Где изображен Святослав на Георгиевском соборе?

Обычай изображать русских князей на стенах соборов пришел на Русь вместе с христианством из Византии. В соборе Святой Софии в Константинополе имеется мозаичное изображение императора Константина Мономаха – Единоборца. Одним из древнейших изображений князя на соборах в Древней Руси является изображение Великого князя Владимирского Всеволода III – Дмитрия.

Великий князь Владимирский Всеволод Георгиевич на построенном им в 1196 году Дмитровском соборе во Владимире увековечил себя и своих пятерых сыновей: Константина, Георгия, Ярослава, Владимира и малолетнего сына Ивана (он сидит у Всеволода на руках).
 
В своём произведении "Языческие тайны Георгиевского собора" я рассказал об уникальной каменной резьбе Георгиевского собора, который находится в городе Юрьеве – Польском и убедительно доказал, что на капителях княжеского входа в собор изображены главные языческие боги: Лада, Макошь, Перун и Хорс – Даждьбог.               

Георгиевский собор построен Юрьевским князем Святославом в 1234 году, причём сам  Святослав непосредствено и руководил этим строительством, в летописи так и записано: «а сам бе мастер».               

Георгиевский собор поразил современников своим исключительным великолепием: резчики по камню князя Святослава выполнили резьбу на Юрьевском соборе даже богаче Дмитровского собора во Владимире.

Князь Святослав, бывая во Владимире, конечно же обращал внимание на изображения отца и его старших братьев на стене над входом в Дмитровский собор.               

Без сомнения, при строительстве Георгиевского собора, даже если сам князь Святослав не желал, хотя в это трудно поверить, то мастера – резчики по камню по своей инициативе обязаны были оставить его изобраение на соборе, чтобы о нём, как и об его отце Всеволоде, осталась память.

Где резчики могли изобразить князя Святослава? В своём рассказе «Языческие тайны Георгиевского собора» я доказал, что на капителях княжеского входа в собор имеются  изображения главных языческих богов: богини плодородия Макоши, богини любви и семьи Лады, бога войны Перуна и родоначальника и предводителя русских людей Хорса – Даждьбога.

Музейные работники города Юрьева - Польского утверждают, что имеют изображение князя Святослава, якобы он изображен на скромном клиновидном камне в образе бородатого старика и в этом всех убеждают. С этим согласиться нельзя по нескольким причинам. Во первых, во время строительства Георгиевского собора Святославу было всего 34 года и он не был таким глубоким стариком, который изображен на клиновидном камне. Во вторых у старика, который изображен на клиновидном камнене шапка не княжеская. 

Посмотрим каким изображен отец князя Святослава, князь Всеволод Георгиевич на Дмитровском соборе во Владимире? он изображен без бороды, хотя во время строительства собора ему было 43 года.               

А кто мог быть изображен на клиновидном камне? Понятно, что не Юрий Долгорукий (первый строитель собора). Скорее всего на клиновидном камне, который хранится в музее Юрьева - Польского резчики изобразили руководителя строительством Георгиевского собора.

Во всяком случае этот "портрет" не может принадлежать князю Святославу. Теперь попробуем найти на Георгиевском соборе изображение, которое бы  напоминало князя Святослава. Ведь должны же были резчики по камню где - то его оставить! Поэтому я обратил особенное внимание на изображение главного славянского языческого божества - бога Хорса - Даждьбога - предводителя русских людей, который изображен на капители княжеского входа в Георгиевский собор.               

Хорс - Даждьбог изображен без бороды, на нём княжеская шапка и княжеская одежда, а также в ухе княжеская серьга. А теперь сравним изображение великого князя Всеволода Георгиевича, держащего на руках младшего сына Ивана на Владимирском Дмитровском соборе и Хорса – Даждьбога на Юрьевском соборе. Лица  у них схожи: одинаковые носы и подбородки. Кроме этого, а это очень важно, у Хорса - Даждьбога княжеская шапка, княжеская одежда и символ высокой знатности - серьга.

Первое упоминание о серьге у русских князей встречается у грека Льва Дьякона. Он так описывает в 971 году знаменитого в Русской истории Святослава Игоревича: «Он был среднего роста с густыми бровями и с голубыми глазами с обыкновенным носом с бритой бородой и с густыми длинными усами. Голова у него была голая. Только на одной стороне её висела прядь волос, в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином по середине, показывающая его знатность».

Серьга, кроме защиты от нечисти, означала высокое положение человека в  обществе. Обычай носить серьгу пришел на Русь с Востока, её носили князья и позже Святослава Игоревича. Великий князь Иван II Иванович (сын Ивана Калиты), в своей духовной грамоте отказывает своему старшему сыну Дмитрию (будущему Дмитрию Донскому) кроме золотой цепи, золотого пояса золотой сабли «… и сергу злату с жемчугом».

Серьга, одежда и княжеская шапка у Хорса - Даждьбога на Георгиевском соборе ясно указывают, что это изображен князь. Какого князя могли изобразить резчики по камню на Георгиевском соборе? Ответ однозначный: на капителях княжеского входа в Георгиевский собор резчики по камню могли изобразить только князя Юрьевского Святослава и они изобразили его в виде языческого бога Хорса - Даждьбога.               

На заставке: слева вверху изображение Всеволода III Георгиевича с сыном Иваном на  Дмитровском соборе во Владимире. Справа вверху капитель Георгиевского собора с изображением богини Лады (слева), справа - Хорс - Даждьбог - Святослав князь Юрьевский. Под капителью фотография треугольного камня с изображением пожилого мужчины, которое работники Юрьева - Польского музея считают изображением князем Святославом.
 

   


Рецензии
____Студентам на кафедре_____
сочно поспать с открытыми глазами
при такой сухой без вина подаче...

Артур Живаго   29.07.2025 00:19     Заявить о нарушении
Артур! Пошарь во лбу, не спишь ли?

Николай Павлов Юрьевский   29.07.2025 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.