Человек - примат?

или заочный разговор с доктором Курпатовым.

Отметим, что Андрей Владимирович относится к тому типу ученых, которые способны не только переработать огромный объем научных знаний, но и суметь создать из всего этого нечто массово удобоваримое, а главное прибыльное. Однако, оставим в стороне этическую сторону вопроса, а обратимся к тому, что достойно научного внимания в его научно-методологических подходах, задав несколько простых, но принципиально важных вопросов.

Для начала напомним, что раскрытие философско-методологических заблуждений авторов изучающих мозг, который отождествляется ими с сознанием, дано в статье «О последствиях философской безграмотности» (http://www.proza.ru/2015/05/30/920). Здесь же мы поговорим о проблеме отождествления человека и приматов (обезьян), что активно используется и пропагандируется учеными, среди которых и Андрей Курпатов.

Вопрос – «Человек – животное, примат?»
Курпатов открыто декларирует положительный ответ, более того, именно «обезьяньей» природой психики человека он определяет основные мотивы деятельности человека, формы его поведения. Позволим себе поставить эту убежденность под сомнение.

Каковы аргументы?

Любое животное (в том числе приматы) потенциально приспособлено к жизни в дикой природе с момента своего рождения. Едва родившись, в большинстве случаев, оно способно передвигаться, имеет защитное от холода покрытие кожи, адекватное для восприятия окружающей среды зрение, реальные, либо потенциальные клыки и когти для самозащиты и охоты, и т.д.
 
А детеныш человека? Он даже после нормальных 9 месяцев внутриутробного развития рождается по животным меркам недоношенным – соединенным с материнским телом пуповиной, которую необходимо рассечь, без защитного покрова, когтей, клыков, способности передвигаться, мягкими костями, включая череп.

Мало того, что он практически ничего не видит, так ещё и рождается словно стоя ногами в небо – его глазной хрусталик дает на сетчатку глаза перевернутое изображение. То есть, даже как биологическое существо (без специфических человеческих свойств в виде прямохождения, речи, абстрактного мышления и др.) человек не способен выжить, будучи погружен в дикую природу изначально.

Биологический «сбой» присутствует и на генетическом уровне – это не только перевернутое зрение, но также и постоянно растущие мягкие ногти (вместо когтей, которые могут стираться), а также постоянно растущие волосы, наличие молочных зубов. Как можно выжить ЖИВОТНОМУ с таким природным багажом? Никак!

Выживание происходит только потому, что изначально человек рождается в среде ЛЮДЕЙ, то есть человеческого социального организма. Все известные случаи так называемых «детей-маугли», найденных среди животных человеческих детенышей, имеют своим условием то, что дети оказывались среди животных ПОСЛЕ того, как были адаптированы к жизни ЛЮДЬМИ как минимум в первые месяцы после своего рождения.
 
Будучи лишенным необходимых биологических и психических (в виде инстинктов) предпосылок к выживанию, человек способен к жизни исключительно как по-человечески ДУМАЮЩЕЕ существо. Но и способность ДУМАТЬ по-человечески не заложена в организм в виде саморазвивающегося инстинкта. Известно, что в мозге детей, лишенных общения с другими людьми в течение первых лет жизни, речевые центры отмирают и не восстанавливаются.

Если представить себе, что такие индивиды всё же каким-то образом выжили, преодолев в стае животных детский период развития (чего ещё никогда не было), то они всё равно не будут способны к продолжению рода. Это невозможно как из-за видовых различий с дикими животными, так и из-за полного отсутствия возможностей к размножению с себе подобными (т.е. оставшимися на животном уровне особями) в силу отсутствия как биологических, так и культурных механизмов регулирования процессов зачатия, деторождения и выхаживания детенышей.
               
Даже биологический человеческий организм вне человеческого сообщества обречен на смерть, ему нет места в дикой природе, он ей ЧУЖД.

(смысловое продолжение - "Мы живём по законам обезьян?" - http://proza.ru/2019/12/18/648)


Рецензии