Внутренний камертон
Из стихотворения «Белеет парус одинокий» и целого ряда мятежных образов М. Лермонтова (героев, ищущих бурю, а не покой) можно было бы сделать некий стереотипный вывод: и в частной жизни он предпочитает людей, одержимых страстями. И воображение читателя может нарисовать себе образ женщины, которая такому темпераменту и психическому складу героя полностью соответствовала бы. Любила перемены, приключения, была бы азартной… Лермонтов с ранней юности увлекался разными женщинами, но через всю свою взрослую жизнь он пронес трогательное благоговение перед чистой, незамутненной душой девушки совершенно иного склада – Варвары Лопухиной, которую называли ласково – Варенькой. Именно под таким именем она и вошла в лермонтоведение.
Никто не знает, был ли писатель человеком такого склада, который довольствовался бы одной женщиной в своей жизни, но многочисленные свидетельства подтверждают – никого он не ставил так высоко, ни в ком так не нуждался. Лермонтов отзывался о Вареньке, как об ангеле, изгнанном из рая за то, что слишком сожалел о человечестве. Ему дороги были характерные черты ее внешности – сочетание светлых волос и глаз более темного оттенка, родинки на лице (у нее она была над бровью, у его героини Веры – на щеке). Исследователи считают, что ее образ озарял самые мрачные мгновения его жизни.
Воплотил ли он облик Вареньки в своей героине Вере из «Героя нашего времени», единственной женщине, которую он никогда бы не мог обмануть и в иные минуты был способен поставить выше всего на свете, даже своей гордости? Возможно, герой Лермонтова, как и он сам, был внутренне переменчив, подвержен смене настроений, но что-то в нем оставалось незыблемым, неизменным – и это образ той самой блондинки с родинкой на щеке, чья внешность казалась ему необыкновенно выразительной. А поскольку он сам был художником-любителем, то, возможно, считал, что природные краски точнее, тоньше передают и внутренний облик персонажа, нежели самые красноречивые фразы.
Вера и Варенька имеют и общие, и различные черты. По описаниям Варенька представляется более наивной, невинной по сравнению с Верой, которая кажется женщиной опытной, светской, достаточно искушенной. Для Вареньки физическая измена даже самому нелюбимому супругу (каким бы он ни был) немыслима, она человек твердых правил. Для Веры это не так. Она – человек, лишенный иллюзий. И даже на любовь свою к Печорину смотрит без надежды на его исправление и улучшение. Более того – он ей таким и дорог, во всей сумме его противоречивых качеств. Вареньке тоже, несмотря на боль и обиды, был дорог Лермонтов как личность сложная и не всегда понятная обывательскому обществу.
Вера и Варенька схожи больше всего одним – неким фатализмом, сознанием, что их жизнь такова, каковой ей быть предначертано, предписано некими высшими силами, и они не в состоянии ничего изменить. Покорность судьбе – вот самое главное, что их сближает. При этом люди они во многом различные. Веру ангелом не считали и не называли (и Печорин такого о ней не думал). Она не идеалистка и принимает эту жизнь такой, какая она есть. А Вареньке, хотя она и в состоянии принять личность самого Лермонтова, возможно, хотелось бы эту жизнь изменить.
На ее портретах выражение наивности, беззащитности трогает больше всего – иные красавицы меркнут рядом с одухотворенным обликом этой девушки, чью душу Лермонтов в стихах называл прекрасной. Вера представляется мне женщиной мягкой, бесконечно податливой, хрупкой, болезненной (как, впрочем, и Варенька), с теми же природными красками в своем внешнем облике, но обладающая душой не невинного ребенка, а зрелой женщины.
Этим мне Вера и интересна – она прозорлива, может разглядеть, раскусить кого угодно, не демонстрируя это открыто. Жизнь, люди для нее лишены таинственности, загадок. Как и для Печорина, которому именно поэтому, может быть, с ней не скучно. Она созвучна его натуре, как и проницательный доктор Вернер, с которому ему, несмотря на некоторые разногласия, очень комфортно общаться. Вообще они – одни из немногих, кого принимает его закрытая, язвительная, враждебная для большинства душа.
«Княжна Мери» завершается признанием Печорина, что он, как и в стихотворении «Белеет парус одинокий», не хочет покоя, а ищет новых впечатлений. Но образ Веры, которая, как и Варенька в отношении к Лермонтову, умела его смягчить своим грустным спокойным смирением перед жизнью и ее испытаниями, настолько его переполняет, что становится очевидным: не остается в его душе, одновременно и дерзкой, и угрюмой, места для более серьезного чувства.
Могла бы Варенька Лопухина через определенное количество лет трансформироваться в такую женщину, как Вера? Мне кажется, определенно – нет. Вера – это действительно выдумка Лермонтова. Они разные типы женщин. И если представить себе живописный портрет Веры, который написал бы художник (это мог быть сам Лермонтов), думаю, сходство красочного колорита с Варенькой, конечно же, было бы, это же излюбленная цветовая гамма Лермонтова. Но Веру отличило бы иное выражение лица – возможно, с горькой иронией (тоже созвучной Лермонтову)… но совершенно не детское.
Свидетельство о публикации №219121001595
И современники и, похоже, некоторые современные лермонтоведы считают, что писал он буквально с прототипов, а не собирая черты разных лиц и додумывая, как это чаще всего бывает. "Шибко умные".)) Но вот начинаешь искать прототипы персонажей "Героя нашего времени" и... и никто туда буквально и до конца не подходит, так что, возможно, творческий метод Лермонтова был более традиционен, чем о нем думают.
Галина Богословская 14.12.2019 21:01 Заявить о нарушении
Наталия Май 15.12.2019 11:23 Заявить о нарушении
Галина Богословская 15.12.2019 18:18 Заявить о нарушении
Галина Богословская 15.12.2019 18:19 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=N02bbPEZtRg
Галина Богословская 15.12.2019 18:24 Заявить о нарушении
Наталия Май 15.12.2019 20:11 Заявить о нарушении
Наталия Май 15.12.2019 20:12 Заявить о нарушении
Галина Богословская 15.12.2019 21:02 Заявить о нарушении
Насчет Бенкендорфа - я писала рецензию на книгу "Бенкендорф" для одного издания, это был платный заказ, какое-то время я на них работала. Книга современная: "Александр Христофорович Бенкендорф слишком долго играл роль антигероя отечественной истории. Историки и литературоведы, писатели и сценаристы наделяли его всевозможными отрицательными чертами. Это неудивительно — за полтора века не было написано ни одной заслуживающей внимания биографии Бенкендорфа, а значительная часть его мемуаров заросла архивной пылью. Георгиевский кавалер, разведчик и партизан, боевой генерал, герой войны 1812 года, освободитель Голландии от наполеоновского господства, член Государственного совета и Комитета министров, Бенкендорф попытался создать государственный механизм борьбы с коррупцией и казнокрадством. Он был личным другом таких несхожих деятелей, как император Николай I и декабрист Сергей Волконский; ходатайствовал за Пушкина, Лермонтова и Гоголя; увёл любовницу у Наполеона и пережил трагический роман с той, которой посвящено тютчевское «Я встретил вас».
Книга историка Дмитрия Олейникова рассказывает о том, как жил, воевал, путешествовал, любил граф Бенкендорф".
Так что это была героическая личность, невероятно много сделавшая для страны, и абсолютно недооцененная. Когда я прочла, что он испугался какого-то кота, я в ступор впала. Это противоречит всему, что написано о нем в объективном исследовании его жизни.
Наталия Май 17.12.2019 11:11 Заявить о нарушении
"Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный".
Такие мысли являлись у части современников Пушкина к моменту его гибели на дуэли. Возрастные трансформации Пушкина и Лермонтова и неожиданны, и понятны одновременно. Пушкина мы часто видим как олицетворение гармонии и уравновешенности (весьма условное понятие о Пушкине, верное лишь на контрасте с Лермонтовым)), здесь показали, что с годами, все больше погрязая в нежелательной для себя среде, он превращается в человека очень нервного, желчного, брюзгу. А от лермонтовских крайностей - его сильнейшей неуравновешенности и желчности в молодости - видимо, нет иного пути, кроме как к спокойному достоинству с годами.
Лично мой путь - лермонтовский, так что мне это очень понятно. Веселая солнечная молодость - разочарованная зрелость, трудная и разочарованная молодость - просветленная до определенной степени зрелость.
А вот про Грибоедова я сильно удивилась... Как-то невнятно с ним обошлись и не по-доброму, и зря.
Наталья Гончарова ходит на могилу Дантеса как истинная христианка.)) Условности жанра сделали ее более свободной в поступках, чем это полагалось бы по условиям света.
Галина Богословская 17.12.2019 20:15 Заявить о нарушении
Галина Богословская 17.12.2019 20:18 Заявить о нарушении
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.
Но полная правда, что Пушкин любил женщин, не испытывал в отношении них каких-либо комплексов (как тот же Лермонтов), ставил Женщину на пьедестал.
Мне еще очень понравилось, что он историю России взялся писать, в Пушкине-поэте очень силен историк, это с молодости так.
Галина Богословская 17.12.2019 20:22 Заявить о нарушении
А женщины - Лаура из маленьких трагедий, свободолюбивая цыганка, которая бросила Алеко...
Наталия Май 18.12.2019 06:53 Заявить о нарушении
Наталия Май 18.12.2019 06:55 Заявить о нарушении
Умирая, Пушкин предвидел, что ее будут потом смешивать с грязью, и жалел не себя, а ее. И его предсказание, к сожалению, сбылось. Ее смешивали все, кому не лень. Но позже возникли и книги, и статьи в ее защиту. Пушкин и Ланской видели в ней "чистейшей прелести чистейший образец", что в ней видел Дантес, не знаю, - может быть, наивную женщину, которую легко обмануть. И наивность, возможно, была ей присуща.
Наталия Май 18.12.2019 11:41 Заявить о нарушении
Дантес ее считал наивной, вроде бы, крутил роман с Идалией Полетикой, а волокитство за ней использовал как ширму.
В статьях Розанова есть момент, который он цитирует из одного письма Натальи Гончаровой, постараюсь его найти и привести. Но смысл такой (фрагмента этого), что была и наивность, и непонимание, но и желание блистать в свете и наслаждаться своим блистанием, не думая о последствиях, тоже было.
Галина Богословская 19.12.2019 20:36 Заявить о нарушении
http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1900_eshe_raz_o_smerti_pushkina.shtml
Розанова вообще интересовали вопросы семьи, пола (я так понимаю, на стыке веков эти вопросы были поставлены с откровенностью, прежде невозможной для российского общества), и мыслитель несколько использовал частную жизнь Пушкина для того, чтобы порассуждать на свои любимые темы.
Он как-то все-таки холодноват к Пушкину. Розанов писал о гибели и Пушкина, и Лермонтова. И вот в адрес Лермонтова ни единого осудительного слова он не сказал. Только как будто вопрошал своей статьей: "Молодые люди, да что же вы натворили? Беречь надо поэтов, даже с тяжелыми характерами". А вот у Пушкина Розанов нашел серьезные вины, и где-то взял, в известном соответствии с темой, даже и пошлый тон.
Будет время, захочешь - почитаешь, здесь много статей Розанова о Пушкине, около десятка.
http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/
Галина Богословская 19.12.2019 20:55 Заявить о нарушении
"Заверяю тебя, Ольга, в присутствии Леона (тут тетка указала на меня) священным моим словом, что я не погрешила и мысленно против Пушкина (тетка всегда называла моего дядю по фамилии, даже и в разговорах с ним), а укоряю себя лишь в недальновидности: по неопытности я не подозревала ничего серьезного, а потому и не предупредила козней его врагов. Но в остальном чем провинилась? Моей привлекательной наружностью? Да не я же себе ее сотворила. Любезным обращением? Да этому виноват мой общительный характер. Остроумием в обществе? Но если острила, то вовсе не с целью обижать кого бы ни было. Наконец, – сказать смешно – неужели моим умением играть в шахматы, за которое получала комплименты мужчин? Да скучно ведь играть в шахматы самой с собою. Но, – может быть, грешу, – никогда не прощу злодеев, которые свели моего Пушкина в могилу, для чего и бесславили меня. Скорбь же моя о Пушкине умаляется при сознании, что я чиста перед ним. Пусть праздные языки толкуют обо мне что угодно. Сами себя марают, а не того, кого чернят".
Вот это приводил Розанов в доказательство, как ему казалось, недалекости и некоторого эгоистического легкомыслия Гончаровой.
Галина Богословская 19.12.2019 21:01 Заявить о нарушении
Наталия Май 20.12.2019 08:14 Заявить о нарушении
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле -
И делишь наконец мой пламень поневоле
Понятно, что с возрастом она несколько изменилась, ну не сидеть же человеку в четырех стенах, хотелось порой и нравиться и просто с кем-то пообщаться - это можно раздуть и преподнести как какое-то невероятное тщеславие в свете. Есть люди, которые каждый чих раздувают.
Наталия Май 20.12.2019 08:29 Заявить о нарушении
Но это - чисто физически (а жизнь только из этого не состоит). А по-человечески ей был близок второй муж, который, как она говорила, один дал ей счастье без всяких примесей. Но никому не интересна тихая идиллия Ланских, многим надо все время эксплуатировать "жареную тему" Дантеса.
Наталия Май 20.12.2019 09:03 Заявить о нарушении
Вот причины гибели Пушкина - глубокие - мне интересно было для себя понять, и я их так поняла, что главным образом они действительно не в жене его.
Галина Богословская 20.12.2019 14:44 Заявить о нарушении
Наталия Май 20.12.2019 17:43 Заявить о нарушении
Галина Богословская 20.12.2019 17:57 Заявить о нарушении