Изображения Святослава на Георгиевском соборе

Обычай изображать русских князей на стенах соборов пришел на Русь вместе с христианством из Византии. Например в соборе Святой Софии в Константинополе имеется мозаичное изображение императора Константина Мономаха – Единоборца. Одним из древнейших изображений князя на соборах в Древней Руси является изображение великого князя Владимирского Всеволода III – Дмитрия.

На своём Дмитровском соборе во Владимире, который был построен в 1196 году, Всеволод Георгиевич увековечил себя и пятерых сыновей: Константина, Георгия, Ярослава и Владимира, малолетний сын Иван у Всеволода сидит на коленях.
 
В своём произведении "Языческие тайны Георгиевского собора" я рассказал о каменной резьбе Георгиевского собора в городе Юрьеве – Польском. Убедительно доказал, что на капителях христианского собора изображены главные языческие божества: Лада, Макошь, Перун и Хорс – Даждьбог. Поэтому по этим и другим причинам это храм языческо - христианский.               

Георгиевский собор в городе  Юрьеве – Польском был построен в 1234 году Юрьевским князем Святославом, который непосредственно сам руководил его строительством, поэтому в летописи об этом так и сказано: «а сам бе мастер».               

Георгиевский собор поразил современников своим великолепием: резчики по камню князя Святослава выполнили резьбу на Юрьевском соборе как - бы соревнуясь в красоте с Дмитровским собором во Владимире.

Много раз бывая в стольном Владимире и в отцовском Дмитровском соборе, князь Святослав обращал внимание на центральную стену собора, где были изображены: его отец Всеволод и старшие братья.               

Без сомнения, при строительстве Георгиевского собора, если бы князь Святослав  даже не пожелал, хотя в это поверить трудно, то мастера – резчики по камню по своей инициативе должны были где - то его изобразить, чтобы о нём, как и об его отце Всеволоде, осталась память.

Где могли бы резчики изобразить князя Святослава? В своей статье «Языческие тайны Георгиевского собора» я определил, что на капителях со стороны княжеского входа в собор изображены главные языческие боги: богиня плодородия Макошь, богиня любви и семьи Лада, бог войны Перун и родоначальник и предводитель русских людей Хорс – Даждьбог.

Многие считают и даже музейные работники города Юрьева - Польского, что изображение старика на клиновидном камне, который хранится в музее это изображение Юрьевского князя Святослава. С этим согласиться нельзя по нескольким причинам. Во первых, во время строительства Георгиевского собора Святославу было 34 года и он не был таким глубоким стариком, который изображен на клиновидном камне. Во вторых этот старик, изображенный на клиновидном камнен, не может быть князем: шапка у него не княжеская. 

Посмотрим каким изображен отец князя Святослава, князь Всеволод Георгиевич на Дмитровском соборе во Владимире. Он изображен без бороды, хотя во время строительства собора ему было 43 года.               

Кто мог быть изображен на клиновидном камне? Ясно, что не Юрий Долгорукий (первый строитель Георгиевского собора). Если бы это было его изображение, то  оно было бы в княжеской шапке, как изображен Хорс - Даждьбог на капителях собора. Может быть это изображение руководителя строительством Георгиевского собора?

Во всяком случае этот "портрет" не может принадлежать князю Святославу. Теперь попробуем найти на Георгиевском соборе изображение, которое бы  напоминало князя Святослава. Ведь должны же были резчики по камню где - то его оставить! Поэтому я обратил особенное внимание на изображение главного славянского языческого божества - бога Хорса - Даждьбога - предводителя русских людей, который изображен на капители княжеского входа в Георгиевский собор.               

Хорс - Даждьбог изображен без бороды, на нём княжеская шапка и княжеская одежда, а также в ухе княжеская серьга. А теперь сравним изображение великого князя Всеволода Георгиевича, держащего на руках младшего сына Ивана на Владимирском Дмитровском соборе и Хорса – Даждьбога на Юрьевском соборе. Лица  у них схожи: одинаковые носы и подбородки. Кроме этого, а это очень важно, у Хорса - Даждьбога княжеская шапка, княжеская одежда и символ высокой знатности - серьга.

Первое упоминание о серьге у русских князей встречается у грека Льва Дьякона. Он так описывает в 971 году знаменитого в Русской истории Святослава Игоревича: «Он был среднего роста с густыми бровями и с голубыми глазами с обыкновенным носом с бритой бородой и с густыми длинными усами. Голова у него была голая. Только на одной стороне её висела прядь волос, в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином по середине, показывающая его знатность».

Серьга, кроме защиты от нечисти, означала высокое положение человека в  обществе. Обычай носить серьгу пришел на Русь с Востока, её носили князья и позже Святослава Игоревича. Великий князь Иван II Иванович (сын Ивана Калиты), в своей духовной грамоте отказывает своему старшему сыну Дмитрию (будущему Дмитрию Донскому) кроме золотой цепи, золотого пояса золотой сабли «… и сергу злату с жемчугом».

Серьга, одежда и княжеская шапка у Хорса - Даждьбога на Георгиевском соборе ясно указывают, что это изображен князь. Какого князя могли изобразить резчики по камню на Георгиевском соборе? Ответ однозначный: на капителях княжеского входа в Георгиевский собор резчики по камню могли изобразить только князя Юрьевского Святослава и они изобразили его в виде языческого бога Хорса - Даждьбога.               

На заставке: слева изображение Всеволода III Георгиевича с сыном Иваном на  Дмитровском соборе во Владимире. Справа вверху капитель Георгиевского собора с изображением богини Лады (слева), справа - Хорс - Даждьбог - Святослав князь Юрьевский. Под фотографией капители мужское лицо на камне, которое некоторые считают изображением князя Юрьевского Святослава.
 

   


Рецензии
Возраст почтенный собора, главное, что он сохранился. Где находится изображение уже тонкости, раньше все мужчины были с бородами. Может, под собором и библиотека сохранилась? Церковь кое-что взяла из язычества: красить яйца на Пасху, например. Изображения тоже могла позаимствовать.
У нас нет таких древностей на Урале, есть, но совсем супер древние, когда ещё был океан большой и повсюду извергались вулканы, но человек уже жил на этих землях. Тот же Аркаим, палеовулкан есть и в 25км от Челябинска , так называемые Баландинские пещеры. Со стороны города к ним не подойти, долго идти надо, км 40 примерно, а со стороны аэропорта можно. Города Урале все молодые, что останется от нас через 900 лет, кто знает, может, ничего, а может, немного и дойдёт. Церковь отвергает Аркаим с его прото храмом, т.е. эволюцию самой себя отрицает.

Наталья Прохорова   01.01.2024 12:25     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталья!

Николай Павлов Юрьевский   28.02.2024 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.