Размещение жизни и хозяйства

Б.Б. Родоман

РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИЗНИ
И РАЗМЕЩЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА

Доклад на симпозиуме
«Биология и хозяйство»
3 февраля 1996 г.,
Эммаус (Тверской обл.)

        Размещение в географии обобщённо выражается районированием, поэтому рассмотрим соотношение двух его сеток – природной и хозяйственной. Они в крайних случаях могут совпадать либо располагаться противоположно, как двойственные графы, когда центры экономических районов возникают в узлах границ природных районов. Совпадение сеток имеет место, когда относительно однородные физико-географические районы становятся специализированными хозяйственными (например, лесная зона – лесопромышленной, чернозёмная – зерновой); противоположность – когда узловые районы (территориальные «сферы», точнее, полигоны влияния и власти) поделили между собой однородные районы и собрали вокруг своих центров различные, но экономически комплементарные куски (например, полесий и ополий, оазисов и степных пастбищ).
        Регионы различаются по преобладающему ритму ландшафта. Этот ритм измеряется частотой встречаемости одних и тех же элементов (например, вершин, долин, населённых пунктов, дорог) на профиле местности. Так, в центре Европейской России ландшафт более дробен, чем в Западной Сибири, но менее дробен, чем в Западной Европе. Между природными и культурными (антропогенными) компонентами ландшафта возможен резонанс – совпадение или кратность ритмов.  Кратности ритма соответствует конгруэнтность, когда ячейки разных районизаций взаимно вкладываются или охватываются без разрыва. При сохранении резонанса и конгруэнтности между природным субстратом и культурным суперстратом ландшафт  обогащается увеличением разнообразия. Если искусственное разнообразие произвольно и генетически не связано с естественным, то вероятен экологический диссонанс.
        Мозаику социально-экономических районов формируют складывающиеся факторы: 1) функциональное соответствие – каждому типу природных территориальных комплексов отвечает специфический набор возможных и желательных видов использования; 2) позиционный принцип: функция территориального ареала или пункта зависит от его положения в пространстве, причём существенны даже небольшие различия в расстоянии (на сотни и десятки метров) от тех или  иных центров, узлов, линий. В культурном ландшафте локальные отношения «центр – периферия» обычно важнее, чем глобальные природно-климатические условия.
        Вокруг любого очага (субъекта) человеческой деятельности распространяются концентрические зоны-волны освоения и преобладающего способа использования пространства (перечислены от передовых к тыловым): 1) экстенсивно-информационная – разведка, исследования, открытия; 2) экстенсивно-вещественная – добывающее хозяйство, расточительная эксплуатация невозобновимых ресурсов; 3)  интенсивно-вещественная – производящее хозяйство с возобновлением сырья и с возрастающим использованием отходов; 4) интенсивно-информационная – переработка информации, концентрация науки и передовых технологий, управление, власть. От усиливающегося очага зоны-волны расходятся, а вокруг ослабевшего сжимаются.
        Наблюдается также инверсия, когда периферийные зоны меняются функциями с центральными. Это может быть вызвано и необратимой деградацией всей зонно-волновой системы, и её постоянным обновлением со сменой фаз дегенерации и регенерации в каждой точке. Парадоксальна инверсия экстенсивности, когда характерные способы экстенсивной деятельности переносятся с периферии в ядро. Например, в стадии упадка империи жертвами завоеваний, захватов, грабежей становятся внутренние регионы (бумеранг колониализма).
        Различные элементы культурного ландшафта изменяются с разной скоростью, поэтому для сохранения экологического равновесия нужно, чтобы динамичные и агрессивные компоненты в своём размещении подчинялись консервативным и уязвимым. Постоянное наступление урбанизма должно смениться вековым ландшафтооборотом, подобным севообороту. Не только города могут расти за счёт лесов и полей, но и природный ландшафт путём рекультивации может восстанавливаться на месте устаревших поселений и промышленных зон. В некоторых моделях территориального симбиоза природы и человечества мобильные элементы должны вращаться вокруг стабильных.
        Так называемое «устойчивое развитие» можно понимать как всемерное зацикливание во времени и пространстве тех процессов, которые считались необратимыми. Если (или пока) Ойкумена ограничена Землёй, то для сохранения человека как биологического вида надо остановить или хотя бы заметно притормозить материально-технический прогресс, заменить его духовным  прогрессом, не пожирающим вещество и энергию.

        1 июля 1996 г.

        Главные и новые термины: районирование; двойственные графы; ритм ландшафта; резонанс ландшафтов; конгруэнтность районизаций; экологический диссонанс; функциональное соответствие; позиционный принцип; зоны-волны освоения пространства 1) экстенсивно-информационная, 2) экстенсивно-вещественная, 3) интенсивно-вещественная, 4) интенсивно-информационная; инверсия зонно-волновой системы; инверсия интенсивности; бумеранг колониализма; ландшафтооборот.
       
        Подготовлено для «Academia.edu» и «Проза.ру» 18 декабря 2019 г.
      


Рецензии