9 Гвардейский истребительный в боях зимой 1943 год

В январе 1943 года боевые действия 9 ГИАП вел ограниченно по причине плохой погоды, а также из-за перебоев с поставкой горючего и в некоторой степени запчастей.
9 ГИАП продолжал борьбу с бомбардировщиками противника и выполнял задачу по прикрытию войск. Полк с 6 числа вел работу с аэродрома Котельниково и с 25 января с аэродрома М. Орловка.

Всего за январь было выполнено 92 боевых самолетовылетов, проведено 6 воздушных боев в результате которых был сбит только 1 Ю-88.  Однако реальные итоги боевой работы полка были несколько иные.
 10 января 8 Як-1 9 ГИАП вылетели на прикрытие войск, наша группа встретила "Юнкерсы"  и атаковала их. В погоне за противником летчики потеряли своего командира Шестакова, который ввязался в бой с истребителями противника Ме-109. В отчете пишется, что в неравном бою с 3 Ме-109ми командир полка был сбит и ранен в лопатку и голову и получил ожог лица. Заявок на победы Шестаков не делал, но как сейчас выясняется бой с командиром 9го Гвардейского не прошел для немцев безнаказанно. Льву  Шестакову  удалось сбить Ме-109 зав.номер 1362? (процент повреждений - 100 %) унтер-офицера Ханса Эллендта (Ellendt Hans 56 побед), последний сел на вынужденную между позициями противников и ему удалось выйти к своим.
Вот как этот эпизод описывается историком авиации Никитой Егоровым:
"10 января 1943 восьмерка Як-1 из состава 9 ГИАП взлетела на прикрытие войск в р-н Манычская. воздухе разделились на две группы. Первую вел Алексей Алелюхин, вторую ГСС командир полка подполковник Лев Шестаков. Вспоминает Аркадий Ковачевич, тогда старший лейтенант и ведомый Шестакова в этом вылете: "Была сильная облачность и мы не встретили ни одного немецкого самолета. Тогда Шестаков приказал нам снизиться до нижней кромки облаков и поискать немецкие самолеты там. Сам он остался выше облаков и внезапно мы услышали его голос по радио, он вел бой."
Тем временем четверка Оберлейтенанта Герхарда Баркхорна из 4/JG52, заметила и атаковала 8 Ил-2, утюжащих немецкие позиции на берегу реки Сал. В одиночку Шестаков попытался помешать немцам. Он атаковал один из Ме-109, который уже готовился открыть огонь по штурмовику. Это была "белая 2" Унтерофицера Ханса Эллендта. Шестаков прибавил скорость, но не успел, Эллендт окрыл огонь и Ил-2 объятый пламенем упал на землю.
Вспоминает Ханс Эллендт: "Я сбил Ил-2, и в то же время заметил черную тень сзади. Я запросил ведомого, но тут же понял, что это Як-1. Затем последовал удар и киль моего Ме-109 отлетел. Изо всех сил я потянул ручку на себя, пытаясь удержать самолет от сваливания. Мне это удалось и аккуратно планируя я сумел приземлиться на ничейной территории. Мне повезло, что мой самолет не взорвался при приземлении"

Шестаков не успел заметить сбил ли он атакованного им немца (Шестаков заявил только подбитый Ме-109), так как сразу был атакован парой Ме-109, ведущим которой был Баркхорн. Ковачевич вспоминает: "По радио командир передал, что его самолет подбит. Мы попытались найти его, но тщетно. Следующие сообщение было, что он пытается совершить вынужденную посадку". Баркхорн с ведомым зажали самолет Шестакова, серьезно повредив его и ранив летчика, однако Шестаков сумел вырваться и совершить вынужденную посадку на советской территории. Так Баркхорн привез домой свою 105-ю победу..."
Можно по этому эпизоду добавить, что и в истребительной авиации ВВС были случаи когда заявки на победу не было, а реальная победа и потеря у противника были.
Единственный засчитанный сбитым Ю-88 в этом месяце был на счету лейтенанта Карасева. Он его заявил 30 января,  помимо этого есть заявка на победу на 1 Ю-88 у 181 ИАП по крайней мере. Потерь в Ю-88 в этот день в полосе действий 8 ВА не обнаруживается, но есть потери Хе-111. И в принципе в условиях не очень ясной зимней погоды наши летчики могли спутать Юнкерс - 88 с Хе-111м, как например на протяжении всей войны Ме-109е путались с ФВ-190ми.   Один Хе-111 зав. номер 4905 (GL+DH) из 1./KG55  пропал без вести на Сталинградском направлении со всем экипажем, также 1 Хе-111 из 7./KG55 был подбит истребителями в районе Новочеркасска, повреждения самолета были оценены в 40%, но тут есть вероятность, что эта потеря была не 30 числа. Также 1 Хе-111 разбился при посадке на аэродроме из состава K.Gr.z.b.V. 20.

В феврале 9 ГИАП немного повысил свою активность в воздухе, было проведено 127 боевых самолетовылетов. Было проведено  5 воздушных боев, в которых было заявлено сбитыми 7 самолетов противника: 4 Ме-109, 1 Ме-110, 1 Хе-111, 1 Ю-87.
2 числа группа в составе 8 Як-1, во главе с ведущим ст. л-том Алелюхиным А.В., встретила группу противника состоящюю из 3 Ме-110 и до 8 Ме-109. Как отмечается в отчете наша группа набрала высоту и используя это преимущество сбила 2 Ме-109 и 1 Ме-110, отличились Алелюхин и Кантонистов А.Г. Первый заявил сбитым 1 Ме-109, на счет второго пошло два истребителя, судя по всему 1 Ме-110 и 1 Ме-109, хотя по данным М.Быкова значится 2 Ме-109. Также согласно книге по советским асам  М.Быкова победы обоих наших летчиков были 3 февраля а не 2.  Противниками наших истребителей в этом бою наверняка были летчики из II./JG52, которые, судя по квадратам их заявок, действовали активно в полосе действий 8 ВА.  А вот двухмоторные "Мессершмитты" наиболее вероятно  были из состава штабного штаффеля St.G.77, вооруженного такими машинами, помимо Ю-87м. II./JG52 потерь не понесла, если все верно с датами, а вот штабной штаффель St.G.77 понес в этот день потерю в полосе действий 8 ВА в боевом вылете. 1 Bf-110 заводской номер: 5178 был полностью потерян (100%) в районе Калинина, летчик л-т Kuprat H. погиб остальные два члена экипажа были ранены. Причина потери значится: повреждение двигателя, район потери несколько километров по прямой на запад от района боя группы Алелюхина (р-н Федулов - Красный). По всей вероятности с поврежденным в бою двигателем самолет протянул какое то время на запад. Очень похоже, что боевая потеря переводится в не боевую, так как из таблицы за месяц можно понять, что эта потеря занесена в нее как не боевая. 
В столкновениях с таким опытным противником как II./JG52  не избежал потерь в этот день и 9 ГИАП, один Як-1 летчик сержант Васильев пропал без вести. В выше указанном бою он был потерян или в другом вылете увы пока не ясно, но скорей всего он стал жертвой экспертов II./JG52, которые заявили в полосе 8 ВА сбитыми 3 Як-1. По мимо Васильева 268 ИАД потеряла еще 2 Яка из состава другого гвардейского полка - 31 ГИАП. Один "Яковлев" летчик мл. л-т Шерявсков был сбит в воздушном бою, летчик предположительно убит, второй штурман полка майор Мясков был по дивизионному отчету сбит огнем З/А сел на "живот" на территории противника, по данным полкового отчета сбит в в/бою, летчик спасся.
На следующий день 3 февраля активность в воздухе уменьшилась, но летчики 9 ГИАП имели столкновения в воздухе с противником.  По одному Ме-109 заявили сбитыми Лавриненков и Дранищев. И если по заявкам Алелюхина и Кантонистова данные по дате их заявок противоречивые и видимо они заявили победы 2 числа,  то с Лавриненковым и Дранищевым более ясно. Есть  запись в отчете за месяц о там что Як-1 зам.ком.эскадрильи ст. л-та Дранищева был подбит в воздушном бою именно 3 февраля, на самолете был пробит водорадиатор, мотор сгорел и требовалась его замена, Дранищев сел на свой аэродром.
В это день истребители противника в полосе 8 ВА понесли потери, один Ме-109 из II./JG52 пропал без вести, после воздушного боя. Не вернулся фельдфебель Альфред Крюгер (Alfred Kr;ger 23 победы), который перед этим заявил в воздушном бою сбитыми 2 Як-1. Интересно, что кроме Крюгера ни кто более заявок на победы из II./JG52 не делал и заявок на победы другие немецкие авиачасти в полосе 8 ВА нет, по крайней мере таковые не обнаружены. И похоже именно от летчиков 9 ГИАП и понесла потерю II./JG52, видимо Крюгер дрался  с ними, судя по модификациям заявленных им истребителей, и по тому что другие полки 8 ВА сражавшиеся на "Яках"потерь не понесли и  побед не заявляли на сколько мне известно.

 Также вели бой "Яковлевы" 236 ИАП 201 ИАД но потерь не понесли и побед не заявляли.  Есть победа над 1  Ме-109 "Лавочкиных" 437 ИАП той же дивизии, но как мы видим по немецким данным бой шол  с "Яками".
 Был сбит истребителем противника 1 Ла-5 из 239 ИАП 235 ИАД при перелета с аэродрома М. Орловка на аэродром Золотаревская, в районе которой и был сбит "Лавочкин",  летчик Жигач К.М.  погиб. Немецких заявок на сбитые Ла-5 нет и сомнительно, что бы Крюгер был причастен к этому эпизоду, так как повторюсь Як-1 довольно трудно спутать с Ла-5.
Также в этот день на этом направлении один Bf-109 G2 w.n. 14739 из II./JG3 перевернулся при посадке на аэродроме Ровеньки (70% повреждений) и очень вероятно, что это связано с  действиями противника. И если это так, то есть некоторая вероятность, что это могло быть в полосе действий 8 ВА, хотя судя по заявкам второй группы "Удет" - она реально "отметилась" в полосе 17 ВА.

22 февраля на счету Алексея Алелюхина появился еще один Ме-109. В этот день в полосе действий 8 ВА произошло несколько столкновений в воздухе. На этот раз противниками 9 ГИАП как и других полков 8 ВА были летчики II./JG3 "Удет", а  прежний противник -  II./JG52 перелетела в первой декаде февраля на юг на Кубань. Летчики из II./JG3 заявили в боях против 8 ВА - 10 побед, из которых 9 истребители: 1 I-180, 2 MiG-1/3, 6 LaGG-3. Как можно видеть большинство из заявленных сбитыми истребителей были с двигателями жидкосного охлаждения, то есть в реальности это были истребители "Яковлева" из 268 ИАД и возможно из 236 ИАП 201 ИАД, но последний полк потерь не имел. Из 8 заявленных "Мигов" и "Лаггов" подтверждается уничтожение только двух истребителей, которые были Як-1и, один летчик ст. сержант Битченков Д.И. был  из 296 ИАП, второй Дрегин Ф.И. из 2 ИАП - оба пропали без вести, после воздушных боев. По мимо 9 ГИАП по крайней мере 3 Ме-109х заявили сбитыми в этот день летчики 2 ИАП, есть также одна заявка на Ме-109 летчика "Лавочкина" 3 ГИАП 235 ИАД. 
И вторая группа "Удет" действительно не избежала потерь в этот день, был сбит в воздушном бою Bf-109 G2 w.n. 13760 унтер-офицера Хайнриха Мая (Heinrch May 18 побед), летчик пропал без вести. С обстоятельствами потери Хайнриха все более менее ясно, его сбил начинающий ас и будущий ГСС Базанов Петр Васильевич (20+3 побед) из 3 ГИАП, это была 8 победа Базанова и первый сбитый им истребитель. Интересны обстоятельства этого эпизода, согласно полковым сводке Базанов не заявлял победы, он только доложил о том что атаковал  Ме-109, расход боеприпасов составил всего 60 снарядов ШВАК. Атака удалась в стиле германских асов - внезапная, на встречно пересекающихся курсах. И доказательства победы пришли так сказать "с низу" в виде упавшего на советской территории самолета и плененного летчика.
Также 1 Bf-109 G2 w.n. 13549 из II./JG3 совершил вынужденную посадку по причине неисправности двигателя, процент повреждений составил - 50%.

27 февраля  3 Як-1, во главе со старшим лейтенантом Дранищевым, провели бой с двумя группами самолетов противника, состоящими из 6 Ю-87 и 6 Хе-111 в районе Анастасиевка - Покровское. В атаках по первой группе мл.л-т Сержантов заявил сбитым 1 Ю-87, после атаки по второй группе, мл.л-т Борисов заявил сбитым 1 Хе-111.
Немцы потерь в "Штуках" не понесли, судя по всему, а потери в Хе-111 также по этому дню и району не известны, но точку над и по поводу последних пока ставить рано. Так как например некоторые группы вооруженные Хе-111, входившие в состав 4 Воздушного Флота,  в феврале понесли существенные потери, но не все их потери известны детально.


Рецензии
Несколько даже не замечаний, а мыслей.

Случаи, когда советские пилоты не заявляли реально сбитых немцев, очень не редки. Например, не был заявлен ас JG51 оберфельдфебель Георг Зайдель, сбитый 6 марта 43 года. По советским данным, бой был безрезультатный. 23 февраля не был заявлен как сбитый другой ас той же эскадры Карл Штадек. 3 сентября не был заявлен Йоахим Хамер. Примеров таких достаточно много. Особенно если это 41 год, да и 42.

Добить Шестакова пытался, очевидно, не Баркхорн, а его частый напарник в то время Вернер Кваст. Он всегда добивал сбитых.

Ну и по поводу формулировки "сбит ЗА". Немцы постоянно списывали на ЗА результат работы советских истребителей.

Спасибо за Ваши статьи

Андрей Грачев 2   25.05.2023 20:47     Заявить о нарушении
Да такие случаи когда сбитый был, а заявки не было - явление которое имело место быть, при чем на всех фронтах ВМВ. Но все же это исключение из правил и по моему мнению редкое явление.
По упомянутым случаям, есть ли у Вас исчерпывающая информация по заявкам всех советских частей бывших на том участке? На памяти народа далеко не по всем частям можно найти данные...
Списание сбитых в воздушном бою на ЗА, тоже явление встречающееся уже кажется не редко. Опять таки не только немцы этим грешили и наши тоже... Даже только по советским документам можно такие случаи определить, я встречал. Сейчас изучаю бои на Средиземноморском ТВД, у союзников тоже такое бывало, в частности у американцев замечал такие случаи... Но правда есть и спорные, где трудно определить причину гибели самолета.
Вам спасибо, что читаете, анализируете

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 14:17   Заявить о нарушении
Проанализированы все заявки. В том числе на основе имеющихся архивных данных, не только с "Памяти".Найдены и соответствующие бои. В наших статьях все эти случаи приведены.

Андрей Грачев 2   26.05.2023 17:02   Заявить о нарушении
С нашей стороны были случаи списания на огонь ЗА, но очень редкие. У немцев это было тенденцией

Андрей Грачев 2   26.05.2023 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.