Иллюзия будущего

Компьютеризация, цифровизация, искусственный интеллект – о чем это всё? Если кратко, то о знаках нашего времени, признаках новой, доселе невиданной цивилизации, построенной на синтезе способностей человека и машины. При этом всё более пугающим звучит вопрос о том, кто окажется в господствующем положении, чьим интересам будет подчинено такое устройство жизни – людям, «элитам», а быть может машинам?
   
Для дальнейшего разговора позволю себе привести обширную цитату из труда одного из своих Учителей, выдающегося философа Эвальда Ильенкова - «Об идолах и идеалах», написанном им ещё в 1968 году:

«– Д-р Винер, не изменяет ли человек окружающую среду свыше своей способности приспособления к ней?
– Это вопрос №1. Человек, несомненно, изменяет ее чрезвычайно сильно, а делает ли он это свыше своей способности, мы узнаем довольно скоро. Или не узнаем – нас больше не будет».

Культ машины («машинопоклонство»), как и любой другой культ, коварен и страшен тем, что он снимает с живого человека всякую нравственную ответственность за свои дела.

И происходит то же самое, что происходило с любыми религиями. А именно: вера в машинный разум, как в идеал разума вообще, становится лишь способом примирения человека с существующим, с нынешним положением дел в неразумно устроенном, в трижды безумном мире.

Фантасты последних десятилетий усердно разрабатывают сюжет «бунта машины против человека». Машина, которую человек сделал умнее и сильнее себя самого, выходит из-под контроля своего собственного создателя, она не желает больше подчиняться его велениям, а желает служить только целям своего собственного самоусовершенствования.

Она начинает осуществлять расширенное воспроизводство себе подобных машин и подчиняет все отрасли производства эгоистически-машинной цели. Человека же, поскольку ему такое положение не нравится, она ставит на место, на место той дешевой и готовой детали, которую ей проще использовать готовой, нежели изготовлять.

Увы, в данном случае мы имеем дело вовсе не с [310] беспочвенной фантазией. Она отражает совершенно реальную машину и реальное же положение человека при ней. Беда не в том, что кто-то мечтает такую машину создать. Беда в том, что она давно уже создана, уже давно вышла из подчинения своему творцу, давно преследует свои собственные – античеловеческие – цели, а живого человека рассматривает как сырье и полуфабрикат своего собственного самоусовершенствования. Более того, она уже давно научилась использовать живой человеческий мозг в качестве органа, с помощью которого она осуществляет свое «самосознание»...

Устройство такой – к сожалению, вовсе не фантастической – машины еще сто лет назад детально проанализировано и даже «описано с помощью конечного числа слов» в известном сочинении под названием «Капитал. Критика политической экономии».

Капитализм – товарно-капиталистическая система взаимоотношений между людьми, завязавшаяся по поводу производства вещей с помощью машин, – и есть производство ради производства, огромная машина, состоящая из миллионов малых машин, внутри которой живой человек играет незавидную роль «частичной детали частичной машины».

Она давно уже вышла из-под контроля человеческого разума и воли, стала «умнее» и «сильнее» любого живого человеческого индивидуума, превратив его в свою собственную «деталь». И свою власть над живым человеком она осуществляет с помощью своих многочисленных «дочерних систем» – с помощью механизмов рынка, государственно-бюрократического аппарата, военно-полицейской машины, машины голосования и многих других «иерархически-организованных» систем управления.

И мы вовсе не играем словами. Бюрократическая или военно-полицейская [311] машина – машина в самом точном и буквальном смысле этого понятия. Попробуйте взглянуть на нее глазами кибернетики, с точки зрения понятий кибернетики, и вы убедитесь.
И когда находятся люди, видящие свою миссию в том, чтобы создать универсальную машину, уж подавно и безоговорочно более «умную» и «предусмотрительную», чем живые люди и существующие уже машины, то они не должны особенно огорчаться, если их обещания вызывают у живых людей не восторг и не радость, а совсем другие чувства» (https://e-libra.ru/read/438570-ob-idolah-i-idealah.html).
(Конец цитаты).

Отмечу, что это сказано в 1968 году, то есть, когда идеи Норберта Винера – отца современной кибернетики – только начинали воплощаться в жизнь, ещё не было современных компьютеров и интернета. Ещё есть СССР и осуществляется попытка построения социализма как альтернативы капитализму, когда в центре внимания и целью полагается не прибыль, а человек, ещё есть надежды… Ещё не сегодня.

А что сегодня?
Сегодня интеллектуально и нравственно деградирующие элиты ведут мир к всеобщей стандартизации и оптимизации человека, как элемента «эффективной», то есть прибыльной экономики. Тенденция такова, что даже такая оценка относительно места и роли живого человека становится оптимистичной.

Развитие техники и технологий делают человека излишним. Точнее создается ситуация, когда сам статус «человек», возможность БЫТЬ им, становится под сомнение для абсолютного большинства людей. Человек как придаток к технологии или как сервисная функция – это «норма».

Однако этому стандарту нормы мешают непозволительные "излишества" в виде нравственности, этики, подлинной религиозности, чувства прекрасного, классического искусства, а ещё более СПРАВЕДЛИВОСТИ. Судя по всему, именно на это сегодня направлена работа по форматированию нового «толерантного», «цивилизованного» и «демократически мыслящего» массового человека.
   
Почему «массового»? Потому, что всё более явственно становится образование определенных закрытых сообществ тех, кто оставляет только за собой право БЫТЬ людьми. Именно они, полагая, что владеют «машиной» современного финансового капитализма, внедряют в сознание людей ценности и идеалы, выгодные этим «элитам».
 
Нет сомнений, что для своего оправдания эти люди используют иную, не массовую мораль, идеологию, систему ценностей и образ жизни. Пока же отметим, что делается это – избавление живых, по определению Ильенкова,  людей от «излишеств» - тонко, последовательно, с использованием не только массовой культуры, но и науки, её достижений, финансирования тех исследований, которые позволяют реализовывать поставленные цели. Одним из самых актуальных стали сегодня исследования мозга человека.

Почему именно мозга?
 (продолжение -http://www.proza.ru/2019/12/13/460)


Рецензии