Блок. Когда я уйду на покой от времен... Прочтение

55. «Когда я уйду на покой от времен…»




*


                Когда я уйду на покой от времен,
                Уйду от хулы и похвал,
                Ты вспомни ту нежность, тот ласковый сон,
                Которым я цвел и дышал.

                Я знаю, не вспомнишь Ты, Светлая, зла,
                Которое билось во мне,
                Когда подходила Ты, стройно-бела,
                Как лебедь, к моей глубине.

                Не я возмущал Твою гордую лень —
                То чуждая сила его.
                Холодная туча смущала мой день, —
                Твой день был светлей моего.

                Ты вспомнишь, когда я уйду на покой,
                Исчезну за синей чертой, —
                Одну только песню, что пел я с Тобой,
                Что Ты повторяла за мной.
                1 ноября 1903






     Разъединённость… Он ещё не «ушёл на покой», он ещё не исчез «за синей чертой», но всё уже в прошлом – и нежность, и сны… И зло, и возмущения, и холодные тучи.
     И он видится уже только "одним из…" Одним из череды трубадуров, от которого в памяти западает лишь только одна песенка…

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     - «Когда я уйду на по кой от времен ...» - Смерть представляется как преодоление "царства времени" (о понимании Блоком времени и пространства см. коммент. к стих. "Сижу за ширмой. У меня ... "
    [
    Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     « ...Связано с большой группой символистских произведений, отрицавших кантонский агностицизм - идею непостижимости Высшей истины о мире, а также представление об априорности категорий времени и пространства (последнее было несовместимо с мистической утопией наступления Новой жизни, где "времени не будет"».
    "Априорность" -
    "Априо;ри (лат. a priori, дословно;— «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное. Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Иммануилу Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori, дословно;— «от последующего») — знание, полученное из опыта (опытное знание)".
Википедия).
     ]
     ).


Рецензии