Кому польза от войн?

             Казалось бы, что можно добавить после Эразма Роттердамского и Вольфганга Борхерта к тому, что война — самый глупый поступок, на который способен человек?

            Но, оказывается, современники наши стали еще страшнее и безответственнее своих предков, живших 100 или 500 лет назад — во времена Эразма и Борхерта. Большинство из них слабо ориентируется в реалиях современного мира. Несмотря на степень распространенности и доступности интернета, наши современники все еще предпочитают компьютеру телевизор. Следует напомнить им, в таком случае, о мире, в котором они живут.

           Итак, больше всех пекутся о том, чтобы начать войну те, у кого в руках реальная власть, большие деньги и другие ресурсы. Это те самые 20 % Парето. Это люди, которые имеют в своем распоряжении львиную долю доходов от труда своих соотечественников. Вследствие ожидаемых от потенциальной войны выгод, которые, как  кажется этим махровым садистам и циникам, они получат в течение или по окончании военных действий, звучат призывы помочь, защитить или предупредить какие-то, большей частью, мифические угрозы. Причем, политические причины войны часто прикрываются экономическими причинами. Экономические причины важны, но политические - судьбоносны.

           20% Парето в любой стране, в любое время, готовы пожертвовать жизнями своих сограждан и соотечественников ради осуществления и реализации собственных планов и целей. Было бы странно, если бы эти планы и цели на 100% совпадали с планами и целями народа и государства. Демократия и авторитарное правление разнятся лишь в деталях. По сути же, люди, попавшие в политическо-экономическую элиту, полагают, что могут использовать должность или финансовые возможности, в первую очередь, для достижения личных меркантильных (во всех смыслах этого слова) целей. Ведь власть портит людей, а абсолютная власть портит абсолютно (Джон Дальберг-Актон).

            Вопрос: что приобретает рядовой гражданин, из оставшихся 80%? Его могут убить на войне, он может попасть в плен и подвернуться жесточайшим пыткам, он может стать инвалидом, и уж будьте уверены — мировая история не пестрит примерами государств, которые на постоянной основе, качественно, заботятся об инвалидах и ветеранах войн. Более того, рядовой гражданин, даже если сам не принял участие в военных действиях, все равно страдает от войны: на войне гибнут его родственники, с войны возвращаются его близкие, друзья — зачастую надломленные психически и с ампутированными конечностями. Наконец, те 20% призывают к подвигу в тылу — дескать, недоедим, но победим... Поверьте, нет на свете (никогда не было и не будет) женщины, которая бы рожала свое дитя для того, чтобы его разорвало на куски снарядом, превратило в деформированный обрубок, уничтожило голодом. Так что стоит серьезно задуматься о логичности поступков подавляющего большинства политических лидеров, признанных национальными героями.

          Стоит заметить, что уровень оторванности правящих политических элит от народа в странах-участницах и государствах-сторонах конфликта прямо пропроционален уровню ожесточенности и бесчеловечности будущей войны. Чем больше дистанция между народом и политическим закулисьем, чем меньше народ знаком с истинным положением вещей в соседнем районе или во внешней политике, тем больше вероятность того, что новая война окажется для народа кровавой баней, превосходящей в тысячи раз все предыдущие.
          Другим условием для таких войн являются зашкаливающие (и взаимосвязанные) уровни государственной пропаганды и глупости широких масс.

           Странно, что от США до Китая, от Гренландии до Австралии не запрещен Шарль де Костер, а конкретно его самое знаменитое произведение... Ведь в этой книге, в монологе Ламме Гудзака (когда главные герои находятся в доме у кузнеца Вастеле), даны предельно краткие характеристики правителей мира сего и их подданных. Монолог этот имеет общий знаменатель с "Государем" Макиавелли - правители мира сего есть скептики. Ничто и никто не убедят нас, что скептик может верить, да еще в такое зыбкое понятие как "любовь к Родине". Если ему важнее собственная власть, тогда зачем следовать призывам такого лицемера? Обратите внимание на неубедительный и слабый ответ кузнеца Вастеле здравомыслящему Ламме Гудзаку: "Народ спасают  не  брюхом,  а беззаветной храбростью и безропотным несением  тягот  до  последней  минуты  жизни". О чьей беззаветной храбрости, о каком безропотном несении тягот говорит кузнец? О принцах и графах или о простом народе? Тяготы, к тому же, не только взрослые несут... Ради чего? А точнее - ради кого?

           Как же быть с оборонительной войной? Здесь нет ничего нового: если вы знаете, что на вас нападут, упредите противника - нападите первым. Таким образом, вы избежите больших и ненужных жертв с вашей стороны и на долгое время отобьете у своего противника охоту нападать на вас. Ведь на вашей стороне будут внезапность, неожиданность.
 
           Но в оборонительной войне нет ничего героического: что героического в том, что вы защищаете свой дом от убийц и воров? Наоборот, в случае начала оборонительной войны вы должны добровольно направиться на фронт. Кстати, докажете свой патриотизм. Более того, вы должны требовать и у власть предержащих того, чтобы и члены их семей направились на передовую вместе с вами. Как же иначе? Ведь если правитель, под любым предлогом, отказывается послать в бой своего дядю, отца, племянника или сына, то автоматически попадает в разряд предателей, лицемеров и циников. Будет также справедливым, если вернувшиеся после войны граждане, прежде чем сложить оружие, призовут к ответу таких правителей — имелась ли веская причина для закончившейся войны? Предельно честными перед своими гражданами и собственной совестью будут те правители, которые примут подобный закон.

         Другой, немаловажный, момент - служба религиозных институтов государству (или мировым центрам влияния)во время войн. Изначально, противоестественно смешивать веру с патриотизмом (национализмом). Вера, например - христианская, не приемлет понятия "национальность" (...где нет ни Еллина, ни Иудея... (Послание к Колоссянам, 3:11), следовательно - зачем мне убивать, например, христианина, принадлежащего к иной христианской конфессии? Священники-католики, православные священнослужители, пасторы — не молились ли они дьяволу, когда, например, благословяли молодых парней на верную смерть в 1914-1918 гг.?
            
        Верующий человек, идя на войну во имя защиты своих близких от физического уничтожения (в первую очередь), отлично понимает, что ему предстоит совершить страшный для христианина грех - грех убийства. Как уже было сказано, ничего героического в этом нет. В подобном случае, и речи быть не может о патриотизме. Но из сотрудничества государства и церкви вырастает даже не патриотизм, а национализм — чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй.
      
            А вот Грецию от нацистской нечисти очистили коммунисты. Трудно назвать всех греческих коммунистов верующими. Тем не менее, гитлеровцев из пределов своей родины они изгнали. В вере ли было дело? Думается так, что если бы вера в людях существовала на самом деле, то немцы бы не допустили появления Гитлера у кормила власти, русские цари не вводили бы крепостное право, французские государи не довели бы свой народ до 1789 г. и т.д. Т.е. война есть порождение человеческого неверия, победы глупости над разумом, идолопоклонства над верой...

         


Рецензии
Война — глупость, поэтому нападайте первым, идите добровольцем на фронт, понимая, что совершаете страшный грех... не очень логично.

Мария Гринберг   09.12.2019 09:23     Заявить о нарушении
Внимательно прочитали? Да, если речь об оборонительной войне, то надо нападать первым. И даже в Талмуде есть указания на этот счет. И в Шестидневную войну Государство Израиль так и поступило со своими противниками. Пока те грозились скинуть евреев в море, Израил совершил превентивную атаку и победил в считанные дни. Итак, речь об оборонительной войне. Но даже в этом случае, вернувшись с поля боя, необходимо в судебном порядке уточнить, насколько правильно вело себя конкретное правительство перед войной. О чем я и пишу. Просто внимательно надо читать.

Армен Григорян   09.12.2019 13:27   Заявить о нарушении
Но ведь напасть первым — это и значит развязать войну.
Хорошо, если удастся её выиграть, победителей не судят — ну а вдруг?

Мария Гринберг   09.12.2019 16:57   Заявить о нарушении
Вы так и не хотите обратить внимание на то, что я не считаю оборонительную войну героической. Ладно, пойдем другим путем. Полагаю, Библия Вам знакома... Вот Вы идете по темному парку. Вы отлично знаете, что в парке - маньяки, а другого пути у Вас нет. Кроме того, родному государству Ваша жизнь - по боку, как и родной полиции. Одним словом, как говорят греки: впереди обрыв, а сзади - течение. Итак, что Вы сделаете? Вы обзаведетесь оружием. Когда в темном парке на Вас попытается напасть маньяк, Вы просто застрелите его. Даже Чикатило - создание Творца, и убийство самого отпетого маньяка есть убийство. Заметьте, Создатель не покарал немедленно Каина, братоубийцу, а дал ему возможность уйти. Т.е., даже Каину была дана возможность покаяться. С другой стороны, Авель не ожидал подобного поступка со стороны своего брата. Но Вы-то в парке заранее осведомлены... И получается, что убить маньяка Вам, все-таки, придется. Потому что иначе получится, что Вы добровольно идете на бессмысленную смерть в лапах извращенца. А это уже смахивает на самоубийство, что тоже грех. Надеюсь, теперь понятно? Превентивный удар по агрессору приведет к тому, что "вы избежите больших и ненужных жертв с вашей стороны и на долгое время отобьете у своего противника охоту нападать на вас. Ведь на вашей стороне будут внезапность, неожиданность". Я никак не оправдываю войну, просто понимаю, что в жизни больше не черного и белого, а серого. В какой-то момент необходимо браться за оружие, чтобы защитить себя. Это никак нас не оправдывает: убивший даже из самозащиты есть убийца. Такова грешная природа человека после изгнания из Рая Адама и Евы. Поэтому для меня нет ничего противоречащего в том, что с одной стороны я против войн, а с другой, при опрделенных обстоятельствах, вынужден признать необходимость самозащиты. И заметьте, я в своем эссе привел даты - 1914-1918 гг. Вот ВЫ, Мария, можете внятно объяснить, на основе фактов, КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА БЫЛА ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА? А точнее - кому нужно было сгноить в Европе сотни тысяч мужиков от 18 до 55 лет? Т.н. "империалистическим" войнам вообще не может быть никакого оправдания. К той же категории принадлежат идеи Бисмарка по объединению Германии, "защита православных братушек" на Балканах, "доставка мира" на Ближний Восток американцами и т.д., и т.п. И опять же, даже в оборонительной войне всегда найдутся люди, которые наживутся на беде своих соотечественников.


Армен Григорян   09.12.2019 17:36   Заявить о нарушении
Вы перечитайте про Шестидневную войну, сразу поймете, о чем я пишу, когда использую понятие "оборонительная война".

Армен Григорян   09.12.2019 17:37   Заявить о нарушении
Убить маньяка — или развязать войну, в которой погибнут тысячи невиновных? Всё-таки это вещи несколько разные.
Продолжая Вашу аналогию, это как если бы я, войдя в тёмный парк, начала расстреливать там всех подряд, встречных и поперечных, старушек и детей — чтобы наверняка уж обезопасить себя.
Нетрудно понять, чем бы это кончилось и как было бы названо?

Мария Гринберг   09.12.2019 20:19   Заявить о нарушении
Мария, не утрируйте. Я не заставляю Вас изменить свою точку зрения, а поясняю свою. Речь о парке, в котором есть маньяк. Маньяков, как и государства-агрессоры необходимо наказывать. И превентивное наказание - самое лучшее. Разумеется, если о превентивном ударе говорит какая-нибудь империя, то мы понимаем, что нас обманывают: речь не об обороне, а о захвате новых рынков, о размещении собственных военных баз, о попытке глобального контроля. Но если речь о государствах типа Израиля, которые действительно находятся в окружении государств, враждебно настроенных в их отношении. "Враждебно настроенных" мы понимаем государства, которые стемятся к геноциду, например, или к Шоа (Холокосту). Опять же, даже подобную оборону я, признавая ее необходимость, не могу оправдать, как и не оправдываю убийство того же маньяка. Но, повторяю, природа наша греховна, и нам приходится выбирать. Разумеется, нет нужды развивать аналогии, ибо если я их не развиваю, то зачем это делать Вам? Мне пистолет в парке нужен против маньяка. Но если кто-то, "по аналогии", захочет в парке расстреливать старушек, то это его личное дело, и он должен знать, что за убийство невинных людей понесет заслуженное наказание. Прошу не развивать мыслей, особенно, когда сам автор их не развивает. Все предельно конкретно. Признается только оборона по необходимости, да и то - морально не оправдывается. Dici.

Армен Григорян   11.12.2019 16:24   Заявить о нарушении
Вы могли не знать, но в ВОВ были редкие случаи, когда бойцы (в известных мне случаях - русские) отказывались брать в руки оружие (и это были не сектанты и не "пацифисты"). В результате, они всю войну проработали санитарами (вытаскивали раненых и под обстрелами), ни разу ни в кого не стреляли и были счастливы, что не убили на фронте ни одного человека. Подобная история (одна) была и в американской армии, но в США из нее сделали фильм, а в СССР о вышеупомянутых людях в советской армии мы узнали в конце 1980-х. Не знаю, помните ли Вы советские журналы "Наука и религи", "Наука и жизнь", "Подвиг", "Современник" и т.п. Думаю, некоторые из них выходят и сейчас, но уверен, что уступают качественно настолько, насколько тележка туземцев уступает немецким автомобилям. В свое время эти журналы публиковали много интересного, в частности - о тех, кто не хотел убивать. Это - в идеале, но, как видите, идеал существовал, и не в единичном экземпляре (в советской армии, во всяком случае).

Армен Григорян   11.12.2019 16:33   Заявить о нарушении