Изображения Святослава на Георгиевском соборе

Обычай изображать русских князей на стенах соборов пришел на Русь вместе с христианством из Византии. Например в соборе Святой Софии в Константинополе имеется мозаичное изображение императора Константина Мономаха – Единоборца. Одним из древнейших изображений князя на соборах в Древней Руси является изображение великого князя Владимирского Всеволода III – Дмитрия.

На своём Дмитровском соборе во Владимире, который был построен в 1196 году, Всеволод Георгиевич увековечил себя и своих пятерых сыновей: Константина, Георгия, Ярослава и Владимира, малолетний сын Иван сидит у Всеволода на коленях.
 
В своём произведении "Языческие тайны Георгиевского собора" о каменной резьбе Георгиевского собора в городе Юрьеве – Польском я убедительно доказал, что на капителях Георгиевского собора изображены главные языческие божества: Лада, Макошь, Перун и Хорс – Даждьбог.               

Георгиевский собор в городе  Юрьеве – Польском был построен в 1234 году Юрьевским князем Святославом, который и осуществлял непосредственное руководство строительством, в летописи об этом так и сообщается: «а сам бе мастер».               

Георгиевский собор поразил современников своим великолепием: резчики по камню князя Святослава выполнили резьбу на Юрьевском соборе как бы соревнуясь в красоте с Дмитровским собором во Владимире.

Много раз бывая во Владимире и отцовском Дмитровском соборе, князь Святослав наверняка обращал внимание на стену собора, где были изображены: отец Всеволод и его старшие братья.               

Без сомнения, при строительстве Георгиевского собора, если даже не пожелал  сам Святослав, во что трудно поверить, то мастера – резчики по камню даже по своей инициативе должны были где то оставить на соборе изображение князя Святослава, чтобы о нём, как и об его отце, Всеволоде, осталась память.

Где могли резчики изобразить князя Святослава? В своей статье «Тайны Георгиевского собора» я определил, что на капителях со стороны княжеского входа в собор изображены главные языческие боги: богиня плодородия Макошь, богиня любви и семьи Лада, бог войны Перун и родоначальник и предводитель русских людей Хорс – Даждьбог.

То изображение бородатого старика на клиновидном камне, которое считают изображением Юрьевского князя Святослава, противоречит истине. Во время строительства Георгиевского собора, в 1230 году, Святославу было 34 года, то есть он не был таким глубоким старцем, который изображен на клиновидном камне.

Посмотрим теперь на изображение отца князя Святослава, князя Всеволода Георгиевича, который изображен на Дмитровском соборе во Владимире, он изображен без бороды. Хотя ему было во время строительства этого собора уже 43 года.               

Кто мог быть изображен на клиновидном камне? Если предположить, что Юрий Долгорукий (первый строитель Георгиевского собора), то его изобразили бы не в простой, а княжеской шапке, как изображен Хорс - Даждьбог. Может быть это изображение руководителя строительством Георгиевского собора?

Во всяком случае этот "портрет" никак не соответствует князю Святославу. Попробуем найти на Георгиевском соборе изображение, облик которого наиболее близок князю Святославу. Должны же были резчики по камню где то оставить изображение князя - строителя! Поэтому я обратилособое внимание на капители княжеского входа в Георгиевский собор, а именно на изображение славянского  языческого бога Хорса - Даждьбога - предводитель русских людей.               

Хорс - Даждьбог изображен без бороды, на нём княжеская шапка и княжеская одежда, а в ухе серьга. А теперь сравним изображение великого князя Всеволода Георгиевича, держащего на руках младшего сына Ивана на Владимирском Дмитровском соборе и Хорса – Даждьбога на Юрьевском соборе. У обоих лица явно очень схожи: одинаковые носы и подбородки. Кроме того, а это очень важно, у Хорса - Даждьбога княжеская шапка, княжеская одежда и символ высокой знатности - серьга.

Первое упоминание о серьге у русских князей встречается у грека Льва Дьякона. Он так описывает в 971 году знаменитого в Русской истории Святослава Игоревича: «Он был среднего роста с густыми бровями и с голубыми глазами с обыкновенным носом с бритой бородой и с густыми длинными усами. Голова у него была голая. Только на одной стороне её висела прядь волос, в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином по середине, показывающая его знатность».

Серьга, кроме защиты от нечисти, означала высокое положение человека в  обществе. Обычай носить серьгу пришел на Русь с Востока, её носили князья и позже Святослава Игоревича. Великий князь Иван II Иванович (сын Ивана Калиты), в своей духовной грамоте отказывает своему старшему сыну Дмитрию (будущему Дмитрию Донскому) кроме золотой цепи, золотого пояса золотой сабли «… и сергу злату с жемчугом».

Серьга, одежда и княжеская шапка у Хорса - Даждьбога на Георгиевском соборе явно указывают на то, что это изображен князь. Какого князя могли изобразить резчики по камню на Георгиевском соборе? Ответ однозначный: на капителях княжеского входа в Георгиевский собор резчики по камню могли поместить только изображение князя Юрьевского Святослава и они его изобразили в виде языческого бога Хорса - Даждьбога.               

На заставке: слева изображение Всеволода III Георгиевича с сыном Иваном на  Дмитровском соборе во Владимире. Справа вверху капитель Георгиевского собора с изображением богини Лады (слева), справа - Хорс - Даждьбог - Святослав князь Юрьевский. Под фотографией капители мужское лицо на камне, которое некоторые считают изображением князя Юрьевского Святослава.
 

   


Рецензии
Возраст почтенный собора, главное, что он сохранился. Где находится изображение уже тонкости, раньше все мужчины были с бородами. Может, под собором и библиотека сохранилась? Церковь кое-что взяла из язычества: красить яйца на Пасху, например. Изображения тоже могла позаимствовать.
У нас нет таких древностей на Урале, есть, но совсем супер древние, когда ещё был океан большой и повсюду извергались вулканы, но человек уже жил на этих землях. Тот же Аркаим, палеовулкан есть и в 25км от Челябинска , так называемые Баландинские пещеры. Со стороны города к ним не подойти, долго идти надо, км 40 примерно, а со стороны аэропорта можно. Города Урале все молодые, что останется от нас через 900 лет, кто знает, может, ничего, а может, немного и дойдёт. Церковь отвергает Аркаим с его прото храмом, т.е. эволюцию самой себя отрицает.

Наталья Прохорова   01.01.2024 12:25     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталья!

Николай Павлов Юрьевский   28.02.2024 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.