26. Про яйца
А вот, когда приезжали в Москву, семью запирали в строгие рамки. Тут уж никуда не деться: салфеточки, вилочки, ножички. Какие вилочки-ножички! Если в нашем доме две алюминиевые ложки на четверых и ели ими по очереди - сначала дети, потом взрослые. Да и дома никакого никогда не было! Больше года не жили нигде. Отец всегда, выпив, говорил, что он цыганских кровей. И на месте ему сидеть скучно. Мама не сопротивлялась, смиренно следовала за мужем, крепко держа нас, детей за руки. Всегда. И везде.
На завтрак московская бабушка готовила яйца всмятку. Или в мешочек. В амурской деревне бабушка, набрав в курятнике полный фартук яиц, промывала все сразу в ведре, очищая их от навоза и перьев, опускала в большую кастрюлю, десятка два-три, заливала водой из колодца и варила яйца долго, до посинения. Никто эти яйца никогда не охлаждал. Чистились они всегда плохо. Дети, вечно голодные, давились ими, обжигаясь, поглощали, чуть ли не со скорлупой. А детей всегда - полный двор. На лето съезжались в деревню внуки от многочисленных бабушкиных детей. И эту ораву надо было кормить. Хотя бы утром и вечером. Потому что днём никого не дозовёшься, не найдёшь: гоняют то по лесу, то на речку.
У московской бабушки всё не так. Она промывала яйца, по одному на человека, водой из - под крана. Протирала каждое салфеткой, предварительно проверив его на свежесть. Для этого в стеклянную полулитровую банку наливала воды и по очереди опускала в неё сырые яйца. Если яйцо опускалось на дно - свежее. И его можно варить всмятку. Это целая, своего рода, эпопея-бабушка варит яйца всмятку. Дождавшись, когда вода закипит, бабуля сыплет в неё ложку соли. Размешивает, ждет повторного закипания. Затем каждое яйцо бережно, как что-то драгоценное, кладет на столовую ложку и аккуратно погружает в кипящую воду. И так происходит с каждым яйцом. Ждет, когда закипит вода. Как только начинается бурление, бабушка переворачивает песочные часы и следит за песком, как он сыплется вниз.
Я стою рядом, наблюдаю за этим важным процессом варки яиц в мешочек или всмятку. Бабушка всё делает молча, не обращая на меня внимания. Внучка для неё ничего не значит. Неопознанный объект. От женщины, которая пришлась не ко двору. Я - есть. Рядом, но на меня никто не тратит своих эмоций. Все эмоции достаются младшему брату. Он свой. Он похож на отца. Ему все дифирамбы и восхищения.
Как только песочные часы отмеряют положенное время, кастрюля с яйцами ставится под холодную воду. На красивой тарелке яйца красуются в центре стола. Каждому подается блюдце, на блюдце специальная «рюмочка» - пашотница. Для меня это дико. И интересно. Яйцо кладется в эту посудинку острым концом вниз. Иначе нельзя. С тупого конца яйцо разбивается легче. И чистится легче тоже. И желток находится ближе к тупому концу. Бабушка за этим следит строго. Рядом с блюдцем – ножик и ложка. Ложечка по размеру меньше чайной, с расширенным концом. Надо ножиком разбить верхушку яйца или аккуратно срезать её, убрать скорлупу, сложить на край блюдца.
Я часто получала подзатыльник за то, что не так ковыряю отверстие для ложечки. Скорлупа лопается, содержимое начинает сочиться через край пашотницы, жидкий желток предательски оказывается на скатерти. У меня всё не так! Руки тут же в этом вязком желтке, потому что пытаясь скрыть свои неловкие действии, я начинаю пальцами или языком ловить медленно выползающее месиво из недоваренного яйца, облизывать пальцы, размазывая эту субстанцию и по лицу. Меня гнали в ванну умываться, больно вытирали руки и лицо жестким полотенцем, гнали, подталкивая в спину, снова за стол.
-Галя, разве так можно! Ты же девочка! Почему мать тебя не научила быть аккуратной. Вот как с тобой можно пойти в гости, скажи?
-Я не хочу в гости.Я хочу быть дома.
-Нет, мы должны ходить в гости. Но для этого надо научиться правильно вести себя за столом.
Бабушка ежедневно воспитывала меня, ей не нравилось всё, что бы я не делала.Мама терпеливо молчала, папа тоже. Они избегали конфликта, как могли.
- Галя, смотри как правильно есть яйцо всмятку! Проделав дырочку,видишь, какая дырочка у меня. Я сняла шкурку только на макушке...
От слова "макушка" меня раздирал смех. Я стучала себя ложкой по своей макушке, за что получала подзатыльник от отца.
-Слушай бабушку, и делай так, как она говорит. Не безобразничай!
Я ненавидела эти яйца. Мне хотелось взять его, засунуть целиком в рот и разжевать!
-Леонид, не трогай девочку. Я сама. Галя, теперь надо взять солонку, слегка присолить внутренность скорлупы, и ложечкой размешать всё!
Странной ложечкой с тупым концом, медленно, месила белок с желтком, при этом разламывая бока яйца. Нечаянно, конечно, не специально же!
-Вот неуклюжая! Не получится из тебя барышни. Нет, не получится.
Я старалась как можно скорее съесть эту мерзкую бело-жёлтую жижу. Тщательно очищая внутренние стенки скорлупы. И одним яйцом никогда не наедалась. Мне было непонятно, как это все молчат и не требуют у бабушки добавки.
В это время бабушка уже мазала шоколадным маслом, тонким прозрачным слоем, кусочки ароматного батона и подавала каждому в руку. Мне хотелось , чтобы слой масла был толстым, чтобы можно было сначала съесть масло, а потом уже приступить к поглощению белого батона. Но масло так прочно вмазывалось в мякоть хлеба, что слизывать было уже нечего. Чайные фарфоровые чашки в зелёный горошек на блюдцах наполнялись горячим чаем. Можно было пить из блюдца. Аккуратно переворачивая чашку, наливать понемногу и не спеша чаёвничать.
-Галя, ну кто же так пьёт чай! Не швыркай так громко, это некрасиво! Куда так дуешь, брызги летят во все стороны. Галя!
Но мне было не до замечаний. Мне хотелось всего сразу и скорее!
Никто не роптал, все выходили из-за стола, благодарили бабушку за завтрак. Меня заставляли произнести это нелюбимое слово – «спасибо». А я, практически голодная, выдавливала его сквозь слёзы. Мне хотелось есть!
Я очень хотела большой кусок белого батона и толстый слой шоколадного масла. За своё хотение снова получала подзатыльник и отправлялась в свой угол с игрушками. Среди игрушек была кукольная посуда. Её мне подарила бабушка.Она была настоящая, фарфоровая, разрисованная голубенькими незабудками. И пашотница была тоже. И я с удовольствием обучала уже кукол есть яйца всмятку, щедро раздавая им подзатыльники.
Свидетельство о публикации №219121701352
Что то подобное было и у нас в детстве! Бабушка тоже колдовала над приготовлением яиц всмятку.
Спасибо за юмор, да и вообще за передачу той атмосферы, которую вы запомнили .
Леонард Ремпель 06.09.2021 22:45 Заявить о нарушении