Вспыхнувшие воспоминания. Объяснение в любви

               
      (2019 год)

     Директору Центрального Академического Театра Российской Армии генерал-майору, заслуженному деятелю искусств России Виктору Якимову.

      Главному режиссёру театра народному артисту России Борису Морозову.

       Война, которая вошла в историю, как Великая Отечественная, немало способствовала тому, что у нас, детей того поколения, было особенное, трепетное отношение к военным. Каждый человек в гимнастёрке был в наших глазах спасителем, и его нельзя было не любить.

       Я родилась в Москве, на 43 день войны. Мама, имевшая на руках ещё двух несовершеннолетних дочерей, отказалась от эвакуации. А для папы эта война стала третьей, после финской и польской, хотя он не был кадровым военным.

       Несмотря на то, что я в то время находилась совсем не в боеспособном возрасте, подсознательно горжусь, что в трудное для страны время не покинула родной город.

      В дальнейшем судьба непременно сводила меня с военными. После десятилетки я работала на заводе, выпускающем оптические приборы для космической техники. Там же приобщилась к написанию заметок для заводского радиовещания. Беседы с участниками войны, которые впоследствии приобретали форму очерков, были для меня любимым занятием.

      Поступила в МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова на факультет журналистики и завершила обучение в нём дипломной работой, опять-таки касающейся военной темы: «Из истории сатирических журналов и листков периода Великой Отечественной войны».

       А преддипломная практика, которую мы с подругой проходили в издательстве «Молодая гвардия», приблизила нас к «человеку с ружьём» буквально вплотную – совсем рядом, на площади Коммуны, в уникальном здании в форме звезды размешался   Центральный театр Советской Армии.

      Если раньше, как истинные студенты, мы обежали все столичные театры, пересмотрев чуть ли не полностью репертуары многих из них, то теперь остановились только на одном – Центральном театре Советской Армии.

      Невозможно перечислить все спектакли, на которых мы побывали, но премьеры той поры хотелось бы назвать. Это – «Хождение по мукам» А.Толстого, «Раскинулось море широко» Всеволода Вишневского, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Бесприданница» Александра Островского и, конечно же, возобновлённый спектакль А.Гладкова «Давным- давно».
 
        Театр Красной Армии (такое название он носил вначале) создавался, по воспоминаниям писателя И.Прута, в 1930 году «для обслуживания разными жанрами сценического искусства армейских частей».  Вначале он вмещал четыре группы: драматический театр, театр малых форм, кукольный и ансамбль красноармейской песни, который возглавил Александр Васильевич Александров.

      А собственно история Театра  Красной Армии начинается со спектакля «К.В.Ж.Д» в постановке Василия Фёдорова, ученика Всеволода Мейерхольда.

      К сильной стороне театра следует отнести то, что он не ограничился только военной тематикой.  «Гибель эскадры» А.Корнейчука,  «Полководец Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского,  «Давным-давно» А.Гладкова,  «Сталинградцы» Ю.Чепурина,  «Южный узел» А.Первенцева и другие великолепно уживались с  «Укрощением строптивой» В.Шекспира,  «Учителем танцев» Лопе де Вега,  «Стрекозой» М.Бараташвили,  «Добряками» Л.Зорина.

      Русская классика занимала и занимает в репертуаре почётное место.  «Васса Железнова» М.Горького,  «Волки и овцы»,  «На всякого мудреца довольно простоты»,  «Доходное место».  «Не было ни гроша, да вдруг алтын»  А.Островского,  «Ревизор» Н.Гоголя.  Наиболее полюбившиеся постановки неоднократно возобновлялись.

      Когда после некоторого перерыва я пришла в  свой любимый театр  на спектакль   «Сердце не камень» А.Островского, то невольно порадовалась, что и нынешнее поколение режиссёров и актёров наделены счастливым даром играть на сцене так, как, смею себе предположить, видели постановку своих произведений писатели.

       Классика – понятие нравственное. Она призывает к размышлению,
сопоставлению. Могут меняться эпохи, правители, сам народ, его мироощущение, но проблемы, попавшие когда-то на страницы книг, извечны. И потому режиссёры и актёры вправе внести какие-то игровые штрихи, своё видение событий, но они не вправе перекраивать классику. Только в созвучии мыслей и чувств автора с мыслями и чувствами актёров кроется источник  авторитета театрального искусства.

       Именно так, поистине бережно по отношению к авторам и работает коллектив Театра Российской Армии. В репертуаре театра по-прежнему немало и весёлых спектаклей, на «бис» воспринимаемыми зрителями всех поколений.

       Радует, что в зале много пожилых людей.  Перестройка как бы вытолкнула ветеранов из театров: билеты были просто не по карману.  Прошло время, и, поняв, наверное, что потерян целый пласт  благодарных зрителей, театральные коллективы перешли на предоставление билетов по льготной цене.

        В числе первых был и Центральный Академический театр Российской Армии, ещё раз, подтвердивший свою этическую одарённость и уважение к гостям. Любой зритель здесь дорог, ко всем отношение равное. В руки каждый пенсионер  получал  билет, в котором, как и положено, определены ряд и место.

       В театре Российской Армии никогда не было видно ветеранов, томящихся у входных дверей в зал, как это до недавнего времени случалось в других театрах, и где пожилые люди толпились  в ожидании, когда более обеспеченные зрители займут свои места. А затем, как говорится, по «остаточному принципу» на свободные места допустят цвет и гордость нации – людей, защитивших страну от уничтожения, а затем, восстановивших разруху и экономику страны. Такое унижение не так уж безобидно.
 
       Помню, ещё обучаясь в начальной школе, когда я впервые переступила порог этого театра, то просто застыла от изумления. Невольно вспомнилась фраза, которую неоднократно произносили мои родители: «Театр начинается с вешалки». Мы так привыкли к театральной сутолоке  около раздевалок…

       А здесь – огромный холл. Этот полукруг как бы обнимает всех входящих и радуется, что чем больше их, тем лучше. Такая открытость души, такое гостеприимство! Особенно почувствовали мы это сейчас, когда вступили в пору не первой молодости.
 
       Выйдя на пенсию, с журналистикой я не рассталась. Меня избрали в состав Объединённого Совета ветеранов  Союза журналистов РФ, ядро которого  составляют военные корреспонденты. Общаясь с ними, особенно остро осознаёшь, почему в этой страшной войне победил именно наш народ. Пройдя тяжёлые фронтовые дороги, хлебнув послевоенного лиха, преодолевая испытания в наше нелёгкое время,  они по-прежнему бодры, полны сил и энергии.

       Желание поделиться с нынешней и будущей Россией воспоминаниями о Великой Отечественной войне подвигло их на составление шеститомника  «Живая память»  (на 2019 год число томов  - десять).

       Мои коллеги одновременно   - и герои, и зрители  Центрального Академического театра Российской Армии.  Так же, как и старейшины  вашего театра.  А ещё в составе нашего Совета присутствуют несколько авторов, написавших рассказы и очерки  о любимых актёрах  Центрального Академического театра Российской Армии.

       «Одно из боевых культурных подразделений Красной Армии», - так называл свой театр А.Д.Попов, его первый руководитель и режиссёр. С первых же дней войны здесь были созданы фронтовые бригады, которые выезжали на передовые и выступали перед солдатами, невзирая порою на обстрелы и кружащиеся над ними  «мессеры». Последняя, 19 фронтовая артистическая бригада, встретила Победу в Берлине.

       Центральный Академический театр Российской Армии  и Объединённый Совет ветеранов  Союза журналистов России связывает давняя дружба. Недавно артисты в знак глубокого уважения к военным журналистам пригласили членов Совета на   бесплатный просмотр всех спектаклей театра.  А актёры театра были приглашены на презентацию   сборника  «Живая память».   

        По поручению Объединённого Совета ветеранов Союза журналистов России,  поздравляю театральный коллектив с наступающим  Новым, 2020 годом, когда наша страна отметит один из главных праздников – 75 лет со дня Великой Победы.  Желаем доброго здоровья и новых творческих взлётов.

        Низкий поклон Вам за замечательное дело жизни, которое Вы избрали не только ради себя, но и прежде всего ради своих благодарных зрителей.               
 


Рецензии
Раиса Сергеевна, утро доброе! Будем с Таней в Москве - обязательно посетим этот замечательный театр. Так интересно Вы написали о нём! Спасибо большое! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   07.07.2023 08:48     Заявить о нарушении
Всё хорошо, Раиса Сергеевна? Доброго Вам субботнего дня и хорошего, бодрого настроения! А мы сегодня утром едем в Калининград на встречу выпускников - моих товарищей по училищу. На два дня! С теплом и уважением,

Николай Кирюшов   08.07.2023 06:08   Заявить о нарушении
Жду возвращения и новых впечатлений.

Раиса Лунева   08.07.2023 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.