неустанно трудятся и готовят переворот всего святого, чем веками жила Россия, будущие вожди пролетариата.
Пугающая мерзость духовного запустения, о которой говорит в январе 1916 года Александр Бенуа, взирая на "Чёрный квадрат", уже очевидна в картине Малевича "Косарь".
Посмотрите, как мерзко грозен мужичок на иллюстрации. Стриженный под горшок, с глазками-щёлками и с косой в руке.
При этом подбор цветовых решений и форм говорит о несомненном таланте художника.
Поза мужичка, взгляд из-под лобья, коса в сжатом кулаке, пока опущенная, и фон картины кроваво-красных оттенков. Всё намекает на предстоящее, и судя по "Чёрному квадрату", выставленному на Божнице, художник ловко вносит свою лепту в грядущии события.
Пустота на Божнице - это расчеловечивание.
Кто-то из великих уже сказал, скорее всего это было сказано Достоевским: "Если Бога нет, то допустимо всё". Все нравственные и этические ограничения сняты. Та чернота, которая нашла местечко в душе безбожного человека может быть выпущена и начать творить свой беспредел.
До Октябрьского переворота и последовавшего за ним начала разрушения церквей, истребления верных и просто народа этой страны, остаётся около года.
Товарищ, не трусь -
Пальнём-потешимся
В Святую Русь.
Эх, эх - без Креста!
Александр Блок
Свидетельство о публикации №219120701418
Александр Жданов 2 03.10.2020 23:43 Заявить о нарушении
Наталья Алексеевна Горенко 11.01.2021 16:20 Заявить о нарушении