Блок. Так. Я знал. И ты задул... Прочтение

56. «Так. Я знал. И ты задул…»





*
                Андрею Белому
               
                Так. Я знал. И ты задул
                Яркий факел, изнывая
                В дымной мгле.
                В бездне — мрак, а в небе — гул.
                Милый друг! Звезда иная
                Нам открылась на земле.

                Неразлучно — будем оба
                Клятву Вечности нести.
                Поздно встретимся у гроба
                На серебряном пути.

                Там — сжимающему руки
                Руку нежную сожму.
                Молчаливому от муки
                Шею крепко обниму
               
                Так. Я слышал весть о новом!
                Маска траурной души!
                В Оный День — знакомым словом
                Снова сердце оглуши!

                И тогда — в гремящей сфере
                Небывалого огня —
                Светлый меч нам вскроет двери
                Ослепительного Дня.
                1 ноября 1903








     Стихотворение как продолжение, как еще обращение… Впрочем, это и есть – еще одно обращение к Андрею Белому. Вот из предыдущего:

                «…Впереди покраснела заря.
                Кто-то звонким, взывающим молотом
                Воздвигал столпы алтаря…

                …Мне почудился ты — умирающий,
                Истекающий кровью, как я.
                Неужели и ты отступаешь?
                18 октября 1903»

 
     И теперь – продолжение:

                Так. Я знал. И ты задул
                Яркий факел, изнывая
                В дымной мгле...

     Сам герой уже видит себя беспомощны, почти уродцем:


                «                ... У меня
                Такие крохотные ножки...
                Такие ручки у меня…
                18 октября 1903»

     Он почти сдался:

                «…я уйду на покой от времен,
                Уйду от хулы и похвал…
                1 ноября 1903»

     Но есть надежда на друга… Повторю, изначальное значение данного слова: друг – это тот, кто с тобой в одной дружине.  Может, сообща можно будет сделать то, что не получилось в одиночку:

                Светлый меч нам вскроет двери
                Ослепительного Дня.
               
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
     «
     В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", - и сквозь все миры доходит к нему вначале - лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки… Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно - и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос; возникает диалог, подобный тому, который описан в "Трех Свиданиях" Вл. Соловьева; он говорит: "Не трижды ль Ты далась живому взгляду? - Твое лицо явилось, но всю Тебя хочу я увидать". - Голос говорит: "Будь в Египте".
    »
      В Египте Вл. Соловьев Ее увидел:
     «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском Му¬зее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского Университета; в пустыне близ Каира в начале 1876 года».

     Обращение «милый друг» – оно тоже от Вл. Соловьёва:

                «Милый друг, иль ты не видишь,
                Что все видимое нами —
                Только отблеск, только тени
                От незримого очами?

                Милый друг, иль ты не слышишь,
                Что житейский шум трескучий —
                Только отклик искаженный
                Торжествующих созвучий?

                Милый друг, иль ты не чуешь,
                Что одно на целом свете —
                Только то, что сердце к сердцу
                Говорит в немом привете?
                1892»

…оно тоже, что стихотворение не о «житейском шуме трескучем», а о мире «торжествующих созвучий», что оно об их общем «пути в Египет»!

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Послано А. Белому при письме (от 8 или 9 ноября 1903 г.) вместе с тремя стихотворениями и может рассматриваться как ответ на письмо А. Белого от 24 октября 1903 г.
     По кругу настроений связано со стих. "Я бежал и спотыкался ... " и с мыслями в письме А. Белого от 24 октября 1903 г., где говорится о "периоде внутренней опустошенности, когда хочется убежать в пустыню" (Блок и Белый. С. 55) .

    - «... И ты задул 11 Яркий факел ...» - Ср. в стихотворении Брюсова "Нить Ариадны" (1902); "Мой факел пальцы мне обжег.// Завесой сумерки упали.// В бездонном мраке нет дорог". Строки эти Блок в 1904 г. поставит эпиграфом к последнему отделу I1 - "Ущерб" .

     - «В бездне - мрак, а в небе - гул. // ( ... ) Звезда иная // Нам открылась на земле и след. -Надежде на немедленное слияние "двух бездн" (см. коммент. к стих. "Царица смотрела заставки ... ") противопоставлена жертвенная верность идеалу, который может реализоваться лишь в конце земного пути героев.
    [с моей т.з. немного не так расставлены акценты: не "в конце пути", а в результате его.]

     - «... Клятву Вечности нести«».- Ср. образ "вечности" в эпиграфе в Т3 и БА РГБ (см. ниже).

     - «... Молчаливому от муки ...» - Ср. в письме А. Белого от начала ноября 1903 г.: "Вот я опять хочу Вам сказать так много - и все обрывается, и опять на ум приходят все такие ненужные, все такие посторонние слова. Я потерял способ выражения своих мыслей, что знал - все забыл" (Блок и Белый. С. 56).

     - «Маска траурной души!» - Мотив маски фигурирует в письме А. Белого от 24 октября 1903 г. (Блок и Белый. С. 55).
     ["Возвращаясь из пустыни, я встречаю одни только маски. Я когда-то все думал, что знаю людей. Но когда обнаружилось, что то, что преображало черты, искажало, двигало чертами мне незнакомых знакомцев, - я сам, колеблемый и отраженный на поверхности хаоса".
( Источник: https://blok.lit-info.ru/blok/pisma/pismo-46.htm)
]

     - «В Оный День ...» - выражение из Апокалипсиса, связанное с представлениями об "исполнении сроков" и "конце света" (Откр. XVI, 14).
[«...это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя».]

Другие редакции и варианты

Эпиграф (Т , БА, РГБ)- из стихотворения А. Белого "Образ вечности" (1903).
     [
      Эпиграф     Образ Возлюбленной
                Образ Возлюбленной
                Вечности

А. Белый "Образ вечности":

     "Образ возлюбленной — Вечности —
     встретил меня на горах.
     Сердце в беспечности.
     Гул, прозвучавший в веках.
     В жизни загубленной
     образ возлюбленной,
     образ возлюбленной — Вечности,
     с ясной улыбкой на милых устах...".
     ]

     - «Дева-Мать отворит двери ...» и след. (Т3, ст. 21)- Перефразируется важная для символистов концовка 2-й части "Фауста" Гёте, связывающая конец земной жизни с явлением Вечной Женственности (здесь - Богоматери), уводящей человека из бренного мира земных "подобий" в царство духовных сущностей.


Рецензии